Художественное слово имеет большое значение для детей младшего школьного возраста, потому что развивает мышление, воображение ребенка и обогащает его эмоции. Учеными установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4-5 лет. Но даже трехлетние малыши обнаруживают смысловую память, которую необходимо развивать, так как осмысленное запоминание гораздо прочнее простого механического. Поэтому важно довести до сознания детей смысл произведения, целесообразно заранее готовить их к восприятию.
Педагогическая практика регулярно доказывает, что в наибольшей степени детей привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмическим рисунком, музыкальностью. И уже далее при повторном чтении дети начинают запоминать сам текст, одновременно усваивая и смысл стихотворения. Более того, речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
Процесс заучивания стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Легче и быстрее запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка как раз отличается образностью. Пытаясь воспринять стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому особо хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность и предметность.
На эффективность заучивания также положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание поэтического текста зависит от положительной установки на запоминание, заранее сформированной мотивации. Например, «ситуативное» чтение стихов: на утреннике, чтение маме и бабушке, выступление перед одноклассниками на открытом уроке и другие «особые» случаи. Установка на атмосферу выступления активирует память, внимание, а ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст, «вжиться» в образ, передать настроение.
Таким образом, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные, индивидуальные, ситуативные особенности, а также содержание и форма поэтического текста. Это позволяет эффективно использовать поэтическую форму для передачи и запоминания сложного на первый взгляд грамматического материала. Учащиеся начальных классов перестают испытывать страх перед запоминанием правил грамматики английского языка, которые значительно отличаются от грамматической системы родного для них русского языка.
Стихотворение о модальном глаголе MUST для учащихся начальных классов
Именно эти факторы побудили к созданию стихотворения о модальном глаголе MUST («должен, обязан») для учащихся начальной школы:
Как-то раз ходили с другом
На природу отдыхать.
Повстречались мы там с MUSTом
И хотим вам рассказать:Это MUST - глагол серьезный.
Спорить с ним нельзя никак.
Он - учитель, он - начальник
И по правилам мастак!Если скажет он «You must!»,
Нужно сразу выполнять,
Ну а скажет он «You mustn't»,
То нельзя ему не внять.«In the forest, in the country
People must be very wise.
Don't drop litter, don't pick flowers,
Keep them green and safe and bright.You must put a fire out,
You must look after the trees.
Don't make noise and don't be loud.
Take care of animals, birds and trees!»С этих пор мы с другом знаем
Как в лесу себя вести,
Как заботиться о Мире
И ответственность нести.Вот спасибо вам, глаголы,
За модальности урок!
Обещаем научиться
И использовать все впрок.
Данное стихотворение было подготовлено для учащихся 3 классов по программе углубленного изучения английского языка «Звездный английский» и представлено на уроках в рамках темы «Защита окружающей среды».