Размышления по поводу трудового воспитания

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Профессия — педагог

Классы: 5, 6, 7, 8, 9


Стремительно, как никогда быстро, меняется наш мир. Все чаще стали звучать в педагогической среде термины «бездуховность», «безнравственность», «кризис культуры», «экология души»… Увы, их используют для характеристики поколения, которое воспитали и продолжаем воспитывать и мы с вами. Историки ссылаются на объективный ход развития, на глобальные проблемы современного мира. Налицо массовая деградация морали, нравственности, снижение уровня культуры. Эта ситуация не может не тревожить гражданское общество, церковь, интеллигенцию и нас, учителей, как её представителей. Поиск ответа на извечный русский вопрос «Кто виноват?» не даст нам решения проблемы. Скорее следует ответить на другой вопрос «Что делать?». И вот тут-то мы возвращаемся к истокам. Истокам духовности, нравственности, лучшим образцам педагогической мысли.

На что ориентирован современный ребенок, школьник, молодой человек? К чему он стремится? Спросите его об этом. В ответ услышите: престижный ВУЗ, высокие доходы, личное благополучие, беспечная жизнь… И редко найдется тот, кто ответит: « Я хочу трудиться, заниматься любимым делом, хочу приносить пользу людям». СМИ, реклама, рыночная экономика, отсутствие консолидирующей национальной идеи методично и последовательно разъедают наше сознание стремлением к бесконечным благам и удовольствиям. У молодого поколения уже сформирован культ отдыха, культ индивидуального успеха (а не культ труда, не культ коллективизма). Бросаясь из крайности в крайность, педагогика советского периода призывала нас, забыв о личном благе, думать лишь об общественном, а несколько последних десятилетий так же яростно отметала коллективное воспитание в пользу индивидуального.

В ежегодных планах воспитательной работы российские педагоги по-прежнему старательно (а зачастую - формально) заполняют строки о трудовом воспитании. Законами РФ детский труд (до 14 лет) запрещен. Понятно, что речь идет о труде принудительном, не учитывающим физиологические особенности ребенка и прочее. Любой родитель, а зачастую и ребенок, заявит вам, что «Общеобразовательному учреждению запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родителей (законных представителей)». И хотя «Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении"» утратило законную силу, ссылки на него мы слышим повсеместно. Летняя практика на пришкольном участке возможна лишь в том случае, если она включена в учебный план. Труд на благо общества, к примеру, уборка пришкольной территории, - только по добровольному желанию самого ученика. И Боже вас упаси, вывести всех детей класса в обязательно-принудительном порядке на субботник, да еще и заставить вскопать полтора метра клумбы у крыльца школы! Это уже нарушение закона?!

Слишком поспешно и примитивно меняются зачастую наши позиции в угоду «исторического момента». Ситуация, подобная описанной в печально известной статье «Головокружение от успехов», увы, не нова. Почему же мы вновь и вновь совершаем ошибки в воспитании, в образовании? Я не призываю к консерватизму, вовсе нет. Я - за бережное использование и осмысление опыта лучших российских и зарубежных педагогов. Опыта, проверенного временем и показавшего устойчивый положительный результат. Нам надо чаще задумываться над простым вопросом: кого мы хотим воспитать? А не салютовать сомнительными новшествами на педагогических советах и в бесконечных бумажных отчетах. Ведь педагогические ошибки, как и врачебные, порой бывает невозможно исправить…

Размышляя над данной темой, я зашла в городскую библиотеку. Спросила труды Константина Дмитриевича Ушинского. Долго и тщательно искали. Принесли «из фонда» несколько поистине раритетных книг, с 1946 по 1968 гг. издания, извинялись, что, мол, никто не спрашивал лет 15-20, хорошо, что совсем не списали. С благоговением взяла в руки солидные тома в добротном переплете. Начала читать, впервые после студенческой скамьи, и не могла оторваться. Вот оно - простое, человеческое слово, но слово Мастера, педагога, ратующего за судьбу своей Отчизны. И никакого позерства, самолюбования, словоблудия. Просто, доходчиво, заботливо и БЕРЕЖНО. Он точно знал - ошибаться нельзя.

Давайте же вчитаемся в его слово: «Почти можно выставить такую мысль: на сколько Рим был богаче, на столько он был развратнее и несчастнее. Но не показывает ли нам и современное положение западного общества, что увеличение массы богатства не ведет еще за собой увеличение массы счастья? Не видим ли мы, напротив, на каждом шагу, что влияние богатства прямо действует разрушительно не только на нравственность, но даже и на счастье общества, если это общество своим нравственным и умственным развитием не приготовлено еще выдержать натиска приливающего богатства?» (курсив авт.) [1, с. 205]. Сказанное в середине XIX века звучит сегодня актуально, как никогда. Подтверждения специально искать не нужно, сама наша жизнь является подтверждением истинности этих слов.

Нередко мы слышим от родителей своих учеников: «Я всю жизнь вкалываю, не разгибаясь, для того, чтобы мои дети жили, как люди!» Увы, это распространенное, особенно в России, но печальное заблуждение. Родители, занимающие данную позицию, ограждающие своих чад от любых видов трудовой (умственной либо физической деятельности), «жалеющие» их таким странным образом, вскоре будут жестоко разочарованы. Дети не оценят их «жертвы». Как часто сегодня мы слышим от пенсионеров, имеющих великовозрастных (25-50 лет), здоровых, работающих «детей»: «Жизнь такая дорогая, надо же помогать детям, внукам, вот с каждой пенсии…» А дети берут. И редко кто задумывается над аморальностью данной ситуации. Приходит время, когда детям должно отдавать. Отдавать, а не брать. Это - аксиома. Это наша моральная и гражданская обязанность: «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях» (Конституция РФ, гл. 2, ст. 38, п.3). Задайте другой вопрос своим ученикам: «Как часто и по какому поводу вы навещаете своих бабушек и дедушек?» Не исключено, что довольно часто получите ответ: « Каждый месяц. В день их пенсии».

Константин Дмитриевич Ушинский предостерегал нас от подобной ситуации более века назад: «…кто жил и наблюдал достаточно, чтобы иметь возможность припомнить несколько благосостояний, созданных и разрушенных на его памяти, тот, вероятно, не раз задумывался над одним странным, периодически повторяющимся явлением. Отец, человек, положивший сам себе дорогу, трудится, бьется изо всех сил, чтобы избавить своих детей от необходимости трудиться, и, наконец, оставляет им обеспеченное состояние. Что же приносит это состояние детям? Оно весьма часто не только бывает причиной безнравственности в детях, не только губит их умственные и физические силы, но даже делает их положительно несчастными, так что если сравнить счастье отца, тяжким упорным трудом нажившего состояние, и детей, проживающих его без всякого труда, то мы увидим, что отец был несравненно счастливее детей. А между тем бедняк трудился целую жизнь, чтобы детям его не нужно было трудиться, - бился целую жизнь, чтоб разрушить их нравственность, сократить их существование и сделать для них счастье невозможным! О дельном воспитании он не заботился: к чему оно? - были бы деньги!» [1, с. 306].

Зачитайте эти строки на первом же родительском собрании. Возможно, тогда вы реже будете слышать от родителей: «Мне некогда заниматься ребенком, я работаю, мне его одеть, обуть, накормить надо. Я его в школу вам привел, вот вы и воспитывайте». Возможно, слово Ушинского доходчивее объяснит родителям, в чем их основная обязанность, нежели цитата из второй главы Конституции РФ, ст.38, п.2: «Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей».

Мы, педагоги, стремимся, чтобы наши воспитанники стали достойными людьми. А что же это такое, человеческое достоинство? Можно ли его привить в обход трудового воспитания? За ответом вновь обратимся к К.Д.Ушинскому, к статье «Труд в его психическом и воспитательном значении»: «Из этих примеров мы видим, что труд, исходя от человека на природу, действует обратно на человека не одним удовлетворением его потребностей и расширением их круга, но особенно своей, внутренней, ему одному присущей силой, независимо от тех материальных ценностей, которые он доставляет. Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья» (курсив авт.) [1, с. 306-307].

Труд - это всегда преодоление. Он должен быть посилен, но не легок. Это далеко не одно и то же. В труде должен закаляться дух, воспитываться сила воли, от хорошо выполненного труда человек должен получать истинное наслаждение. Заметьте, от труда, а не от праздности! «Труд - не игра и не забава; он всегда серьезен и тяжел; только полное сознание необходимости достичь той ли другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда. Труд истинный и непременно свободный < …> имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство» [1, с. 308]. Однако, «воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду, потому что дельный, серьезный труд всегда тяжел. Для этого есть много средств…» [1, с. 323]. Действительно, для привития полезных привычек, в том числе, привычке к труду (физическому и умственному) средств существует немало. Однако стоит задуматься вот над чем: привычка закрепляется, становится необходимой нормой поведения, лишь при неукоснительном требовании ее выполнять, лишь при многократном, ежедневном, многолетнем повторении.

Все мы - родители и педагоги - желаем, чтобы наши дети были счастливы. Неизменны слова о счастье, о своей дороге в жизни, об исполнении мечты на каждом выпускном вечере. Что еще, выше счастья, главнее его, можно пожелать? В этом слове - все наши стремления, каждый хочет быть счастливым. А что же это такое - счастье? В чем оно? Как его достигнуть? Очень сложные вопросы, на которые нет однозначного ответа. Ушинский дает нам свой ответ: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. Но таково ли воспитание в настоящее время?» [1, с.315]. Вопрос, заданный еще в XIX веке, особенно актуален в веке XXI.

В погоне за благами материального мира мы стали забывать, что у человека есть душа. Сегодня в телевизионных новостях прозвучала фраза: «Интерес общества к достижениям духовной культуры снизился за последние годы на 63%». Речь шла о посещении «нестоличных» театров и музеев. Ежегодно, а то и по несколько раз в год, учителя - классные руководители организовывают экскурсионные поездки по историческим маршрутам, массовые походы детей в драматический театр, в музей, на концерт, в городскую библиотеку и проч. Спросите у своих детей и их родителей, как часто подобные походы организовываются в их семьях? Ответ вас не порадует, увы, от подавляющего большинства вы вновь услышите слова о нехватке времени. Неужели? Ведь речь идет о воспитании, духовности, становлении их детей! «Неужели в быстром передвижении на паровозах и пароходах, в мгновенной передаче известий о погоде или о цене товаров через электрические телеграфы, в износке как можно большего количества тончайших бархатов и толстейших трико, в истреблении благовонных сигар и смердящих сыров откроет человек, наконец, назначение своей земной жизни? Конечно, нет. Окружите человека всеми этими благами, и вы увидите, что он не только не сделается лучше, но даже не будет счастливее, и что-нибудь одно из двух: или будет тяготиться самой жизнью, или быстро пойдет понижаться до степени животного. Это нравственная аксиома, из которой не вывернуться человеку» [1, с. 320].

Порой нам просто необходимо притормозить в погоне за баллами и процентами, переосмыслить некоторые вопросы воспитания и подходы к их решению. Взять в руки тяжелые, пожелтевшие от времени тома педагогических трудов и поразмыслить над ними. Слово Мастера, слово профессионала, никогда не теряет своей актуальности, а лишь, отшлифованное временем, помогает нам найти верный путь, помогает нам самим стать настоящими профессионалами, добиться истинной цели и избежать ошибок.

Подводя итог всему вышесказанному, мы еще раз убеждаемся в том огромном нравственном значении педагогического учения, которое оставили нам в наследство педагоги русской и советской школы. Вопросы трудового воспитания подробно рассмотрены в трудах К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко и многих других. И, вслед за Константином Дмитриевичем , хочется вновь повторить: возможность труда и любовь к нему - лучшее наследство, которое мы можем оставить своим детям!

Литература

  1. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах. Том I «Вопросы воспитания». - М., Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1953.
  2. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах. Том II « Вопросы обучения» - М., Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1954.
  3. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения.- М., Просвещение, 1968.
  4. Ушинский К.Д. Избранные произведения. Приложение к журналу «Советская педагогика» за 1946 г. - Москва-Ленинград, 1946.