Домашнее хозяйство как участник экономических отношений (экономические и математические методы обеспечения благосостояния домашних хозяйств)

Разделы: Математика, История и обществознание


1. Обоснование выбора темы

Чтобы жить в сложной и быстро меняющейся реалии сегодняшнего дня, школьникам требуются новые знания и умения. Современный мир готовит всем вызовы изменчивости и неопределенности. Трудно предсказать, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются школьникам для построения успешной траектории своего развития. Для укрепления их позиции в будущем мире учитель может и должен обучить ребят функциональной грамотности через уроки и внеурочную деятельность. Данная методическая разработка будет способствовать развитию математической и финансовой грамотности обучающихся.

Функциональная грамотность в математике - способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах (личностный, общественный, профессиональный, научный). Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину. Дополнительным видом выступает финансовая грамотность - способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды.

Целевая аудитория: 7 класс.

Роль и место конкурсного мероприятия в формировании функциональной грамотности: мероприятие проводится в рамках изучения темы «Домашнее хозяйство» по обществознанию и темы «Статистика. Элементы комбинаторики» по алгебре; будет способствовать развитию у учащихся навыков рационального поведения в вопросах экономии семейного бюджета, в принятии финансово грамотных решений.

Цель, задачи и планируемые результаты.

Цель: создание условий для формированию функциональной грамотности обучающихся через изучение особенностей организации домашнего хозяйства.

Задачи:

  • реализовать элементы воспитательной работы в части трудового воспитания (установка на активное участие в решении практических задач в рамках семьи);
  • мотивировать интерес к обучающихся на овладение основными навыками исследовательской деятельности;
  • повышать компетентность обучающихся через практическую деятельность;
  • формировать умения формулировать идеи, понятия об объектах и явлениях в области финансовой и математической грамотности;
  • способствовать развитию у учащихся следующих универсальных
  • учебных действий: умение анализировать графическую информацию, касающуюся форм составления бюджета; переводить информацию об экономических функциях домашних хозяйств из текстовой формы в форму таблицы; структурировать информацию с помощью предъявляемых схем; выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека;
  • способствовать применению знаний экономической культуры в современной жизни.

Планируемые результаты.

  • Личностные: осознание учащимися ценности самостоятельности и инициативы, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности.
  • Метапредметные: освоение обучающимися межпредметных понятий, овладение навыками работы с информацией (создание информационных текстов в различных форматах); умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; умение понимать и использовать математические средства наглядности (таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
  • Предметные: умение применять изученные понятия (рациональное число: положительное/отрицательное), методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; сформированность научного мышления; понимать об основных принципах экономической жизни общества, иметь представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения расходов семьи, понимать и правильно использовать экономические термины: семейный бюджет, расходы, доходы.

Форма проведения и обоснование: работа по группам способствует выработке разнообразных мнений, создаёт мотив для дискуссии, развивает коммуникативные действия; интерактивное общение - способствует взаимодействию собеседников, обмену в процессе общения не только информацией, выражающейся в речевой деятельности, но и действиями, поступками. Такое общение помогает совместной деятельности, направленной на реализацию общих для группы целей, достижение конкретного результата.

Педагогические технологии: технология развития критического мышления; технологии проблемного обучения; технологии эффективной речевой деятельности; информационно-коммуникационные технологии.

Методы обучения: интерактивные, проблемно-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения конкурсного мероприятия:

  • кадровые: учитель обществознания, учитель математики;
  • методические: учебник по обществознанию, учебник по алгебре;
  • материально-технические: ПК учителя, интерактивная доска;
  • информационные: карточки с заданиями, рабочий лист.

2. Основная часть

Описание подготовки: Для проведения мероприятия (урока, внеурочного занятия) класс делится на три группы (5-7 человек), формируются пакеты с рабочими материалами.

Описание проведения мероприятия.

Учитель обществознания. Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы изучили такие понятия как: «домашнее хозяйство», «потребление», «суммарный доход», «сбережения», «семейный бюджет», «финансовый план», «активы», «пассивы». Анализировали структуру семейного бюджета; учились сопоставлять свои потребности и возможности. Мы узнали, какие бывают домашние хозяйства:

Мы характеризовали функции домашних хозяйств и приводили примеры:

Сегодня мы будем учиться принимать финансово грамотные решения, чтобы не только сберечь семейный бюджет, но и способствовать его приумножению. В этом нам поможет учитель математики.

Учитель математики. Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что математика - это важная наука. Она развивает у человека способность формулировать, применять и интерпретировать знания в разнообразных контекстах, учит рассуждать, грамотно использовать понятия, инструменты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину. Все эти качества важны в решении финансовых вопросов. На уроках обществознания вы знакомились с понятием «рациональное поведение». Однако слово «рациональный» относится и к математике. Попробуйте дать ему характеристику с точки зрения обществознания и с точки зрения математики. Для этого обратимся к разным словарям. Вспомните, с какой точки зрения, вы применяли понятие «рациональное» на уроках математики?

Работа групп со словарями, изучают понятие на основе разных словарей, заполняют таблицу (Приложение 1).

Обществознание

Рациональный

Математика

Разумный

Обоснованный

Обоснованный

Соизмеримый единице или части единицы

Целесообразный

Целесообразный

Основанный на научных данных

Основанный на научных данных

Отличающийся чрезмерно рассудочным отношением к жизни

Рациональное число в математике: целое или дробное число

Направленный к наиболее разумному использованию чего-либо

Таким образом, мы видим, что рациональные действия есть и в науке, и в обществе.

Учитель обществознания. Сейчас многие домохозяйства и у нас в стране, и в других странах, оказались в условиях сокращения семейного бюджета. Кроме того, действуют ограничительные меры посещения ряда общественных мест. Заботясь о своем здоровье, многие семьи стали пользоваться услугой по доставки продуктов домой. Стараясь сберечь семейный бюджет, домохозяйства стали вести строгий учет своих доходов и расходов, то есть совершать рациональные поступки. Ребята, ваши группы представляют отдельные домохозяйства. В ваших папках находятся условия жизни ваших домохозяйств. Эти условия разные, но у всех стоит одна задача: рационально использовать средства.

Домохозяйство «Дом на набережной»

Семья мурманчан из 4-х человек проживает в 3-х-комнатной квартире, купленной в ипотеку. Плата за ипотеку составляет 21 000,0 рублей в месяц. Оплата за коммунальные услуги составляет 8 700,0 рублей в месяц. На питание примерно 28 000,0 рублей в месяц. Дочь учится в 11 классе и пять раз в неделю питается в своей школе за 134,0 рубля в день, посещает платную школу «Юных программистов», стоимость за которую составляет 3 200,0 рублей в месяц. Младшему сыну 1 год. Папа работает водителем и получает 51 000,0 рублей, мама находится в декретном отпуске по уходу за ребёнком и получает ежемесячное пособие 9 452,80 рублей (по данным Министерства труда и социального развития Мурманской области). Дедушка - пенсионер получает пенсию 18 678,0 рублей и подрабатывает сторожем в средней школе, получая 23 230,0 рублей. К началу учебного года семья получила 10 000,0 рублей для подготовки ребёнка-школьника к учебному году.

Выяснить: является ли семейный бюджет положительным. Предложите семье советы, как увеличить доход.

Домохозяйство «Дом у озера»

Семья мурманчан из 4-х человек проживает в собственной 3-х-комнатной квартире. Оплата за коммунальные услуги составляет 9 100,0 рублей в месяц. На питание примерно 28 000,0 рублей в месяц. Расходы на бытовые нужды составляют 5200, 0 рублей в месяц. Старший сын учится в институте на платной основе, оплата за обучение - 8 200,0 рублей в месяц. Три раза в неделю он подрабатывает в доставке продуктов и получает 26 000,0 рублей в месяц. Средний сын готовится к ЕГЭ и два раза в неделю занимается с репетитором по математике, стоимость составляет 1200,0 рублей за одно занятие, также он питается в своей школе за 134,0 рубля в день в течение 5 дней. Младшая дочь посещает детский сад, стоимость за который составляет 2 600,0 рублей в месяц. Папа зарабатывает 68 000,0 рублей, мама подрабатывает репетитором по английскому языку и получает 32 000,0 рублей. К началу учебного года семья получила 10 000,0 рублей для подготовки ребёнка-школьника к учебному году. У семьи есть ещё одна квартира, которая сдается в аренду за 18 000,0 рублей в месяц.

Выяснить: является ли семейный бюджет положительным. Предложите семье советы, как увеличить доход.

Домохозяйство «Дом у залива»

Семья мурманчан из 4-х человек проживает в собственном доме с огородом. Оплата за коммунальные услуги составляет 2 100,0 рублей в месяц. На питание примерно 22 000,0 рублей в месяц. Расходы на бытовые нужды составляют 4500, 0 рублей в месяц. Старший сын учится бесплатно в институте на программиста. Три раза в неделю он подрабатывает на автозаправке и получает 32 000,0 рублей в месяц. Дочь учится в 7 классе, питается в школьной столовой за 129,0 рублей в день в течение 4 дней в месяц. В семье проживает бабушка, которая нуждается в постоянном уходе. Бабушка получает пенсию 21600,0 рублей, из которых 5000,0 рублей в месяц тратятся на лекарства. Мама по специальности медицинская сестра, но не работает, так как ухаживает за бабушкой. Папа зарабатывает 65 000,0 рублей, а по воскресеньям подрабатывает в такси и получает 9 600,0 рублей в месяц. К началу учебного года семья получила 10 000,0 рублей для подготовки ребёнка-школьника к учебному году. Выяснить: является ли семейный бюджет положительным. Предложите семье советы, как увеличить доход.

Учитель математики. Выяснить, какой получится бюджет у каждой семьи нам поможет рабочий лист (на столах у каждой команды лежит рабочий лист).

Рабочий лист (Приложение 2)

Домохозяйство______________

№ п/п

Статьи доходов

Сумма, руб

Статьи расходов

Сумма, руб

итого

итого

Вывод: семейный бюджет положительный/отрицательный …

На карточке определен состав семьи и указано, кто и чем занимается. На листке - задании вашей «семье» надо будет записать все возможные статьи доходов и расходов, просуммировать их. Далее выясните, каким является бюджет вашей семьи - положительным или отрицательным. В случае, если бюджет семьи получился числом отрицательным, то предложите семье советы, как увеличить доход. Помните, семья должна быть дружной. При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи. Все вопросы решаются с учетом большинства голосов. В «семье» при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом соседям (другим группам).

Этап подведения итогов занятия (1-2 мин.)

Интерактивное общение.

Учитель обществознания. - У какого домохозяйства после всех расходов денег осталось больше? Почему? (возможные ответы: расходы правильные, остаются дополнительные сбережения и т.д.)

-У какого домохозяйства после всех расходов денег осталось меньше? Почему? (Расходы превышают доходы и т.д., свободные средства не используются для увеличения бюджета - не открыт вклад в банке, не сдается квартира в аренду и т.д.).

Конечно это всё условные цифры. Что делать, если домохозяйство не укладывается в бюджет? Экономить и финансово грамотно использовать имеющиеся средства! (Электроэнергию: выключать свет; воду: выключать, экономно расходовать; бережно относиться к одежде и обуви, чтобы она дольше служила, не тратить деньги на безделушки, открыть вклад в банке, старшим детям найти подработку после учебы).

Учитель математики. Посмотрим, сколько денег осталось в вашем домохозяйстве.

- Что можно сделать с деньгами? (возможные ответы: Отложить на большую запланированную покупку, потратить на другие товары, которые не являются предметами первой необходимости, положить деньги в банк под % и т.д.).

На чём бы вы экономили? (возможные ответы: Игрушки, развлечения, сладости, дорогие подарки и т.д.).

- А на чём нельзя экономить? (возможные ответы: На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости).

- Мы с вами поиграли в семейный бюджет. А представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что в первую очередь их потратить, а с чем подождать. Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: "Сейчас на это нет денег". Это не значит, что у родителей нет денег в кошельке - они есть, но для более важного для финансово грамотного ведения хозяйства. Поэтому, прежде, чем обижаться, расстраиваться и требовать чего-либо, поговорите с родителями и посчитайте ваш семейный бюджет.

Этап рефлексии

  • Зажмите руку в кулак.
  • Кому было интересно - разожмите мизинец,
  • Кто считает, что знания пригодятся в жизни - безымянный,
  • Кто хорошо потрудился - средний,
  • Кто помогал работе в группе - указательный,
  • Кому понравилось - большой.

Сколько пальцев получилось? Вот столько баллов вы заработали. Всем спасибо за работу.

Источники:

  1. Алгебра: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г.Мерзляк, В.М.Поляков. - 3-е изд., стереотип. - М.: Вентана-Граф,2019. - 285
  2. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и др. - М.: Просвещение, 2020.
  3. https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokakh-russkogo-yazyka-article/
  4. https://etymological.academic.ru/4307/
  5. https://dni-fg.ru/