Дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшие развитие человека. Этот возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в познавательной сфере детей, так как у них развивается мотивация, появляется произвольное владение собственными действиями, которые делают любую деятельность осознанной и результативной.
Кроме этого, актуальная особенность развития детской инициативы при организации образовательного процесса в моей дошкольной группе обусловлена компенсирующими, коррекционными мероприятиями - образовательный процесс организуется для детей с нарушениями зрения, для которых характерно недоразвитие познавательных интересов. Дети получают неполные, а порой искаженное представление об окружающем мире. Известно, что при нарушении зрения оказывается дефектной уже первая ступень познания - восприятие.
Познавательная пассивность, вызванная ограниченными возможностями здоровья, приводит к трудностям в формировании: здоровьесберегающей, коммуникативной, деятельностной, социальной, информационной компетентности детей.
В практике работы с детьми с нарушением зрения, одним из приоритетных направлений в построении образовательного процесса является создание условий на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
Современный образовательный процесс при работе с воспитанниками предполагает выполнение детьми разнообразных тематических проектов, совместное планирование дня взрослыми и детьми. Такая совместная деятельность начинается с проведения группового сбора - места и времени общения, игр, планирования тематических проектов и текущих событий.
Планируя образовательную деятельность с детьми, использую методику Л.В.Свирской, которая ориентирована на развитие личности ребенка, как самостоятельного, активного, уверенного субъекта.
Цели и задачи группового сбора:
- создать положительный эмоциональный настрой;
- обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
- активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования собственной деятельности;
- выбрать совместно с детьми новую тему проекта;
- разработать план реализации нового проекта;
- подвести итоги проекта;
- прививать навыки культуры общения.
Во время проведения группового сбора заполняется план трех вопросов или карта детских идей. Дети отвечают на вопросы:
- Что мы знаем по выбранной теме?
- Что хотим узнать?
- Что будем делать?
Карта детских идей дополняется по желанию ребенка на каждом этапе работы.
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к школе и сами предложили мне тему проекта на групповом сборе «Школьная жизнь».
Карта детских идей проекта «Школьная жизнь»
Что мы знаем по выбранной теме? |
Что хотим узнать? |
Что будем делать? |
Юля Б.
|
Делают ли школьники поделки? |
Спрошу у учеников, какие поделки они делают? Попрошу сделать вместе. |
Марк Ф.
|
Какие задачи решают в школе на математике? |
Спрошу у директора, можно пользоваться счетными палочками? |
Валерия Ш.
|
Что нужно делать в школе, чтобы были друзья? |
Хочу сходить в школу, поиграть с учениками. |
Алена О.
|
Какие уроки бывают в школе? |
Хочу побыть ученицей, рассказать стихотворение про школу. Спрошу учеников учат ли они стихи? |
Артём С.
|
Часто ли школьники опаздывают на уроки? |
Хочу построить короткую дорогу в школу, чтобы не опаздывать. |
Андрей И. когда учитель задает вопрос, ученики выходят к доске. |
Как у школьников проходит физкультура? |
Хочу сходить на экскурсию в школу, познакомиться с учителем и посмотреть спортивный зал. |
Артём В. В школе есть перемены. |
Сколько времени идет перемена. |
Хочу сходить в школу, спросить, сколько времени идет перемена? |
После группового сбора карту детских запросов проанализировала команда: воспитатели, педагог-психолог, тифлопедагог, музыкальный руководитель. Педагоги распределили запросы детей, и выстроили индивидуальный маршрут для каждого ребенка.
Проект «Школьная жизнь», превзошел все мои ожидания! Проект был насыщен разными событиями: экскурсия в школу, беседы с учениками, директором, посещение школьной библиотеки, спортивного зала, столовой. Дети выкладывали на вертикальной плоскости магнитным конструктором короткий путь в школу. Самое главное, дошкольники с нарушением зрения не теряли интерес к проекту, были активны, выдвигали разные идеи, совместно преодолевали трудности.
Использование технологии личностно-ориентированного образования позволяет дошкольникам:
- формировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать точку зрения;
- выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них последовательно и логично;
- внимательно слушать, проявлять конструктивные отношение к высказыванию других;
- делать выбор;
Проектная деятельность выстраивается с учетом запросов дошкольников. Все ребята работают над одной темой, но детская деятельность разная. Дети сами решают, какой вид деятельности в какой области выберут:
- продуктивный;
- информационный.
Форму работы:
- групповую;
- индивидуальную.
Выстраивание образовательного процесса на основе детской инициативы;
- способствует формированию способности: поставить цель, спланировать и осуществить результативное действие индивидуально или в сотрудничестве с другими;
- дает возможность: понимать речь других, стремление сделать понятной свою речь;
- совершенствует умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми в различных ситуациях, способность принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними, анализировать действия и поступки, управлять своим поведением, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения;
- способствует формированию навыка использования различных источников информации для достижения целей.