Великие полководцы России. Военно-патриотический проект для учащихся 8-х классов

Разделы: История и обществознание, Литература, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа, Краеведение, Патриотическое воспитание

Класс: 8


Завершён военно-патриотический проект «Великие полководцы России» для учащихся 8-х классов. Он шел полгода. Кратко о нём.

Взглянув на календарь знаменательных дат на 2020-2021 учебный год, мы пришли к выводу, что просто необходимо рассказать о Днях воинской славы России. За основу взяли следующие памятные даты:

  • 8 сентября - Бородинское сражение под командованием М.И.Кутузова.
  • 11 сентября - Победа русской эскадры под руководством Ф.Ф.Ушакова у мыса Тендра в 1790 году.
  • 21 сентября - Победа русских полков во главе с Дмитрием Донским на Куликовом поле в 1380 году.
  • 12 октября - 670 лет со дня рождения Дмитрия Донского.
  • 24 ноября - 290 лет Александру Васильевичу Суворову.
  • 1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадры у мыса Синоп в 1853 году.
  • 6 декабря - День памяти Александра Невского.
  • 9 декабря - День героев Отечества.
  • 24 декабря - Взятие турецкой крепости Измаил в 1790 году под командованием А.В.Суворова и участии М.И.Кутузова.
  • 13 мая - 800 лет со дня рождения А.Невского.

Подготовительный этап

Были определены цели и задачи, содержание проекта.

1. Сформированы три блока по две презентации:

  • А.Невский, Д.Донской.
  • Суворов А.В., Кутузов М.И.
  • Ушаков Ф.Ф., Нахимов П.С.

2. Оформлена цикловая выставка «Великие полководцы России».

3. Создан объёмный одноименный рекомендательный список документов, в котором были представлены не только материалы биографического и исторического характера, но и художественные произведения, а также информация об образе полководцев в искусстве (живопись, скульптура, архитектура, музыка, кино.)

Решили провести по три урока в каждом из четырех классов - презентации для учащихся. На четвертой встрече заслушали их сообщения по теме «Образ полководца в искусстве».

Мы ставили задачу не только рассказать о битвах и сражениях, но и, что очень важно, предоставить информацию о жизни и личности полководцев. Важно было показать их характеры, духовный мир, внутренний стержень позволившие им стать не только великими полководцами, но людьми с большой буквы. Не зря двое из взятых нами героев Александр Невский и Федор Ушаков посмертно причислены к лику святых.

Полководческий гений и высокая нравственность дали им моральное право вести людей на смерть ради Отчизны. Для нас очень важно было донести до юношей и девушек, как оказавшись в сложнейшей, трагической для Родины ситуации, они смогли взять на себя ответственность за страну, армию, за будущее своего народа. Они защищали свою землю не жалея жизни, не ища чинов и иных благ, а иногда несмотря на несправедливость, хулу и опалу. Прошлый подвиг это и источник будущих побед народа. Пример самопожертвования не ради славы и наград, но ради будущего страны.

К сожалению, современные учебники истории лишь набор дат и событий, не увязанных друг с другом. Не чувствуется в них моральной и исторической преемственности русского героизма. Необходимо было более широкое освещение жизни и подвигов полководцев. В том числе в музыке, фильмах, литературе, архитектуре, живописи, монументальном творчестве.

Главная задача проекта - чтобы для учащихся выбранные герои были не просто историческими деятелями, а живыми людьми со всеми их мыслями, проблемами, чертами характера. Не духи бесплотные, а живые понятные нам люди. Что помогло им сплотить, вдохновить воинов, победить там, где с первого взгляда все преимущества были у противника. Воевать не числом а умением. Не только силой оружия, но и силой духа. Донести до учащихся мысль, что не только полководческий гений, но и огромная работа над собой, любовь к России, к своим солдатам и матросам, самопожертвование позволили им добиться успеха. Для молодого поколения их жизнь - пример для подражания. Не зря подвиги наших полководцев предмет пристального и детального изучения в военных учебных заведениях других стран.

Проведение проекта

С 27 ноября по 3 декабря были проведены мероприятия:

  • «А.Невский, Д.Донской», во всех 8-х классах, ребята получили задания по подготовке сообщений об образе полководцев в искусстве (по 6 групп каждом классе).
  • Суворов А.В., Кутузов М.И. - декабрь - январь
  • Ушаков Ф.Ф., Нахимов П.С. - февраль - март
  • «Образ полководца в искусстве» - начало апреля. Восьмиклассники представляли свои творческие работы.

Результаты проекта

1. Прежде всего ребята, в силу курса истории России, были знакомы с подвигами не всех полководцев, а о других знали недостаточно. Восьмиклассники получили информацию не только из учебников, но и из исторических, литературных источников, живописных полотен, кинофильмов, музыкальных произведений.

2. Особый акцент мы делали на достижения будущих полководцев в возрасте наших восьмиклассников (например Александр Невский в 16 лет стал князем, а в 22 года руководил битвой на Чудском озере; Дмитрий Донской начал своё княжение в 9 лет; Александр Суворов в 15 лет зачислен рядовым в Семёновский полк; М.И.Кутузов в 14 лет уже обучал офицеров; Федор Ушаков по большей части ходил босиком и участвовал в охоте на медведя; П.С.Нахимов в 16 лет закончил Морской кадетский корпус в Петербурге, получил чин мичмана и был направлен во 2-й флотский экипаж Петербургского порта). Что заставляло ребят задумываться о своих целях, и своём будущем.

3. Участники проекта познакомились с другими сферами деятельности полководцев:

Дипломатической деятельностью А.Невского.

Строителем первого белокаменный кремля в Москве Дмитрием Донским.

Обладателем баса, хорошо разбиравшегося в людях, не любящего лесть, притворство, любящего всё русское. К тому же А.В.Суворов был высокообразованным человеком, любил поэзию и сочинял сам стихи.

В круг его интересов навсегда войдут литература, искусство, театр, международная политика. Его дом в Петербурге будет открыт русским и иностранным артистам, писателям. Талантливый дипломат Кутузов очаровывал своим обхождением турецких придворных и военачальников, не веривших, что перед ними тот самый страшный Кутузов, который так жестоко громил их в битвах.

Создателем первой конституции республики острова Корфу, удивительно, что Ф.Ф.Ушаков по убеждениям был монархистом.

Нахимовым П.С., совершившим в 1822-1825 годах кругосветное плавание на фрегате «Крейсер» под командованием М.П.Лазарева.

4. Учащиеся получили опыт исследовательской работы и публичного выступления со своей творческой работой. Конечно существует достаточно текстов и презентаций по теме, но все равно участникам проекта пришлось самостоятельно искать и переосмысливать информацию, используя рекомендательный указатель «Великие полководцы России».

5. Были прослежены связи полководцев с нашим краем (А.В.Суворов два года служил в Астрахани; мать Михаила Илларионовича, была урожденной Беклемишевой из рода астраханских воевод и свою службу Кутузов начинал в Астраханском полку под руководством А.В.Суворова; в Астрахани есть улица и храм имени Александра Невского; храм имени Ф.Ушакова на улице адмирала Нахимова).

6. Проведённая викторина показала высокий уровень знаний по теме проекта, лицеисты не просто давали ответы, они подробно рассказывали о полководцах.

Конечно невозможно рассказать о всех деталях проекта в одной статье, для тех кого заинтересовала эта тема предлагаем викторину и рекомендательный список источников информации «Великие полководцы России». (Приложение).

Викторина

1. Кто, и после какого события произнес эти слова «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет». (Александр Невский.5 апреля 1242 году Ледовое побоище)

2. Мальчишки, решившие стать военными моряками, учатся в …училище и гордо именуют себя …... (Нахимовцами)

3. На могиле полководца начертано лишь три слова: «Здесь лежит…» (Суворов)

4. Храм имени какого флотоводца есть в Астрахани? (Ф.Ф.Ушаков ул. адм. Нахимова)

5.Какой полководец в 1780 году был направлен в Астрахань, для подготовки военной (так называемой "индийской") экспедиции за Каспий, которая так и не осуществилась. От князя Потёмкина он получил предписание привести в боевую готовность Каспийскую флотилию и астраханский гарнизон. (А.В.Суворов)

6. Этот полководец послал главнокомандующему вражеской армии письмо с требованием немедленной сдачи города: «Даю двадцать четыре часа на размышление вам. Первый мой выстрел - неволя. Штурм - смерть. Что выбрать, оставляю вам на рассмотрение». (Суворов. Измаил, 1790 г.)

7. Какой полководец 1797 году был уволен царем в отставку без права ношения мундира и почему? (Павел 1, Суворов).

8. Перед последним своим военным походом он сказал "Служил за дьяка, пел басом, а теперь поеду петь Марсом". Что обозначают его слова? (Во время опалы он пел в храме, а потом поехал главнокомандующим союзных войск то есть богом войны).

9. В швейцарских Альпах есть участок русской земли, Расскажите о нем. (Знаменитый Суворовский крест в ущелье Шолленен, расположенный в самом центре Швейцарских Альп. Это памятник доблестным сподвижникам генералиссимуса, фельдмаршала, графа Суворова-Рымникского, князя Италийского, погибшим при переходе через Альпы в 1799 году)

10. Какой князь, узнав о походе Мамая, объявил мобилизацию сил со всех подчинённых ему и союзных княжеств. Русское войско впервые приобрело общенациональный характер. (Дмитрий Донской)

11. После какого сражения Суворов писал об этом полководце: "...он шел на моем левом фланге, но был моей правой рукой». (Кутузов, Измаил)

12. Кому принадлежат слова «С потерей Москвы - не потеряна еще Россия… Но, когда уничтожится армия погибнет Москва и Россия» и когда они были сказаны? (Кутузов М.И., после Бородинской битвы).

13. Полтора месяца гроб с его останками двигался к Петербургу. В пяти верстах от города лошадей выпрягли, и народ на своих плечах нес гроб до самого Казанского собора, где великий полководец был торжественно похоронен. (Кутузов М.И.)

14. Как Суворов на суше, так и этот полководец на море не потерпел ни одного поражения из 43 сражений и не потерял ни одного корабля. Ни один его подчинённый не попал в плен. (Ф.Ф.Ушаков)

15. По русскому обычаю битва начиналась с поединка двух богатырей. Монах-воин Александр Пересвет начинал битву с Челубеем. О какой битве идёт речь. (8 сентября 1380 года. Куликовская битва)

16. Чтобы не дать туркам перебрасывать войска на Кавказ, он решает атаковать турок на их морской базе в Синопской бухте. Войдя в нее двумя линиями, русские смогли избежать обстрела береговых батарей, и благодаря меткой стрельбе артиллеристов, стали уничтожать турецкие корабли. Кто руководил сражением? (П.С.Нахимов, 1853 г.)

17. Когда весть об его кончине достигла митрополита Кирилла, он со слезами произнес: «Чада мои милые, закатилось солнце земли русской». (Александр Невский)

Приложение