Методическая разработка бинарного урока для детей с ЗПР. Тема: "Великий круговорот жизни"

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Класс: 3

Ключевые слова: окружающий мир, ЗПР


Организационная информация

Предмет: Окружающий мир.

Педагоги: учитель начальных классов и учитель-логопед.

Класс, специфика обучения: 3 класс, обучающиеся с ЗПР.

Продолжительность урока: 40 мин.

Фотоотчёт: https://drive.google.com/open?id=1vbpfANkRGJSHgnQOV7XEbNkK0iH0SfFQ725uD1e-nLE

Методическая информация: УМК «Школа России»: А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник 3 класс. В 2-х частях.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока: проблемный урок смешанного типа.

Тема: Великий круговорот жизни.

Цели:

  • Деятельностная: обучение детей новым способам нахождения знаний о круговороте жизни на Земле, введение новых понятий, терминов.
  • Содержательная: обогащение и актуализация словарного запаса детей с ЗПР путём формирования системы новых понятий, расширения знаний обучающихся за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с основными звеньями круговорота жизни, их составом и функциями.
  • Развивать умение анализировать информацию, делать обобщения, формулировать выводы; способствовать развитию речи, внимания, мышления, исследовательской и творческой деятельности путём использования активных методов обучения.
  • Воспитывать уважительное и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: знание понятия «Круговорот жизни», звеньев круговорота жизни, их состава и функций.

Формирование УУД:

Личностные:

  • сформированность позитивной моральной самооценки и эмоциональных чувств, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • мотивация к учебной деятельности;
  • формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения целей, границ «знания» и «незнания»;
  • навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми;
  • формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия; развитие экологического сознания.

Регулятивные:

  • умение определять и формулировать цель на уроке, планирование и выполнение задания в соответствии с целью, определение критериев оценивания и обоснование своего мнения, учёт правил в контроле способа решения, умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • осознание качества и уровня усвоения темы, умение высказывать своё предположение;
  • прогнозировать результат и уровень усвоения знаний.

Коммуникативные:

  • адекватное взаимодействие в группе при выполнении учебного задания, умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, использование речи для регуляции своего действия; учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • умение договариваться, приходить к общему решению, слушать и понимать речь других;
  • интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества с командой;
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение взаимно контролировать действия друг друга.

Познавательные:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добыча новых знаний: умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • умение формулировать познавательную цель;
  • формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы;
  • умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выделять необходимую информацию; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
  • умение сравнивать, классифицировать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, делать выводы.

Организация работы:

  • частично-поисковая деятельность;
  • фронтальная, индивидуальная, групповая;
  • дифференцированные задания по уровню сложности.

Ресурсы урока:

  • Проектор
  • Ноутбуки
  • Экран
  • Учебник «Окружающий мир», 3 класс, часть 1, автор Плешаков А.А.
  • Макет солнца с цветными лентами.
  • Цветные пазлы (разрезанные картинки), маркировка столов (цветные жетоны)
  • Памятка-самооценка
  • Индивидуальные оценочные листы
  • Весы (рычажные)
  • Ароматы (сосна, мята, лимон)
  • Карточки: «производят», «потребляют», «разрушают»; «производители», «потребители», «разрушители»; таблицы со звеньями и функциями;
  • Картинки героев мультфильма, водорослей, морских бактерий, рыбок.
  • Тюль для игры
  • Магниты
  • Клей

Онлайн-сервисы:

Ход урока

I этап - Мотивационный этап

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности: «хочу - надо - могу»

А) Цветотерапия

Цель: Осуществление психоэмоционального настроя детей через использование цветотерапии.

Слайд-2. «Сменяющиеся цвета радуги с мелодией»

Приём «Солнечные лучики»

Учитель-логопед держит макет солнца с цветными лентами - лучами над головой.

Учитель: - Ребята, протянем руки к солнцу, выберем цветную ленту, почувствуем себя тёплыми цветными лучиками и поделимся теплом с друзьями, подарив улыбки.

Учитель-логопед:

Первый лучик, нежный лучик,
Заглянул он к нам в оконце
И принес в своих ладонях
Теплоту, частицу солнца.

Б) Дыхательная гимнастика.

Цель: Формирование дыхательного аппарата, укрепляя физиологическое дыхание; развитие плавного, длительного вдоха и выдоха, поднятие общего жизненного тонуса, укрепление психофизического здоровья обучающихся путём дыхательной гимнастики.

Учитель-логопед: - Ребята, давайте немного отдохнём. Сделаем глубокий вдох носом, а выдыхаем через рот. (Повторяют несколько раз)

Учитель: - Мы рады видеть всех вас здоровыми, весёлыми, в хорошем настроении. Мы уверены, что такое настроение у вас сохранится на протяжении всего урока. А для этого вы должны быть активными и внимательными. И тогда у нас всё получится!

II этап - Этап актуализации знаний по предложенной теме

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.

А) Приём «Пазлы»

Цель: Создание команд для работы по теме урока.

Учитель: - Цветные лучики помогут нам разделиться на 3 группы для работы на уроке. Для этого выберите цветной пазл и соберите картинку. Обратите внимание на маркировку столов (цветные жетончики)

- У нас образовалось 3 группы: «Дерево», « Животное», «Гриб» (Картинки из мультфильма).

- Что общего между этими предметами? (Относятся к живой природе)

А разве грибы - это не растения? (Это отдельное царство)

Почему грибы выделены в отдельное царство: не относятся ни к растениям, ни к животным? (Растения производят органические вещества, а грибы нет; животные заглатывают пищу, а грибы всасывают ее)

- Так на какие 2 группы делится природа? (Живая, неживая)

Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, солнце, камни, почва…)

Назовите признаки живой природы (представители живой природы рождаются, питаются, дышат, растут, размножаются, умирают)

- На какие же царства (классы) можно разделить живую природу? (Растения, животные, грибы, бактерии)

Б) Проверка домашнего задания

Учитель: - Какое царство мы изучили на прошлом уроке? (Царство грибов)

Проверим ваши знания. Оценивать себя будете самостоятельно, результаты сами будете вносить в Оценочные листы.

Но вначале обсудим критерии.

В каком случае вы поставите ! ? + -

В) Памятка-самооценка по этапам урока с критериями (сначала характеристика знаков закрыта)

  • ! - это я знаю, легко справился
  • + - новая информация, которая понятна
  • - - информация не совсем понятная
  • ? - информация непонятна или недостаточна.

1 группа - Интерактивное видео "Грибы" https://h5p.org/node/29082

Просматривая видео, обращайте внимание на места остановки (круглые кнопочки, которые содержат вопрос)

2 группа - 2 задания диска СD к учебнику (1 часть. В царстве грибов)

Помогаем дополнительными вопросами

3 группа - кроссворд https://learningapps.org/display?v=p2r0rietj18

  • Верхняя часть гриба (шляпка)
  • Часть гриба, находящаяся в земле (грибница)
  • Часть гриба между шляпкой и грибницей (ножка)
  • Как по-другому называется ножка гриба (тело)
  • Лекарство для лосей (мухомор)

- Поставьте соответствующий знак в оценочный лист под изображением гриба.

III этап - Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи

Цель: Создание условий для определение темы урока.

Приём «Мультфильм»

Учитель-логопед: - Ребята, вы на внеклассном чтении познакомились с книгой «Король лев». Помните, что сказал мудрый Лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну?

(Он сказал: - Надо уважать все живые существа - от ползающих муравьёв до несущихся антилоп!)

- А что ответил Симба?

(- Но ведь мы едим антилоп! - воскликнул Симба)

- Что объяснил Отец сыну?

(- Верно. Но дай мне объяснить, - сказал Муфаса. - Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. А антилопы затем едят её. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!»

Слайд-3

Учитель: - Давайте посмотрим отрывок из знаменитого мультфильма «Король Лев» и определим главную мысль? https://youtu.be/Cx_qnePlHh4 или https://drive.google.com/open?id=1W4L7SrOCWNexEHkugMruTL0WCMPkVwmq

(Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!»

Какая же тема урока?

Слайд-4.

Тема: Великий круговорот жизни.

IV этап - Осуществление первого пробного действия

Цель: ориентировка в разных способах выполнения задания, использование приобретённых знаний и умений при выполнении задания, выполнение учебного действия в соответствии с учебным заданием, представление результата своей деятельности.

Учитель: - Ребята, мы на окружающем мире уже касались круговорота в природе. О каких круговоротах говорили? (круговорот воды, цепи питания).

- Что собой представляют круговороты природы (цепи)

- Из чего состоят цепи питания? (из звеньев)

- Какую же учебную задачу мы поставим на уроке?

(Разобраться, что из себя представляет великий круговорот жизни и из каких звеньев состоит цепь великого круговорота жизни?)

- Оцените свою деятельность, поставьте знак под картинкой из мультфильма.

V этап - Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

Цель: выявление места и причины затруднения, осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Приём "Весы" - ожидания и опасения от урока

Учитель-логопед: - Сейчас на чашу весов положим свои ожидания от урока и опасения.

Физминутка «Ароматерапия»

Цель: восстановление сил, получение эмоциональной разрядки.

Дети по группам определяют запахи (цитрусовые, хвойные, мята)

Учитель: - Закройте глаза и включите своё воображение, какой предмет вы представили? (сосна, ель, лимон, мята)

VI. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения

Цель: Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Приём «Работа в группах»

Учитель: - Какие функции выполняют представители ваших групп? Растения? (производят органические вещества на свету с помощью углекислого газа и воды)

Учитель-логопед: Какое главное слово-глагол подходит вашей команде? Что делают растения? (производят).

Учитель: - Какие функции выполняют животные? (потребляют органические вещества, произведённые растениями, и едят животных)

Учитель-логопед: - Какой глагол подходит животным? (потребляют)

Учитель: - Какие функции выполняют черви, грибы. Бактерии? (разрушают мёртвые остатки растений и животных. Перегнившие остатки разлагаются и образуются неорганические вещества - необходимые растениям соли).

Учитель-логопед: - Какой глагол подходит вам? (потребляют)

Кладём карточки в каждую команду со словом:

  • Производят
  • Потребляют
  • Разрушают

Учитель: - Подтвердите ваши ответы картинками. Для этого вам надо выбрать те, которые соответствуют животным, растениям, грибам.

В каждой группе - картинки-помощники.

  • Команда «Животные»:

Животные едят траву. Покупатели в магазине приобретают товары, являются потребителями.

  • Команда «Растения»:

Схема растения производят органические вещества. Гончар изготовляет кувшин.

  • Команда «Бактерии»:

Бактерии, перегной. Развалины, разбитый кирпич.

VII этап - Реализация выбранного плана по разрешению затруднения

Цель: Построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

  • Работа с картинками.

Учитель: - Объясните, почему выбрали именно эти картинки?

Учитель-логопед: - Подберите однокоренные слова к глаголам. Как же называют тех, кто производят? Потребляют? Разрушают?
Поставили таблички: Производители. Потребители. Разрушители.

  • Работа с логопедом по произношению слов на карточках.
  • Работа с таблицей.

Учитель: - Обобщим знания, заполнив таблицу. https://learningapps.org/display?v=pq0kbtxsn20

Название звена

Состав звена

Функция

Вывешиваем и на магнитную доску, прикрепив магнитами.

- Вот и создали Великий круговорот жизни!

Название звена

Состав звена

Функция

Организмы-производители

Растения

Производят питательные вещества (сахар, крахмал)

Организмы-потребители

Животные

Потребляют вещества

Организмы-разрушители

Грибы и бактерии

Разрушают остатки животных и растений

- А какую роль играет почва в круговороте и почему её не включили в таблицу?
Огромную роль в круговороте веществ играет почва. В ней накапливается запас питательных веществ, которые используют растения.

VIII этап - Первичное закрепление нового знания

Цель: Усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач.

Приём «Кластер» - составление схемы.

Учитель: - Давайте украсим схему на доске, добавим героев мультфильма в звенья цепи Круговорота жизни. (Растения саванны, антилопы и львы, бактерии в почве).

Учитель-логопед: - Кто всех кормит? - Кто всех поедает? - Кто всё убирает?

- Оцените себя по новой теме, поставьте знак под схемой цепи круговорота.

IX этап - Включение в систему знаний и умений

Цель: повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Учитель-логопед: - Ребята, вы сказали, что из этой цепи ни в коем случае не должно выпасть ни одно звено!

Приём «Игра «Невидимка»

- Проведём игру «Невидимка»

Представим на мгновение, что не станет производителей (растений).

(Накрываем группу тюлем) (Не станет пищи, кислорода)

- А если исчезнут потребители (животные)? Например, травоядные. (Растений станет много, исчезнут хищники)

- А вдруг не станет бактерий и грибов? (Некому будет разрушать тела умерших, начнутся эпидемии)

- Почва (Не сможет образовываться перегной, а из перегноя соли и минералы, которыми питаются растения)

Х этап - Самостоятельная работа и проверка по эталону

Цель: выявить уровень усвоения нового материала, провести самопроверку по эталону, фиксировать результаты

Приём «Ученик - ноутбук»

Учитель: - Итак, подведём итог всем знаниям, которые вы приобрели.

(Просмотр материала на диске CD Часть-1. Великий круговорот жизни)

- Выполните самостоятельно два задания.

- Оцените самостоятельную работу на компьютерах. Заполните оценочные листы.

XI этап - Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций

Цель: оценивание собственной деятельности на уроке и определение уровня полученных знаний.

Приём «Весы»

Учитель-логопед: - Ну что, обратимся к весам?

- Кто же опасался, что испытает трудности? Можем переложить ваши опасения на другую чашу?

Слайд-5

Приём «Океан знаний»

Учитель: - Сегодня вы получили океан знаний.

- В каком слое воды вы видите себя после изучения данной темы?

Поместите водоросли, рыбок, бактерии.

  • Если вы усвоили материал полностью, поместите свою картинку в верхний слой.
  • Если остались небольшие пробелы в знаниях, то прикрепите картинки в середину океана.
  • Если требуется ещё объяснение нового материала - на дно океана.

Оценка

- А теперь поставьте себе общую оценку за урок.

Презентация. Слайд-6

XI этап - Домашнее задание (на выбор)

Цель: формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Приём «Идеальное задание»

Домашнее задание:
1. Просмотреть видеоролик «Сказка о старике и сове» (на основе сказки «Как дед великое равновесие нарушил», 1 часть) по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=jArPtlihfrE

Ответить на вопросы, поставленные в ролике:

  1. Какую ошибку совершил дед? Нужна ли была сова? Почему стал погибать клевер? Могут ли животные и растения жить друг без друга?

2. Просмотреть 2 часть видеофильма по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=AE2UDQXU57A

Ответить на вопросы, поставленные в ролике:

- Какого звена не хватает в мультфильме?

- Что бы вы добавили?

Составить краткую схему круговорота.

3. Сравнить круговорот воды в природе и Великий круговорот жизни, то есть круговорот веществ и цепи питания. Объяснить сходство и различие.

Презентация. Слайд-7. «Сменяющиеся цвета радуги с мелодией»

Учитель: - Урок окончен. Спасибо за активную и плодотворную работу.

Технологическая карта урока