В статье рассматриваются разноаспектные методические приемы по созданию внутренней положительной мотивации обучающихся на начальной этапе билигвальных уроков. При эффективном преподавании иностранных языков в школе значимым является не только содержание занятий: перед учителем стоит задача широко использовать ассоциации, возникающие при коммуникации [1]. Способ представления знаний становится приоритетом для учителя [2]. Особенно важно это при обучении на билингвальной основе, что является традиционным в нашей школе, в МАОУ «СОШ № 12 с углубленным изучением немецкого языка» г. Перми. При билингвальном обучении учебный процесс организован таким образом, что создаются условия для достижения следующих целей:
- обучающиеся овладевают предметными знаниями за счет взаимосвязанного использования двух языков (родного и иностранного) в качестве средства образовательной деятельности;
- обучение иностранному языку осуществляется в процессе овладения определенными предметными знаниями за счет взаимосвязанного использования двух языков и овладения иностранным языком как средством образовательной деятельности [3].
Полагаем, что в условиях билингвального обучения у обучающихся возникает особая мотивация к изучению иностранного языка. Билингвальное обучение создает предпосылки для развития специфического компонента мотивации овладения иностранным языком - так называемой билингвальной мотивации, в основе которой лежит потребность в самоактуализации [4]. Поэтому считаем главным для обучающихся использовать приемы мотивационного характера на начальном этапе урока. Для этого мы применяем следующие методические приемы: демонстрация фотографий, карикатур, символов, книг, музыкальных клипов, знакомство с высказываниями известных людей. Данные приемы дают возможность обучающимся сконцентрироваться на теме урока, мотивируют обучающихся к активному участию на уроке. В настоящей статье предлагаем реализованные на практике идеи вводной части билингвальных занятий по литературе, биологии, географии, технологии, математике, музыке и физической культуре.
Немецкий язык и литература
На начальном этапе билингвального занятия по предметам «Литература» и «Немецкий язык» в 5 классе, посвященном изучению русский и немецких сказок, представлен эпиграф из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»: «… и кот ученый свои мне сказки говорил». С помощью эпиграфа обучающиеся фронтально высказывают предположения о теме урока. В итоге ребята отгадывают тему занятия «В мире сказок» - «In der Märchenwelt».
Билингвальный урок по предметам «Литература» и «Немецкий язык» в 6 классе направлен на обсуждение любимых книг подростков. Начать урок можно следующим образом. Учитель, держа в руках книгу, эмоционально передает ребятам её основное содержание, описывает интересную сцену или характеризует главного героя. Обучающиеся, отвечая на вопрос, почему именно про эту книгу рассказал учитель, делятся своими предположениями. В совместном обсуждении учитель помогает обучающимся прийти к решению о том, что рассказ был посвящен любимому произведению. Затем учитель обращается к обучающимся с предложением сделать сообщение о своей любимой книге.
Немецкий язык и биология
В начале билингвального занятия по предметам «Биология» и «Немецкий язык» в 8 классе обучающиеся, рассматривая карикатуру М.Хютера (рис. 1), участвуют в дискуссии для определения темы урока. Ребята обсуждают изображенного на карикатуре человека, отвечая на вопросы:
- Wer, wo und wann ist dargestellt?
- Was macht die Person?
- Wie ist der Gesichtsausdruck? Warum?
После высказанных мнений обучающиеся формулируют тему билингвального занятия «Здоровое питание».
Рисунок 1. М. Хютер. Питание
Немецкий язык и география
Для введения в тему «Экологические проблемы» на билингвальном занятии по предметам «География» и «Немецкий язык» в 6 классе можно использовать клип Майкла Джексона на песню «Earth Song»: ссылка на официальное видео https://www.youtube.com/watch?v=XAi3VTSdTxU. После просмотра данного видеоклипа обучающиеся описывают экологическую ситуацию на планете и называют тему урока.
На начальном этапе билингвального урока «Вторичная переработка отходов» в 6 классе учитель географии показывает обучающимся поделки (рис. 2), сделанные ребятами других классов: вазы, декорированные из пластиковых и стеклянных бутылок, а также игрушки, изготовленные из использованной бумаги и остатков ДСП. После работы в малых группах обучающиеся обмениваются в классе мнениями о том, что объединяет представленные поделки, и определяют таким образом тему занятия.
Рисунок 2. Поделки обучающихся
Немецкий язык и технология
В начале билингвального урока по предметам «Технология» и «Немецкий язык» в 3 классе учитель представляет обучающимся символы Нового года и Рождества: ёлку, новогодние шары, новогодний подарок. Данные предметы служат импульсом для фронтального обсуждения традиций России и Германии.
Немецкий язык и математика
На билингвальном занятии по предметам «Математика» и «Немецкий язык» в 8 классе учитель предлагает обучающимся совместно познакомиться с высказываниями знаменитых ученых К.Ф.Гаусса, Пифагора и Р.Бэкона (рис. 3), выявить общие мысли в цитатах видных деятелей науки и сформулировать тему урока. Тема данного билингвального занятия - «Какую роль играет математика в нашей жизни?».
Рисунок 3. Высказывания ученых о математике
Немецкий язык и музыка
Билингвальное занятие по предметам «Музыка» и «Немецкий язык» в 4 классе, направленное на обсуждение музыкальных интересов одноклассников, начинается с прослушивания песни на немецком языке. В данной песни звучат названия музыкальных инструментов, которые ребята изображают с помощью пантомимы: ссылка на песню https://www.youtube.com/watch?v=Sk5obnH0WpE.
Der kleine Affe Miritz,
Den im Dschungel jeder kennt,
Er spielt sein Lieblingslied
Auf jedem Instrument.
Er spielt Klavier…
Немецкий язык и физкультура
В начале билингвального урока по предметам «Физическая культура» и «Немецкий язык» обучающиеся 6 класса видят на слайде презентации названия стран (рис. 4) и пытаются сообща ответить на вопрос: Какое важное спортивное мероприятие международного уровня символизирует это изображение? Представленные на изображении страны являются участницами чемпионата мира по футболу.
Рисунок 4. Названия стран
Во введении билингвальных уроков учитель использует методические приемы для обсуждения различного материала: фотографий, карикатур, символов, музыкальных клипов, песен, книг, высказываний, эпиграфов. Описанные приемы позволяют обучающимся включиться в активную работу на уроках. Тем самым у обучающихся развивается положительная мотивация к систематизации и углублению ранее полученных знаний, а также к овладению новыми межпредметными знаниями. Считаем, что создание мотивационного поля в начале урока за счет использования данных приемов актуально не только в условиях билингвального обучения, но и на традиционных уроках иностранного языка.
Список литературы
- Питерская С.Э. Обучение на билингвальной основе в условиях межкультурной коммуникации // Современная педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. - URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4410 (дата обращения: 29.03.2021).
- Розина М.С., Соловьева М.В. Приемы формирования и повышения внутренней мотивации студентов при обучении русскому языку как иностранному // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: материалы 4-й Международной научно-методической конференции. - Воронеж, 2016. - С. 109-114.
- Горбунова Н.Л., Улитина С.Г. Обучение на билингвальной основе как базовый компонент в системе углубленного языкового образования в школе // Индустрия перевода: материалы V Международной научной конференции (Пермь, 3-5 июня 2013г.) - Пермь, 2013. - С. 431-436.
- Данилова Т.А. Билингвальное обучение как условие интеграции в глобальное образовательное пространство // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 4 (73) - С. 127-139.
Источники фотографий и рисунков
- М.Хютер. Питание. URL: https://www.dguv-lug.de/fileadmin/user_upload_dguvlug/Unterrichtseinheiten/Berufsbildende_Schulen/Fit_durch_den_Tag/Arbeitsblatt_2_Fit_durch_den_Tag_Maerz_2011.pdf.
- Поделки обучающихся, фотографии сделаны авторами Н.Л.Горбуновой, Е.С.Комиссаровой.
- Высказывания ученых о математике, портрет К.Ф.Гаусса, URL: https://de.wikipedia.org/wiki/Carl_Friedrich_Gau%C3%9F; портрет Пифагора, URL: https://de.wikipedia.org/wiki/Pythagoras; портрет Р.Бэкона, URL: https://de.wikipedia.org/wiki/Roger_Bacon.
- Названия стран, рисунок выполнен авторами Н.Л.Горбуновой, Е.С.Комиссаровой.