Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине ОУД.09 "Родной язык" для специальностей СПО технического профиля

Разделы: Русский язык

Класс: 11

Ключевые слова: промежуточная аттестация


Пояснительная записка

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта предназначены для оценки качества освоения обучающимися программы учебной дисциплины Родной язык, входящей в общеобразовательный цикл ОПОП.

Цель: проверка знаний материала по дисциплине Родной язык и применение полученных знаний на практике.

Задания подготовлены по основным разделам программы учебной дисциплины:

  • Язык и культура
  • Культура речи
  • Речевая деятельность. Текст.

Промежуточная аттестация проводится в форме письменной работы за счет времени, отведенного на данную учебную дисциплину. Время выполнения работы - 45 мин. Работа состоит из 2-х вариантов, каждый из которых содержит инструкцию по выполнению и 10 заданий.

Результаты итоговой контрольной работы фиксируются в журнале теоретического обучения.

Итоговая работа по дисциплине «Родной язык»

Вариант I

Инструкция

На выполнение работы отводится 45 минут. Работа состоит из 10 заданий.

Внимательно читайте каждое задание. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

1. Что такое фразеологизмы? Приведите в качестве примера 3 фразеологизма.

2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

столЯр камбалА каталОг ходАтайство квартАл

3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Чувствуешь себя королевой, люди расступаются на улице, коллеги по работе почтительно кивают, Аркадий Борисыч вежливо подаёт руку, обёрнутую в стерильную бумажку.

4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Спортсменам, чтобы завоевать мировой рекорд, приходится интенсивно тренироваться не один год.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  • На данный момент смартфоны находятся в разработке и их конструкция может претерпеть изменения.
  • Боль оказалась нетерпимой, и к спортсмену прямо на футбольное поле подошёл врач.
  • Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

САМЫЙ скучный день
ЕДЬ быстрее
КЛАДИ на стол
Грущу по ВАС

7. Найдите предложение, в котором допущена грамматическая ошибка: нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом. Выпишите предложение, исправив ошибку.

  1. Сапожник мой, схватив мешок, скорей домой (Крылов).
  2. Я долго стоял неподвижно, в далекие звезды вглядываясь (Фет)
  3. Она, хохотав и вязав чулок, жила себе беззаботно и припеваючи (Герцен).
  4. Собакевич согласился охотно и тут же, подойдя к бюро, собственноручно принялся выписывать (Гоголь).
  5. Березы от леса, от хат, бегут, листками ворочают (Маяковский).

8. Выполните тестовое задание. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Талант Паустовского фиксирует наше внимание на прекрасном.
  2. Тихон Кабанов, муж Катерины, был человек безвольный, полностью подчинившимся матери.
  3. В 1859 году «исповедь-роман» Достоевского «Записки из Мертвого дома» еще не был начат.
  4. Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг.

9. Найдите предложение, в котором допущена грамматическая ошибка: неправильное построение предложения с косвенной речью. Выпишите его, исправив ошибку.

  1. Она попросила, чтобы я зашёл за ней вечером.
  2. Диктор сообщил, что завтра ожидается похолодание.
  3. Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя.
  4. Светлана сказала о том, что многое нужно повторить ей, чтобы сдать экзамен.

10. Объясните, что такое доклад, опишите, когда и кем он составляется.

Вариант II

Инструкция

На выполнение работы отводится 45 минут. Работа состоит из 10 заданий.

Внимательно читайте каждое задание. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

1. Что такое архаизмы? Приведите в качестве примера 3 архаизма.

2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

довезЁнный вручИт сорвалА катАлог донЕльзя

3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в репертуаре уже не один год: первая премьера спектакля состоялась осенью двухтысячного года.

4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Сапожник мой, схватя мешок, скорей домой (Крылов).

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  1. В некоторых случаях РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ может быть вызвана побочным действием лекарств.
  2. Волонтёры начали РАЗДАЧУ вещей и продуктов питания малоимущим.
  3. Мгновенную ОПЛАТУ любых услуг при покупке через Интернет можно произвести с помощью банковской карты.
  4. Скоро пройдёт очередной «Тотальный ДИКТАНТ» - ежегодная образовательная акция, направленная на популяризацию грамотности и повышение интереса к русскому языку.
  5. Глубокий ВЗДОХ свежего воздуха помог мне прийти в нормальное состояние.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

у ОБОИХ подруг
БОЛЕЗНЕННАЯ мозоль
обратиться к НИМ
ароматные КРЕМЫ
тяжёлых УВЕЧИЙ

7. Найдите предложение, в котором допущена грамматическая ошибка: нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Выпишите его, исправив ошибку.

  1. Работы, выполняемые полировщиком, являются отделочными.
  2. Мировая наука располагает пока единственным спектром свечения ночного неба, полученным пулковским астрономом, говорящим о наличии в атмосфере Венеры азота.
  3. Вокзал, размещенный в центре города, хорошо связан общегородским транспортом с пристанями и морскими вокзалами.
  4. Чешская книга была в то время редким явлением, драгоценностью, передающейся из рук в руки, хранившейся и читающейся в дружеской среде.

8. Найдите предложение, в котором допущена грамматическая ошибка: нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом. Выпишите его, исправив ошибку.

  1. Водитель должен помнить, что, повернув с проспекта направо, он должен пересечь трамвайные пути.
  2. Французы потеряли под Смоленском очень много войск, и их дальнейшее продвижение было затруднено.
  3. Увидев отца в тяжелом состоянии, ему стало жаль его.
  4. На следующий день после приезда во Владивосток молодой коммерсант был найден убитым.

9. Найдите предложение, в котором допущена грамматическая ошибка: неправильное построение предложения с косвенной речью. Выпишите его, исправив ошибку.

  1. Он рассказывал, будто в лесу видел живого тигра.
  2. Она попросила, чтобы я зашёл за ней вечером.
  3. Не успевший подготовить ответ студент грустно сказал, что мне понадобится ещё немного времени.
  4. Мне сказали, что пора собираться в дорогу.

10. Объясните, что такое дискуссия, опишите, когда и кем они применяются.

Приложение