Буллинг в классе. Профилактика

Разделы: Классное руководство


Для начала определим понятие слова - буллинг. Буллинг - это не просто новое слово, которое недавно появилось в статьях и разговорах на педагогические темы. Оно означает очень тревожное явление - травлю ребёнка в школе, которая стала обыденностью. В школах происходит всё больше и больше насилия, как психологического, так и физического. Цель издевательств - подавление индивидуальности ребёнка. Обычно издевается другой ученик - «гонитель» (название возникло от слова bully - хулиган). Делает он это в присутствии целой группы «наблюдающих» детей, чтобы произвести на них впечатление.

Исследования в российских школах выявили, что издевательства - массовое явление. Так исследователи обнаружили, что 22% мальчиков и 21% девочек в возрасте 11 лет уже подвергались издевательствам со стороны других детей. У подростков в возрасте 15 лет данные показатели ниже - 13 и 12% соответственно. Но психологи считают, что данные преуменьшены. Даже в в прошлом веке были проявления буллинга. Сейчас трудно найти взрослого, который, вспоминая свои школьные годы, мог бы сказать, что совершенно не подвергался дискриминации или не участвовал в ней как гонитель. Вспомните фильм «Чучело», который отражал проблемы в классных коллективах того времени.

Какие существуют виды буллинга?

  • физический - непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);
  • вербальный - угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;
  • социально-психологический - буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);
  • экономический - вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;

Типичные черты учащихся, склонные становиться "агрессорами" буллинга:

Наиболее часто жертвами школьного буллинга становятся дети, имеющие:

  • физические недостатки - носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;
  • особенности поведения - замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;
  • особенности внешности - рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;
  • неразвитые социальные навыки - часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками;
  • страх перед школой, неуспешность в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе в целом, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими иногда как повышенная тревожность, неуверенность, провоцируя агрессию;
  • отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);
  • болезни - эпилепсию, тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи - дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;

Однако буллер должен понимать, что наступление последствий неизбежно. Они должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе:

  • Беседа индивидуальная и с классным коллективом.
  • Постановка родителей в известность и вызов законных представителей «жертвы» и «буллера», в школу для беседы с классным руководителем социальным педагогом и психологом школы.
  • Принесение извинений "жертве".
  • Восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано.

Профилактика буллинга

Научите ребёнка, глядя в зеркало, спокойно и уверенно говорить "нет" или "оставь меня в покое". Таким образом, "агрессор" ищущий в "жертве" признаки слабости, получает решительный отпор.

Научите его ходить, держа себя прямо, уверенно, решительно, вместо того, чтобы передвигаться ссутулившись, боязливо озираясь и т. п.

Пусть ученик в ответ использует юмор. Отвечать на агрессию при помощи шуток, смешных стишков, анекдотов. Очень трудно обидеть того человека, который не хочет принимать издевательства всерьез.

Помогите ему избавиться от плохих привычек, являющихся причиной буллинга (например, привычке ковыряться в носу, ябедничать, скидывать с парты вещи других детей и т.п.).

Классному руководителю для профилактики буллинга нужно в своей работе использовать упражнения, которые дают выходу агрессии и ведут к сплочению классного коллектива. Например, упражнение «Ужасно-прекрасный рисунок», «Фруктовый салат», «Ладошка».

Упражнение «Фруктовый салат»

Вся группа сидит в кругу. Тренер просит всех рассчитаться на «яблоки», «бананы», «мандарины» и «апельсины».

После того как это будет сделано, тренер говорит «поменяться местами всем «бананам» - и все «бананы» должны встать и найти себе новое место.

Пока все меняются местами, тренер может занять чье-то место, и этот человек становится новым водящим, который просит поменяться местами все «яблоки», «мандарины» и т.д.

Если ведущий говорит «фруктовый салат», то местами меняются все.

Упражнение «Ладошка»

Цель: внимание к личности другого и осознание своих положительных качеств, повышение самооценки.

Материалы: листочек и ручка.

Процедура: каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится в себе самом. Затем лист передается соседу справа, он в течение 30 секунд пишет на листе, снаружи ладони, что-то, что нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь круг.

Упражнение «Ужасно-прекрасный рисунок»

Цель: стимулирование группового процесса, разрядка, выражение агрессии.

Материалы: листы бумаги, фломастеры.

Процедура: участникам раздается по листку бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого рисунок передается соседу справа и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходится весь круг. Рисунок возвращается хозяину.

В идеале важно создать такую обстановку в классе, которая не допускала бы появления двух полюсов - вожаков и изгоев. Для профилактики буллинга в школе постройте работу так, чтобы каждый ребенок получал свою порцию внимания и похвалы, чувствовал свою значимость для общего дела. Для этого хорошо подходят игры на командообразование, конкурсы талантов, квесты.

Литература

  1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.benatar.ru/chto-takoe-bulling-i-kak-s-nim-borotsya-1043.html. (Дата обращения: 10.05.2020).
  2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rae.ru/forum2012/236/551. (Дата обращения: 12.05.2020).
  3. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 304 с.
  4. Кравцова М. Отверженные: честная книга о детской жестокости. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 238 с.
  5. Руллан Э. Как остановить травлю в школе. Проблема моббинга. - М.: Генезис, 2012. 264 с.