1. Обоснование выбора темы
Чтобы жить в сложной и быстро меняющейся реалии сегодняшнего дня, школьникам требуются новые знания и умения. Современный мир готовит всем вызовы изменчивости и неопределенности. Трудно предсказать, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются школьникам для построения успешной траектории своего развития. Для укрепления их позиции в будущем мире учитель может и должен обучить ребят функциональной грамотности через уроки и внеурочную деятельность. Данная методическая разработка будет способствовать развитию математической и финансовой грамотности обучающихся.
Функциональная грамотность в математике - способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах (личностный, общественный, профессиональный, научный). Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину. Дополнительным видом выступает финансовая грамотность - способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды.
Целевая аудитория: 7 класс.
Роль и место конкурсного мероприятия в формировании функциональной грамотности: мероприятие проводится в рамках изучения темы «Домашнее хозяйство» по обществознанию и темы «Статистика. Элементы комбинаторики» по алгебре; будет способствовать развитию у учащихся навыков рационального поведения в вопросах экономии семейного бюджета, в принятии финансово грамотных решений.
Цель, задачи и планируемые результаты.
Цель: создание условий для формированию функциональной грамотности обучающихся через изучение особенностей организации домашнего хозяйства.
Задачи:
- реализовать элементы воспитательной работы в части трудового воспитания (установка на активное участие в решении практических задач в рамках семьи);
- мотивировать интерес к обучающихся на овладение основными навыками исследовательской деятельности;
- повышать компетентность обучающихся через практическую деятельность;
- формировать умения формулировать идеи, понятия об объектах и явлениях в области финансовой и математической грамотности;
- способствовать развитию у учащихся следующих универсальных
- учебных действий: умение анализировать графическую информацию, касающуюся форм составления бюджета; переводить информацию об экономических функциях домашних хозяйств из текстовой формы в форму таблицы; структурировать информацию с помощью предъявляемых схем; выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека;
- способствовать применению знаний экономической культуры в современной жизни.
Планируемые результаты.
- Личностные: осознание учащимися ценности самостоятельности и инициативы, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности.
- Метапредметные: освоение обучающимися межпредметных понятий, овладение навыками работы с информацией (создание информационных текстов в различных форматах); умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; умение понимать и использовать математические средства наглядности (таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
- Предметные: умение применять изученные понятия (рациональное число: положительное/отрицательное), методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; сформированность научного мышления; понимать об основных принципах экономической жизни общества, иметь представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения расходов семьи, понимать и правильно использовать экономические термины: семейный бюджет, расходы, доходы.
Форма проведения и обоснование: работа по группам способствует выработке разнообразных мнений, создаёт мотив для дискуссии, развивает коммуникативные действия; интерактивное общение - способствует взаимодействию собеседников, обмену в процессе общения не только информацией, выражающейся в речевой деятельности, но и действиями, поступками. Такое общение помогает совместной деятельности, направленной на реализацию общих для группы целей, достижение конкретного результата.
Педагогические технологии: технология развития критического мышления; технологии проблемного обучения; технологии эффективной речевой деятельности; информационно-коммуникационные технологии.
Методы обучения: интерактивные, проблемно-поисковые, словесные, наглядные, практические.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения конкурсного мероприятия:
- кадровые: учитель обществознания, учитель математики;
- методические: учебник по обществознанию, учебник по алгебре;
- материально-технические: ПК учителя, интерактивная доска;
- информационные: карточки с заданиями, рабочий лист.
2. Основная часть
Описание подготовки: Для проведения мероприятия (урока, внеурочного занятия) класс делится на три группы (5-7 человек), формируются пакеты с рабочими материалами.
Описание проведения мероприятия.
Учитель обществознания. Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы изучили такие понятия как: «домашнее хозяйство», «потребление», «суммарный доход», «сбережения», «семейный бюджет», «финансовый план», «активы», «пассивы». Анализировали структуру семейного бюджета; учились сопоставлять свои потребности и возможности. Мы узнали, какие бывают домашние хозяйства:
Мы характеризовали функции домашних хозяйств и приводили примеры:
Сегодня мы будем учиться принимать финансово грамотные решения, чтобы не только сберечь семейный бюджет, но и способствовать его приумножению. В этом нам поможет учитель математики.
Учитель математики. Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что математика - это важная наука. Она развивает у человека способность формулировать, применять и интерпретировать знания в разнообразных контекстах, учит рассуждать, грамотно использовать понятия, инструменты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину. Все эти качества важны в решении финансовых вопросов. На уроках обществознания вы знакомились с понятием «рациональное поведение». Однако слово «рациональный» относится и к математике. Попробуйте дать ему характеристику с точки зрения обществознания и с точки зрения математики. Для этого обратимся к разным словарям. Вспомните, с какой точки зрения, вы применяли понятие «рациональное» на уроках математики?
Работа групп со словарями, изучают понятие на основе разных словарей, заполняют таблицу (Приложение 1).
Обществознание |
Рациональный |
Математика |
Разумный |
Обоснованный |
|
Обоснованный |
Соизмеримый единице или части единицы |
|
Целесообразный |
Целесообразный |
|
Основанный на научных данных |
Основанный на научных данных |
|
Отличающийся чрезмерно рассудочным отношением к жизни |
Рациональное число в математике: целое или дробное число |
|
Направленный к наиболее разумному использованию чего-либо |
Таким образом, мы видим, что рациональные действия есть и в науке, и в обществе.
Учитель обществознания. Сейчас многие домохозяйства и у нас в стране, и в других странах, оказались в условиях сокращения семейного бюджета. Кроме того, действуют ограничительные меры посещения ряда общественных мест. Заботясь о своем здоровье, многие семьи стали пользоваться услугой по доставки продуктов домой. Стараясь сберечь семейный бюджет, домохозяйства стали вести строгий учет своих доходов и расходов, то есть совершать рациональные поступки. Ребята, ваши группы представляют отдельные домохозяйства. В ваших папках находятся условия жизни ваших домохозяйств. Эти условия разные, но у всех стоит одна задача: рационально использовать средства.
Домохозяйство «Дом на набережной»
Семья мурманчан из 4-х человек проживает в 3-х-комнатной квартире, купленной в ипотеку. Плата за ипотеку составляет 21 000,0 рублей в месяц. Оплата за коммунальные услуги составляет 8 700,0 рублей в месяц. На питание примерно 28 000,0 рублей в месяц. Дочь учится в 11 классе и пять раз в неделю питается в своей школе за 134,0 рубля в день, посещает платную школу «Юных программистов», стоимость за которую составляет 3 200,0 рублей в месяц. Младшему сыну 1 год. Папа работает водителем и получает 51 000,0 рублей, мама находится в декретном отпуске по уходу за ребёнком и получает ежемесячное пособие 9 452,80 рублей (по данным Министерства труда и социального развития Мурманской области). Дедушка - пенсионер получает пенсию 18 678,0 рублей и подрабатывает сторожем в средней школе, получая 23 230,0 рублей. К началу учебного года семья получила 10 000,0 рублей для подготовки ребёнка-школьника к учебному году.
Выяснить: является ли семейный бюджет положительным. Предложите семье советы, как увеличить доход.
Домохозяйство «Дом у озера»
Семья мурманчан из 4-х человек проживает в собственной 3-х-комнатной квартире. Оплата за коммунальные услуги составляет 9 100,0 рублей в месяц. На питание примерно 28 000,0 рублей в месяц. Расходы на бытовые нужды составляют 5200, 0 рублей в месяц. Старший сын учится в институте на платной основе, оплата за обучение - 8 200,0 рублей в месяц. Три раза в неделю он подрабатывает в доставке продуктов и получает 26 000,0 рублей в месяц. Средний сын готовится к ЕГЭ и два раза в неделю занимается с репетитором по математике, стоимость составляет 1200,0 рублей за одно занятие, также он питается в своей школе за 134,0 рубля в день в течение 5 дней. Младшая дочь посещает детский сад, стоимость за который составляет 2 600,0 рублей в месяц. Папа зарабатывает 68 000,0 рублей, мама подрабатывает репетитором по английскому языку и получает 32 000,0 рублей. К началу учебного года семья получила 10 000,0 рублей для подготовки ребёнка-школьника к учебному году. У семьи есть ещё одна квартира, которая сдается в аренду за 18 000,0 рублей в месяц.
Выяснить: является ли семейный бюджет положительным. Предложите семье советы, как увеличить доход.
Домохозяйство «Дом у залива»
Семья мурманчан из 4-х человек проживает в собственном доме с огородом. Оплата за коммунальные услуги составляет 2 100,0 рублей в месяц. На питание примерно 22 000,0 рублей в месяц. Расходы на бытовые нужды составляют 4500, 0 рублей в месяц. Старший сын учится бесплатно в институте на программиста. Три раза в неделю он подрабатывает на автозаправке и получает 32 000,0 рублей в месяц. Дочь учится в 7 классе, питается в школьной столовой за 129,0 рублей в день в течение 4 дней в месяц. В семье проживает бабушка, которая нуждается в постоянном уходе. Бабушка получает пенсию 21600,0 рублей, из которых 5000,0 рублей в месяц тратятся на лекарства. Мама по специальности медицинская сестра, но не работает, так как ухаживает за бабушкой. Папа зарабатывает 65 000,0 рублей, а по воскресеньям подрабатывает в такси и получает 9 600,0 рублей в месяц. К началу учебного года семья получила 10 000,0 рублей для подготовки ребёнка-школьника к учебному году. Выяснить: является ли семейный бюджет положительным. Предложите семье советы, как увеличить доход.
Учитель математики. Выяснить, какой получится бюджет у каждой семьи нам поможет рабочий лист (на столах у каждой команды лежит рабочий лист).
Рабочий лист (Приложение 2)
Домохозяйство______________ |
||||
№ п/п |
Статьи доходов |
Сумма, руб |
Статьи расходов |
Сумма, руб |
итого |
итого |
|||
Вывод: семейный бюджет положительный/отрицательный … |
На карточке определен состав семьи и указано, кто и чем занимается. На листке - задании вашей «семье» надо будет записать все возможные статьи доходов и расходов, просуммировать их. Далее выясните, каким является бюджет вашей семьи - положительным или отрицательным. В случае, если бюджет семьи получился числом отрицательным, то предложите семье советы, как увеличить доход. Помните, семья должна быть дружной. При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи. Все вопросы решаются с учетом большинства голосов. В «семье» при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом соседям (другим группам).
Этап подведения итогов занятия (1-2 мин.)
Интерактивное общение.
Учитель обществознания. - У какого домохозяйства после всех расходов денег осталось больше? Почему? (возможные ответы: расходы правильные, остаются дополнительные сбережения и т.д.)
-У какого домохозяйства после всех расходов денег осталось меньше? Почему? (Расходы превышают доходы и т.д., свободные средства не используются для увеличения бюджета - не открыт вклад в банке, не сдается квартира в аренду и т.д.).
Конечно это всё условные цифры. Что делать, если домохозяйство не укладывается в бюджет? Экономить и финансово грамотно использовать имеющиеся средства! (Электроэнергию: выключать свет; воду: выключать, экономно расходовать; бережно относиться к одежде и обуви, чтобы она дольше служила, не тратить деньги на безделушки, открыть вклад в банке, старшим детям найти подработку после учебы).
Учитель математики. Посмотрим, сколько денег осталось в вашем домохозяйстве.
- Что можно сделать с деньгами? (возможные ответы: Отложить на большую запланированную покупку, потратить на другие товары, которые не являются предметами первой необходимости, положить деньги в банк под % и т.д.).
На чём бы вы экономили? (возможные ответы: Игрушки, развлечения, сладости, дорогие подарки и т.д.).
- А на чём нельзя экономить? (возможные ответы: На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости).
- Мы с вами поиграли в семейный бюджет. А представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что в первую очередь их потратить, а с чем подождать. Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: "Сейчас на это нет денег". Это не значит, что у родителей нет денег в кошельке - они есть, но для более важного для финансово грамотного ведения хозяйства. Поэтому, прежде, чем обижаться, расстраиваться и требовать чего-либо, поговорите с родителями и посчитайте ваш семейный бюджет.
Этап рефлексии
- Зажмите руку в кулак.
- Кому было интересно - разожмите мизинец,
- Кто считает, что знания пригодятся в жизни - безымянный,
- Кто хорошо потрудился - средний,
- Кто помогал работе в группе - указательный,
- Кому понравилось - большой.
Сколько пальцев получилось? Вот столько баллов вы заработали. Всем спасибо за работу.
Источники:
- Алгебра: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г.Мерзляк, В.М.Поляков. - 3-е изд., стереотип. - М.: Вентана-Граф,2019. - 285
- Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и др. - М.: Просвещение, 2020.
- https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokakh-russkogo-yazyka-article/
- https://etymological.academic.ru/4307/
- https://dni-fg.ru/