Результат сформированности универсальных учебных умений у младших школьников

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа

Ключевые слова: универсальные учебные действия, младшие школьники


Что услышал - то забудешь,
что увидишь - то запомнишь,
что сделаешь - тому научишься.

В своей статье нам хотелось бы поделиться результатами наших учеников. Показать, насколько они умеют быть самостоятельными в своём выборе, в постановке целей и задач и их достижения. Проследить данные результаты мы смогли на занятиях в летнем лагере.

Напомним, что же такое универсальные учебные действия.

В широком значении этот термин означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, включая организацию этого процесса.

Какие группы универсальных учебных действий выделяют?

  • Личностные
  • Регулятивные
  • Познавательные
  • Коммуникативные

Почему же эти действия универсальные?

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможности широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строение самой учебной деятельности, включая осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.

И влияние сформированности данных действий имеет положительные результаты и на внеучебные действия.

Т.о., ребёнок становится самостоятельным и ответственным в принятии решений и достижении предполагаемых результатах.

Когда же мы, учителя формируем универсальные учебные действия? Приведём несколько примеров.

Личностные УУД:

  • учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е. вопрос направлен непосредственно на формирования интереса,
  • любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;
  • учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».

Регулятивные УУД:

  • учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, прогнозировать результат, использовать алгоритм решения какой-либо задачи, оценивать и пр.

Познавательные УУД:

  • учитель говорит: «Подумайте», «Выполните задание», «Сравните, «Проанализируйте», «Докажи», «Сделайте вывод…».

Коммуникативные УУД:

  • ученик учится отвечать на вопросы;
  • ученик учится задавать вопросы;
  • ученик учится вести диалог;
  • ученик учится пересказывать сюжет;
  • учащихся учат слушать.