Рабочая программа «Нескучайка» (Художественно-эстетическое развитие). Возраст детей 2–3 года

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Срок реализации программы - 1 год

Пояснительная записка

Желание творить - внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве - залог будущих успехов. На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник дети получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме, размере предметов и их частей, у них развивается воображение, мышление, речь. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).

Актуальность рабочей программы дополнительного образования

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.

В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Подъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.

Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Выделение и познание ребенком формы предмета, как свойства, происходит в деятельности с предметами под контролем зрения и правильного отражения в речи названия формы.

Аппликация (от латинского applicatio - прикладывание) - это один из видов изобразительной техники, основанный на вырезании и наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Аппликация может быть составлена из бумаги, ткани, или различных природных материалов.

Программа «Нескучайка» предоставляет широкие возможности для художественного, эстетического и духовного развития ребёнка.

Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.Занятия аппликацией с детьми этих лет жизни могут быть привлекательными и доступными для малышей.

Доступность объясняется несложностью исполнительских приёмов, которые осваивают дети во время аппликационной деятельности, а также возможностью манипулирования готовыми формами для достижения результата.Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.

Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.

Полученный детьми в раннем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних возрастных этапах.

Сформированные в раннем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.

Порядок использования (применения) рабочей программы в практической деятельности:

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в младшей группе: 10 минут. С 01 октября по 30 апреля. Всего 28 занятий.Срок программы 1 год. Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы. К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; освоят навыки работы с ножницами и клеем; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук.

Цель рабочей программы дополнительного образования:

  • Развивать творческие способности, фантазию, воображение.
  • Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности.

Задачи рабочей программы дополнительного образования

  • развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
  • развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
  • привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
  • учить создавать коллективные работы.

На данных занятиях дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию, цвет восприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения

Принципы, положенные в основу рабочей программы.

Программа реализации рабочей программы основываются на основных принципах общеобразовательной программы «От рождения до школы» подредакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой:

  • Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости
  • (содержание программы соответствует основным положениям возрастнойпсихологии и дошкольной педагогики);
  • Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей изадач, в ходе реализации которыхформируются ключевые качества в развитии дошкольников;
  • Принцип интеграции образовательных областей в соответствии свозрастными возможностями и особенностями детей.
  • Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

Схема занятий

Предварительный этап:

  • ознакомление детей с геометрическими фигурами в игровой деятельности, игры с плоскостной мозаикой из цветных геометрических фигур.(цель: постепенно подводить детей к пониманию того, что все фигуры можно раскладывать по-разному)

Основной этап:

  • Организационный момент с использованием сюжетных картин, сказочных персонажей, увлекательных путешествий.
  • Проведение пальчиковой гимнастики.
  • Рассматривание картины, натуры сопровождается показом образцов, выполненных педагогом. В процессе показа педагог отчётливо называет цвет формы, если необходимо, обводит пальцем, подчёркивая её особенности.
  • На каждом занятии обязательноуделять большое внимание закреплению приёмов раскладывания фигур и их наклеивания на основу. C первых занятий надо учить детей правильно держать кисть, набирать немного клея, аккуратно намазывать форму с обратной стороны, пользуясь при этом специальной клеёнкой, после намазывания класть кисть на подставку, раскладывать формы на место намазанной стороной, прижимать их тряпочкой, не сдвигать. Об этом надо напоминать детям постоянно. Приучать детей и к самостоятельному решению некоторых задач на повторных занятиях.
  • Проведение физминутки.

Заключительный этап:

  • рефлексия;
  • организация выставки детских работ

Планируемые результаты

К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; освоят навыки работы с ножницами и клеем; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук.

1. Создает изображения предметов из готовых фигур.

2. Украшает заготовки из бумаги разной формы.

3. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.

4. Развита мелкая моторика рук в соответствии с возрастом детей;

5.Ребёнок уверен в собственных силах и проявляет устойчивый интерес к аппликации.

Формы подведения итогов

  • мониторинг усвоения детьми раздела «Развитие продуктивной деятельности»
  • открытые показы занятий дополнительного образования родителям.

Тематическое планирование

Раздел

Содержание

Количество занятий

Работа с готовыми формами

На занятии ребенок учится наклеивать готовые формы в определенных частях основы, согласно образцу. Развитие навыков ориентировки на плоскости листа.

10

Преобразование готовых форм

На занятиях ребёнок учится трансформировать геометрические фигуры путём складывания их пополам, по диагонали.

4

Составление изображений

На занятии дети составляют изображения предметов из нескольких форм.

14

Итого занятий

28

Перспективный план

Дата

Название

Программное содержание

Октябрь

1 неделя

Коллективная работа золотая осень

Учить детей создавать композиции на основе пейзажных рисунков, передавать в работе цвета «осени». Совершенствовать умения детей создавать композицию из отдельных деталей.Развивать воображение, творчество, мелкую моторику рук.

2 неделя

« Грибы»

Учить изображать грибы в технике аппликации.закрепить навыки нанесения клея на детали аппликации и их приклеивания;- закреплять умение составлять из готовых элементов (грибочки).

3 неделя

«Гусеничка»

Учить детей располагать предметы на листе в нужном месте. Развивать доброжелательное отношение к окружающим, доводить изделия до нужного образа с помощью фломастеров.

4 неделя

« Осенний листочек»

Продолжать знакомить детей с осенними явлениями природы, расширят знание детей о листопаде, познакомить детей с новым для них методом аппликации «обрыванием»

Ноябрь

1 неделя

«Ягоды»

Продолжать учить детей наклеивать детали на лист в нужном месте. Продолжать знакомить с красным цветом, учить соотносить цвет с его наименованием. Воспитывать отзывчивость и доброту .

2 неделя

«Фрукты»

Учить детей наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист. Продолжать знакомить с зеленным цветом, учить соотносить цвет с его наименованием. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

3 неделя

«Разноцветные матрешки»

Этот вид работы учит ребенка располагать узор в пределах основы неправильной формы(силуэт матрешки).

4 неделя

«Репа»

Изготовление аппликации из цветной бумаги и гофрированного картона.Научить детей аккуратно клеит детали из бумаги; Уметь правильно использовать полоски гофрированного картона для декоративной отделки; Воспитывать аккуратность, развивать фантазию.

Декабрь

1 неделя

«Веселый снеговик»

- Закреплять знания детей о круге, закреплять представления о зиме, как времени года, признаках зимы, снеговике.
- Развивать память, внимание, воображение.
- Воспитывать умение радоваться окружающему миру.

2 неделя

«Елочка-Елка»

Учить детей составлять аппликативное изображение ёлочки из готовых форм (треугольников, с частичным наложением элементов друг на друга). Развивать чувство формы, цвета и ритма. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

3 неделя

«Бусы для ёлочки»

Закреплять знания детей о круглой форме. Продолжать учить детей чередовать предметы по цвету. Продолжать учить детей пользоваться клеем, кистью, салфеткой. Воспитывать аккуратность при работе. Воспитывать интерес к собственному творчеству.

4 неделя

«Мешочек для Деда мороза»

- Развивать умение детей располагать фигуры на бумаге, аккуратно наклеивать их;
- Развивать речь, мышление;
- Закреплять знания детей о геометрической фигуре - круг;
- Продолжать воспитывать отзывчивость у детей;
- Вызывать желание помогать сказочным героям;

Январь

1 неделя

«Мы -милашки, куклы Неваляшки»

Формировать у детей умение составлять общую композицию из готовых форм. Формировать умение намазывать клеем бумагу и приклеивать ее на основу

2 неделя

« Рукавичка»

- совершенствовать навыки работы в технике торцевание,
- развивать мелкую моторику рук, творческие способности, воображение, фантазию ребёнка.

3 неделя

«Шарфик для Мишутки»

- Учить располагать геометрические фигуры по краям основы, чередуя их по величине, форме;
- Воспитывать внимание, усидчивость.

4 неделя

«Зимний лес»

Учить детей создавать зимний пейзаж с использованием нетрадиционной техники аппликации - обрывной.
- закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, обогащать представления детей о времени года - зима.
- вызвать интерес к созданию образа снегопада.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, композиционное умение равномерно располагать комочки по всему рисунку.

Февраль

1 неделя

«Украсим салфетку»

Выкладывание узоров и составление композиции из готовых форм развивает зрительное восприятие у ребенка, закрепляет умение ориентироваться в пространстве альбомного листа(справа - слева,верх-низ).

2 неделя

«Вот какие у нас кораблики»

- вызвать интерес к созданию коллективной композиции " Кораблики плывут по ручейкам"
- учить детей составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера)
- закрепить навык наклеивания готовых форм
- развивать чувство формы и композиции.

3 неделя

«Флажок»

Продолжать учить детей создавать изображение предмета прямоугольной формы, состоящего из двух частей; правильно располагать предмет на листе бумаги, различать и правильно называть цвета.

4 неделя

«Лоскутное одеяло»

Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивать фантики на основу (2 на 2 штуки) и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ. Подвести к практическому освоению понятия» часть и целое.

Март

1 неделя

«Колобок покатился по лесной дорожке»

Учить детей создавать выразительный образ Колобка в технике бумажной пластики: сминать бумажную салфетку в комок, раскатывать в ладошках и наклеивать на дорожку, нарисованную фломастером в виде кривой линии. Развивать чувство формы, мелкую моторику, согласованность в работе обеих рук. Воспитывать интерес к изображению сказочных героев доступными средствами

2 неделя

«Вот какой у нас букет»

Вызвать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить составлять композицию из готовых элементов-цветов и листиков: выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (силуэте букета). Показать возможность изготовления цветка в технике бумажной пластики - из мятых комочков и рваных кусочков. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать чувство заботы о маме

3 неделя

«Полосатый коврик»

Упражнять в подборе цветосочетаний, учить украшать прямоугольник. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Воспитывать самостоятельность и аккуратность.

4 неделя

«Облака на небе»

Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать к картону.

Апрель

1 неделя

«Грузовичок»

На занятии дети учатся создавать знакомые предметы, срезая углы у прямоугольника и квадрата, закрепляют знание геометрических фигур(находят и называют их)

2 неделя

«Автобус»

На занятии ребенок закрепляет представление о геометрической фигуре- квадрат, упражняется в умении правильно работать с кистью и клеем.

3 неделя

«Вагончик»

Продолжать формировать умение наклеивать готовые шаблоны на картон, обыгрывая их.

4 неделя

«Самолет»

Показать детям способ составления самолёта из трёх полосок разной длины, закрепив обыгрыванием и чтением стихов.

Содержание программы

Аппликация дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети знакомятся с самыми простыми поделками и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать руководителя.

Аппликация выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.

Занятия с бумагой позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Занятия направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников.

Значение занятий для развития ребенка:

  • совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера;
  • развиваются навыки концентрации внимания, так как процесс изготовления заставляет сосредоточиться;
  • развиваются навыки следовать устным рекомендациям руководителя;
  • стимулируется развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
  • происходит знакомство с такими понятиями, как форма, цвет, величина, количество;
  • создание игровых ситуаций расширяет коммуникативные способности ребенка;
  • развиваются навыки детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в аппликации.
  • приобретаются навыки аккуратности;
  • развивается конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования

  1. Наглядные пособия: плакаты, таблицы, муляжи, модули.
  2. Альбомы, цветная бумага, клей, клеенка, кисть.
  3. Учебно-методический комплект, дополнительная литература.

Список литературы

  1. Янушко Е.А. «Аппликация с детьми раннего возраста» методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: - Мозаика-Синтез: 2006. - 64 с. Аппликация в детском саду.
  2. А.Н.Малышева. Н.В.Ермолаева.Д.Н.Колдина.
  3. Интернет-сайты «Дошколенок», «Воспитатель», «Все для воспитателя»