Поддержка детской инициативы как основа формирования субъектной позиции воспитанников с ограниченными возможностями здоровья средствами метода проектов

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшие развитие человека. Этот возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в познавательной сфере детей, так как у них развивается мотивация, появляется произвольное владение собственными действиями, которые делают любую деятельность осознанной и результативной.

Кроме этого, актуальная особенность развития детской инициативы при организации образовательного процесса в моей дошкольной группе обусловлена компенсирующими, коррекционными мероприятиями - образовательный процесс организуется для детей с нарушениями зрения, для которых характерно недоразвитие познавательных интересов. Дети получают неполные, а порой искаженное представление об окружающем мире. Известно, что при нарушении зрения оказывается дефектной уже первая ступень познания - восприятие.

Познавательная пассивность, вызванная ограниченными возможностями здоровья, приводит к трудностям в формировании: здоровьесберегающей, коммуникативной, деятельностной, социальной, информационной компетентности детей.

В практике работы с детьми с нарушением зрения, одним из приоритетных направлений в построении образовательного процесса является создание условий на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

Современный образовательный процесс при работе с воспитанниками предполагает выполнение детьми разнообразных тематических проектов, совместное планирование дня взрослыми и детьми. Такая совместная деятельность начинается с проведения группового сбора - места и времени общения, игр, планирования тематических проектов и текущих событий.

Планируя образовательную деятельность с детьми, использую методику Л.В.Свирской, которая ориентирована на развитие личности ребенка, как самостоятельного, активного, уверенного субъекта.

Цели и задачи группового сбора:

  • создать положительный эмоциональный настрой;
  • обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
  • активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования собственной деятельности;
  • выбрать совместно с детьми новую тему проекта;
  • разработать план реализации нового проекта;
  • подвести итоги проекта;
  • прививать навыки культуры общения.

Во время проведения группового сбора заполняется план трех вопросов или карта детских идей. Дети отвечают на вопросы:

  • Что мы знаем по выбранной теме?
  • Что хотим узнать?
  • Что будем делать?

Карта детских идей дополняется по желанию ребенка на каждом этапе работы.

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к школе и сами предложили мне тему проекта на групповом сборе «Школьная жизнь».

Карта детских идей проекта «Школьная жизнь»

Что мы знаем по выбранной теме?

Что хотим узнать?

Что будем делать?

Юля Б.
Надо поднимать руку, чтобы ответить или задать вопрос.

Делают ли школьники поделки?

Спрошу у учеников, какие поделки они делают? Попрошу сделать вместе.

Марк Ф.
В школе надо решать примеры, учить стихи, рисовать.

Какие задачи решают в школе на математике?

Спрошу у директора, можно пользоваться счетными палочками?

Валерия Ш.
В школе находят друзей.

Что нужно делать в школе, чтобы были друзья?

Хочу сходить в школу, поиграть с учениками.

Алена О.
Надо слушать учителя.

Какие уроки бывают в школе?

Хочу побыть ученицей, рассказать стихотворение про школу. Спрошу учеников учат ли они стихи?

Артём С.
Нельзя перебивать учителя.

Часто ли школьники опаздывают на уроки?

Хочу построить короткую дорогу в школу, чтобы не опаздывать.

Андрей И. когда учитель задает вопрос, ученики выходят к доске.

Как у школьников проходит физкультура?

Хочу сходить на экскурсию в школу, познакомиться с учителем и посмотреть спортивный зал.

Артём В. В школе есть перемены.

Сколько времени идет перемена.

Хочу сходить в школу, спросить, сколько времени идет перемена?

После группового сбора карту детских запросов проанализировала команда: воспитатели, педагог-психолог, тифлопедагог, музыкальный руководитель. Педагоги распределили запросы детей, и выстроили индивидуальный маршрут для каждого ребенка.

Проект «Школьная жизнь», превзошел все мои ожидания! Проект был насыщен разными событиями: экскурсия в школу, беседы с учениками, директором, посещение школьной библиотеки, спортивного зала, столовой. Дети выкладывали на вертикальной плоскости магнитным конструктором короткий путь в школу. Самое главное, дошкольники с нарушением зрения не теряли интерес к проекту, были активны, выдвигали разные идеи, совместно преодолевали трудности.

Использование технологии личностно-ориентированного образования позволяет дошкольникам:

  • формировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать точку зрения;
  • выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них последовательно и логично;
  • внимательно слушать, проявлять конструктивные отношение к высказыванию других;
  • делать выбор;

Проектная деятельность выстраивается с учетом запросов дошкольников. Все ребята работают над одной темой, но детская деятельность разная. Дети сами решают, какой вид деятельности в какой области выберут:

  • продуктивный;
  • информационный.

Форму работы:

  • групповую;
  • индивидуальную.

Выстраивание образовательного процесса на основе детской инициативы;

  • способствует формированию способности: поставить цель, спланировать и осуществить результативное действие индивидуально или в сотрудничестве с другими;
  • дает возможность: понимать речь других, стремление сделать понятной свою речь;
  • совершенствует умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми в различных ситуациях, способность принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними, анализировать действия и поступки, управлять своим поведением, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения;
  • способствует формированию навыка использования различных источников информации для достижения целей.