Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация гласных ы–и, служащих для обозначения твёрдости–мягкости согласных». 1-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 1

Ключевые слова: логопедическое занятие


Класс: 1.

Презентация к уроку

Цель:

коррекционно-обучающий аспект:

  • уметь различать гласные звуки [ы] и [и] по их акустическим и артикуляционным признакам, изолированно и в составе односложных слов;
  • уметь соотносить звуки [ы] и [и] с буквами для обозначения на письме;
  • уметь различать твердость - мягкость согласных с помощью гласных букв ы-и изолированно, в слогах, в словах и в предложениях;
  • совершенствовать навык употребления существительных в форме множественного числа;
  • закрепить умение применять орфографические правила на письме.

развивающий аспект:

  • развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
  • развивать зрительно-моторные координации;
  • развивать фразовую речь в целях активизации речевого общения.

воспитывающий аспект:

  • воспитывать мотивацию к овладению навыком письма;
  • воспитывать самоконтроль и адекватную самооценку.

Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы, цветные карандаши, работа на портале LearningApps.

Ход занятия

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к занятию.

1. Учитель-логопед демонстрирует ученикам картинку «Мишка и мышка». Слайд 2

- Сравните слова «Мишка» и «мышка».

- Сколько звуков в слове Мишка? (пять).

- Сколько звуков в слове мышка? (пять). Слайд 3,4

- Какими звуками отличаются эти слова? [и], [ы]

- Какие звуки [и], [ы] по счету в словах. Слайд 5

- Какими буквами отличается написание этих слов?

Учитель-логопед называет по очереди ученику слова «Мишка» или «мышка», ученик «пишет» пальцем на ладони нужную букву.

- В каком слове первый звук произносится твёрдо и почему?

- В каком слове первый звук произносится мягко и почему?

Ученики вспоминают пройденный материал о свойстве гласных первого и второго ряда, отвечают на вопросы.

2. Формулировка темы и цели занятия

- Сегодня на занятии мы будем учиться различать гласные ы-и устно и на письме.

Дифференциация гласных ы-и изолировано и на уровне слога.

1. Учитель-логопед организует работу по командам (девочки, мальчики).

Различение звуков ы-и в звуковом ряду.

2. Учитель-логопед произносит слоги. Ученики по одному называют, какой гласный они слышат в слоге, как произносится согласный в слогах - твёрдо или мягко.

При ответе ученик поднимает синий или зелёный карандаш.

3. Учитель-логопед организует письменное задание.

- Послушайте слоги, которые я буду диктовать. Запишите слоги в две сточки: с буквой ы - в первую, с буквой и - во вторую.

В начале строчки ученики обозначают синий и зелёный кружок.

Дифференциация гласных ы-и на уровне слова.

1. Задание «Открой пазл»

Логопед организует выполнение устного задания на портале LearningApp

https://learningapps.org/watch?v=p24a86x1c21

- Прочитайте слова, назовите нужную букву.

- Как произносится согласный перед выбранной гласной - твёрдо или мягко?

2. Учитель-логопед предлагает назвать слово по картинке. Слад 6

- Почему в слове «шить» нужно писать гласную И? Вспомните правило.

Ученики называют правило - ЖИ-ШИ пиши с гласной И.

Учитель-логопед организует устное и письменное задание с опорой на Слайд 7.

- Составьте слова. Определите, какую букву нужно написать в слове.

- Назовите и запишите слова, в которых применяется правило ЖИ-ШИ.

3. Задание «Один-много»

https://learningapps.org/watch?v=p7spjxjm320

Ученики называют имя существительное в единственном числе, затем то же слово во множественном числе, выделяют последний гласный звук - ы или и.

Помещают картинку, в зависимости от конечного звука (буквы).

Дифференциация гласных ы-и на уровне предложения

1. Учитель-логопед организует выполнение устного задания. Слайд 8-15

Раздаёт индивидуальные карточки со словами-паронимами.

выли-вили

осы-оси

пыли-пили

Дыма-Дима

- Прочитайте пары предложений. Подберите из карточки слова, которые подходят по смыслу. Сравните пары слов по написанию и звучанию. Назовите слова с твёрдым и мягким согласным перед гласными ы-и.

2. Учитель-логопед организует выполнение задания на индивидуальных карточках. Читает вместе с учениками предложения.

Ученики вписывают в слова нужные буквы. Отмечают в одном выбранном предложении твёрдые и мягкие согласные.

Эти в_шн_, эти сл_в_ сам_ м_ сажал_.

Кур_ склевал_ зёрна.

Ул_ца покр_та снегом.

У реки шурш_т кам_ш.

Д_на несет в сумке д_ню.

Проверка выполненного задания с опорой на Слайд 16.

3. Подведение итогов

Список литературы

  1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Издательство: Владос, 1997.
  2. Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии» Конспекты занятий для логопедов. Издательство ГНМ и Д, 2007.