Использование QR-кодов на уроке английского языка

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык, QR-коды


QR-коды (от англ. Quick Response - «быстрая реакция», «быстрый отклик») были разработаны японской компанией Denso-Wave еще в 1994 году. В самой Японии QR-коды получили широкое распространение ещё в начале 2000-х годов: их размещают в рекламе, на упаковке товаров, печатают в буклетах, часто используют в играх, также в справочниках и т.д. С широким распространением достаточно мощных мобильных телефонов, оснащенных встроенными камерами, QR-коды начали свое широкое распространение по всему миру.

Другими словами, QR-код - это квадратная картинка, в которую закодирована какая-то информация. Это может быть обычный текст, адрес в Интернете, координаты какого-либо места или даже целое стихотворение. Их специальный вид облегчает чтение заложенных данных с помощью современных мобильных телефонов оснащенных камерами. Достаточно навести камеру телефона на код и тут же получить доступ к его содержимому.

Одним из новейших средств интерактивного обучения являются QR-коды - миниатюрные носители медиаданных, которые хранят текстовую информацию объемом примерно в половину страницы формата А4. При помощи квадратов черного и белого цвета (часто можно встретить и цветные) эти данные специальным образом кодируются. А расшифровка осуществляется с помощью простых сканирующих устройств.

Сегодня возможности технологии QR-кодирования информации мало применяются в образовании, хотя их возможности очень широки. При их помощи можно расширить содержание изучаемого материала, вынести на поля проблемный вопрос, предложить дополнительную литературу для изучения, проводить опросы, дать материал для прослушивания и т. д. Технологию QR-кодов можно использовать в методической работе: для проведения семинаров, мастер-классов, тренингов, создания информационных стендов и методических недель.

Помимо учебного процесса QR-коды можно использовать и в воспитательной работе. С помощь них можно проводить квест-игры, беседы, викторины (что особенно актуально при проведении недели английского языка).

В настоящее время существует огромное количество специальных сервисов, позволяющих в несколько кликов сгенерировать QR - код, который можно сохранить на компьютер и впоследствии использовать там, где только пожелаете. Например, русскоязычный on-line сервис для создания QR-кода http://www.qrcoder.ru позволяет в несколько кликов закодировать любой текст, ссылку на сайт, визитную карточку, sms-сообщение.

Существует сервис QRTreasureHuntGenerator, который создаёт QR-викторину из вопросов, которые были предложены. После этого, распечатанные QR-коды можно разместить по всему классу или за его пределами, тем самым ученикам будет более интересно получать знания из своих телефонов, чем со страниц скучных, на их взгляд, учебников. Это своего рода веб-квест, который способствует достижению нескольких важных целей при обучении школьников:

  • усиление мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
  • внедрение в учебный процесс дополнительных (электронных) методических образовательных ресурсов;
  • придание работе над учебным материалом новой организационной формы, привлекательной для школьников.

Единственным минусом этого сервиса является невозможность кодировать картинки и видео. Он работает лишь с текстом, однако, это может пригодиться при создании викторин и тестов.

Для создания QR-кода из картинки или видео лучше всего подходят следующие он-лайн сервисы:

1. http://www.qrcodegenerator.ru/ - позволяет зашифровать видео, загруженное на youtube, а также сделать код более необычным - изменить цвет, сгладить края. К примеру, в учебнике "Spotlight" для 5 класса имеется текст про Биг Бен, в котором дети узнают удивительные факты об одной из главных достопримечательностей Лондона. Развивая данную тему, я даю ученикам задание подготовить проекты о других интересных местах столицы Великобритании. Чтобы направить их творческий поиск в верное русло, предлагаю видео для просмотра, но простая ссылка - это скучно! А вот такой код, который поможет эту ссылку открыть, повышает мотивацию и интерес детей к предмету.

2. https://ru.inettools.net/app/single/index/9 - дает возможность вставить картинку внутрь кода (можно разместить фото какой-либо достопримечательности, и зашифровать вопрос по ней). К примеру, в учебнике "Spotlight" для 7 класса учащиеся знакомятся с великолепными замками, расположенными на территории Британских островов. Проверить понимание текста можно в форме игры (индивидуальной или командной) с помощью вопросов, зашифрованных в QR-коды.

Моим ученикам настолько понравилась работа с такими кодами, что в прошлом учебном году во время недели английского языка мы провели целую викторину, посвященную достопримечательностям Великобритании. Все вопросы были составлены на основе УМК "Spotlight" и рубрики "Culture Corner". Приведу Вам несколько примеров таких кодов-вопросов:

Для считывания QR-кода нужно установить на мобильный телефон специальное приложение. Их разработано огромное множество, для каждой операционной системы. QR Droid - это программа, которая даёт возможность считывать уже существующие коды и создавать собственные. Для обладателей операционной системы IOS тоже есть приложение для считывания подобных кодов - это Neoreader.

На внеурочном занятии по английскому языку в 6 классе, которое было посвящено правилам дорожного движения, детям нужно было отвечать на вопросы викторины, а свои ответы шифровать QR-кодом. Все вопросы состояли из информации, которую дети получили со страниц учебника "Spotlight" 6.

В заключение хочется отметить, что QR-код не является «трендом», новинкой. Он применяется уже довольно долго, так как является простым и удобным в использовании, количество методов его применения безгранично - здесь всё зависит только от фантазии педагога. Опыт использования показывает, что такие формы работы помогают ввести элемент новизны, подать материал, данный в УМК "Spotlight", нестандартно, тем самым привлекая интерес школьников к учебно-познавательной деятельности и повышая их мотивацию.

Список литературы

  1. Генератор QR-кодов [Электронный ресурс]. URL: http://www.qrcoder.ru/ (дата обращения: 17.05.2016).
  2. Что такое QR-код? [Электронный ресурс]. URL: http://www.qrmania.ru/aboutQR.html (дата обращения: 17ю05.2016).
  3. QR-код [Электронный ресурс] // Википедия - свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/QR-%D0%BA%D0%BE%D0%B4