Пояснительная записка
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации предназначены для оценки качества освоения обучающимися программы учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования, входящей в математический и общий естественнонаучный цикл ОПОП.
Задания подготовлены по основным разделам программы учебной дисциплины:
Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы
- Природа и общество
- Охрана биосферы от загрязнений выбросами хозяйственной деятельности
- Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху
- Экологический кризис
- Природные ресурсы и их использование
- Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов
- Пищевые ресурсы человечества
- Антропогенное и естественное загрязнение биосферы
- Основные загрязнители их классификация
- «Зеленая революция» и её последствия
- Понятие экологического риска
Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования
- История Российского природоохранного законодательства
- Участие России в деятельности международных природоохранных организациях
- Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии и окружающей среды
- Понятие об экологической оценке производства и предприятий
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачёта за счет времени, отведенного на данную учебную дисциплину. Время выполнения - 90 минут. Работа состоит из 2-х вариантов, каждый из которых содержит инструкцию по выполнению, критерии оценки, 3 части разноуровневых заданий.
Результаты дифференцированного зачета фиксируются в журнале теоретического обучения.
Вариант I
Инструкция
На выполнение зачетной работы отводится 90 минут. Работа состоит из 3 частей.
Часть 1 включает задания (1-5) с выбором двух правильных ответов из четырех предложенных и задания (6-7) на соответствие. За правильный ответ - 1 балл.
Часть 2 состоит из заданий, требующих краткого ответа. В заданиях 1-8 следует вставить пропущенное слово, в заданиях 9-12 - вставить пропущенные слова, в заданиях 13-16 - продолжить определение термина или понятия, в заданиях 17-19 - продолжить фразу, в задании 20 - установить правильную последовательность действий, в задании 21 - написать ответ цифрами. За правильный ответ - 2 балла.
Часть 3 содержит два задания с развернутым ответом. Максимальная оценка верно выполненного задания составляет 4 балла.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию Вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
Критерии оценки:
сумма баллов
|
оценка |
52-57 |
отлично |
46-51 |
хорошо |
40-45 |
удовлетворительно |
менее 40 |
неудовлетворительно |
Часть 1
Выберите два правильных ответа
1. Компоненты окружающей природной среды:
а) материальные природные тела
б) природные процессы
в) искусственно созданные человеком материальные ценности
г) социально-экономические
2. Признаки современного экологического кризиса:
а) получение экологически чистых продуктов
б) истощение энергетических запасов
в) загрязнение биосферы
г) синтез новых минералов
3. Парниковый эффект вызван выбросом в атмосферу:
а) угарного газа (СО)
б) углекислого газа (СО2)
в) кислорода (О2)
г) азота N2
4. К космическим ресурсам относятся:
а) солнечная радиация
б) энергия солнца
в) энергия ветра
г) энергия приливов и отливов
5. Экологические факторы, наиболее эффективно ограничивающие бесконечный рост природных популяций:
а) температура
б) недостаток света
в) хищники
г) недостаток пищи
Установите соответствие
6. Установите соответствие между видами загрязнений биосферы и примерами загрязнений:
Виды загрязнений биосферы Примеры загрязнений |
|
1) естественные |
а) дым лесных пожаров |
2) усиленные действием человека |
б) извержение вулканов |
3) антропогенные |
в) развитие сельского хозяйства |
7. Установите соответствие между формами юридической ответственности и примерами нарушений экологического законодательства:
Формы юридической ответственности
|
Примеры нарушений экологического законодательства |
1) административный проступок |
а) нарушение правил лесопользования |
2) административное правонарушение |
б) незаконная охота |
3) уголовная ответственность |
в) пользование недрами без лицензии |
Часть 2
Вставьте пропущенное слово
1. Термин «экология» впервые в 1866 г. ввел ученый ______.
2. Абиотические факторы - это экологические факторы среды, относящиеся к ______ природе.
3. Весь комплекс совместно живущих и связанных друг с другом видов называется _____.
4. В середине этого столетия на смену угольному этапу пришел ______ этап.
5. Урбанизация - процесс концентрации ______ в городах, увеличения числа и размеров городов, повышения технической оснащенности, этажности и плотности застройки, создания комфортных условий жизнедеятельности.
6. Мировое производство превратилось из аграрно - индустриального в преимущественно ______.
7. Лицензия - это ______, выдаваемое природопользователю специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды.
8. Основные тенденции второй «зеленой революции» - это оказание ______ воздействия на окружающую природную среду, снижение вложений антропогенной энергии.
Вставьте пропущенные слова
9. Малоотходное производство - это такая форма организации технологического процесса, когда отходы производства сведены к минимуму или перерабатываются во ______ ______.
10. Система экологического законодательства в России состоит из двух подсистем: ______ и ______.
11. ______ ______ ресурсы способны к самовоспроизводству.
12.Лимиты на природопользование - система ______ ______ по территориям.
Продолжите определение термина или понятия
13. Гумус - ______
14. Экологическое образование - ______
15. Заповедник - ______
16. Экологический мониторинг - ______
Продолжите фразу
17. К основным методам очистки воды относятся: ______.
18. ФАО (Всемирная организация продовольствия) занимается решением проблемы ______.
19. Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности условиям соблюдения ______.
Установите правильную последовательность действий
20. Постройте пищевую цепь в необходимой последовательности из следующих звеньев: а) фитофаги, б) хищники, в) зеленые растения, г) детрит
Напишите ответ цифрами
21. В марте 1973 года при аварии супертанкера «Амоко-Калис» у берегов Франции было выброшено в море 230 тыс. т нефти. Рассчитайте объем воды, в котором погибла рыба, если гибель рыбы происходит при концентрации нефти 15 мг/л.
Часть 3
Напишите полный, развёрнутый ответ
1. В чем причины и каковы последствия дефицита воды на планете?
2. Одним из признаков современного экологического кризиса является опасное загрязнение биосферы. Напишите основные причины загрязнения биосферы? Раскройте сущность загрязнения биосферы. Приведите примеры.
Вариант 2
Инструкция
На выполнение зачетной работы отводится 90 минут. Работа состоит из 3 частей.
Часть 1 включает задания (1-5) с выбором двух правильных ответов из четырех предложенных и задания (6-7) на соответствие. За правильный ответ - 1 балл.
Часть 2 состоит из заданий, требующих краткого ответа. В заданиях 1-8 следует вставить пропущенное слово, в заданиях 9-12 - вставить пропущенные слова, в заданиях 13-16 - продолжить определение термина или понятия, в заданиях 17-19 - продолжить фразу, в задании 20 - установить правильную последовательность действий, в задании 21 - написать ответ цифрами. За правильный ответ - 2 балла.
Часть 3 содержит два задания с развернутым ответом. Максимальная оценка верно выполненного задания составляет 4 балла.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию Вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
Критерии оценки:
Сумма баллов |
Оценка |
52-57 |
отлично |
46-51 |
хорошо |
40-45 |
удовлетворительно |
менее 40 |
неудовлетворительно |
Часть 1
Выберите два правильных ответа
1. Компоненты окружающей среды:
а) природная среда
б) явления
в) социально-экономические
г) природные процессы
2. Глобальные проблемы экологии:
а) внедрение новейших технологий
б) проведение природоохранных мероприятий
в) проблемы Мирового океана
г) социально-экономические
3. Причины уничтожения тропических лесов:
а) распашка лесных земель под сельскохозяйственные угодья
б) рост народонаселения
в) воспроизводство растительного мира
г) промышленная вырубка лесов
4. В природе при помощи солнечной энергии происходят круговороты веществ:
а) геологический (большой)
б) химический (большой)
в) физический (большой)
г) биологический (малый)
5. К неисчерпаемым природным ресурсам относятся:
а) животный мир
б) ветровая энергия
в) энергия воды
г) полезные ископаемые
Установите соответствие
6. Установите соответствие между видами загрязнителей воды и примерами загрязнителей:
Виды загрязнителей воды
|
Примеры загрязнителей |
1) неорганические химические |
а) микроорганизмы |
2) органические |
б) медь |
3) бактериальные и биологические |
в) нефть |
7. Установите соответствие между формами юридической ответственности и примерами нарушений экологического законодательства:
Формы юридической ответственности |
Примеры нарушений экологического законодательства |
1) административный проступок |
а) самовольная добыча янтаря |
2) административное правонарушение |
б) уничтожение лесов |
3) уголовная ответственность |
в) нарушение правил охраны водопользования |
Часть 2
Вставьте пропущенное слово
1. Экология как наука зародилась в конце ______ века.
2. Современный экологический кризис называют «кризис ______».
3. Биосфера - это часть земного шара, в пределах которой имеется ______ .
4. Взаимодействие биотических и абиотических факторов среды - это состояние ______.
5. Гражданско-правовая ответственность - это ______ ответственность предприятия-загрязнителя за вред, который может быть нанесен вследствие его хозяйственной деятельности окружающей природной среды или здоровью человека.
6. Экологическое страхование физических и юридических лиц предусматривает ______ вреда при наступлении предусмотренным договором страхового случая (экологического или стихийного бедствия, аварии, катастрофы).
7. Глобальный мониторинг - это ______ за мировыми процессами и явлениями в биосфере и с осуществление прогноза возможных изменений.
8. Обязательность - как мера ______ окружающей природной среды, широкая гласность и участие общественности, ответственность в виде штрафа, налагаемого вадминистративном порядке.
Вставьте пропущенные слова
9. Государственные природные заказники - это ______ ______ природные комплексы, предназначенные для сохранения, воспроизводства и восстановления одних природных ресурсов в сочетании с ограниченным использованием других.
10.Агроэкосистема - это ______ ______, основные функции которой поддерживаются агрохимическими мероприятиями.
11. Экологический риск - это соотношение величины возможного ущерба при воздействии ______ ______.
12. Индекс гуманитарного развития учитывает среднюю продолжительность жизни, уровень ______ ______ и уровень овладения ресурсами, необходимыми для нормальной жизни.
Продолжите определение термина или понятия
13. Экологическое воспитание - ______
14. Деградация почвы - ______
15. Сукцессия -
16. Экосистема - ______
Продолжите фразу
17. К гидроминеральным ресурсам относятся: _____
18. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) занимается проблемами ______
19. Обезвреживание отходов - обработка отходов в целях предотвращения вредного воздействия на ______
Установите правильную последовательность действий
20. Постройте пищевую цепь в необходимой последовательности из следующих звеньев: а) консументы 1-го уровня, б) продуценты, в) редуценты, г) консументы 2-го уровня
Напишите ответ цифрами
21. Рассчитайте концентрацию разлившейся ртути в комнате, если в ней разбит термометр. Площадь комнаты 17 м2, высота потолков 3,2 м, масса разлившейся ртути 1 г (ПДК ртути - 0,0003 мг/м3).
Часть 3
Напишите полный, развёрнутый ответ
- Раскройте сущность возникновения промышленного мусора и его влияния на человека.
- Урбанизация - одно из важнейших глобальных явлений современного мира, затрагивающее все народы и страны. Перечислите общие черты, характерные для современной урбанизации большинства стран. Раскройте суть влияния урбанизации на биосферу.
Пакет экзаменатора
Эталон ответов
№ задания |
1 вариант |
2 вариант |
Часть 1 |
||
1 |
а б |
а в |
2 |
б в |
в г |
3 |
а б |
а г |
4 |
а г |
а г |
5 |
в г |
б в |
6 |
1-б, 2-а, 3-в |
1-б, 2-в, 3-а |
7 |
1-в, 2-а, 3-б |
1-а, 2-в, 3-б |
Часть 2 |
||
1 |
Э.Геккель |
девятнадцатого |
2 |
неживой |
редуцентов |
3 |
биоценозом |
жизнь |
4 |
нефтегазовый |
равновесия |
5 |
населения |
имущественная |
6 |
индустриальное |
возмещение |
7 |
разрешение |
наблюдение |
8 |
минимального |
охраны |
9 |
вторичные ресурсы |
временно охраняемые |
10 |
природоресурсной природоохранной |
искусственная экосистема |
11 |
возобновимые исчерпаемые |
экологического фактора |
12 |
экологических ограничений |
грамотности населения |
13 |
органическое вещество почвы |
воздействие на чувства, сознание, взгляды людей |
14 |
знания, умения и навыки, необходимые для охраны среды |
ухудшение свойств почвы, плодородия |
15 |
особо охраняемая территория, на которой полностью запрещена хозяйственная деятельность |
смена одних сообществ другими |
16 |
система наблюдения, оценки и прогноза изменения окружающей среды |
совокупность живых организмов и среды обитания |
17 |
Физико-химические, биотехнологические |
подземные пресные и минерализованные воды |
18 |
перераспределения продовольственных ресурсов |
гигиены, борьбы с загрязнением воздуха |
19 |
экологической безопасности общества |
здоровье человека и природную среду |
20 |
в, а, б, г |
б, а, г, в |
21 |
15,33х1012 л или 15330 т |
18,38 мг/м3 или 0,02 г/м3 |
Ответы на задания с развернутым ответом (части 3)
1 вариант
1. В чем причины и каковы последствия дефицита воды на планете?
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл):
1) Основные причины: а) Дефицит воды ученые связывают с непрерывным в последнее десятилетие повышением температуры воздуха из-за роста содержания в атмосфере углекислого газа. Цепь проблем, порождающих друг друга, выглядит таким образом: большое энерговыделение (решение энергетической проблемы) - парниковый эффект - нехватка воды - недостаток пищи (неурожаи). За последние 100 лет температура возросла на 0,6ºС. б) Углекислый газ, метан и некоторые другие газы поглощают тепловое излучение и усиливают парниковый эффект. в) Важным фактором является резкое увеличение расхода воды на промышленные и бытовые цели.
2) Последствия: Нехватка воды резко ухудшила экологическую обстановку во многих регионах и вызвала продовольственный кризис.
2. Одним из признаков современного экологического кризиса является опасное загрязнение биосферы. Раскройте сущность загрязнения биосферы. Приведите примеры.
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл):
1) Сущность загрязнения биосферы: Причинами загрязнения биосферы являются: развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, урбанизация. Таким образом, в биосферу поступает огромное количество токсичных и вредных выбросов. Особенностью этих выбросов является то, что эти соединения не включаются в естественные обменные процессы, а накапливаются в биосфере.
2) Например: при сжигании нефти выделяется сернистый газ, который в естественные процессы обмена не включается, а накапливается в нижних слоях атмосферы, взаимодействует с водой и выпадает на землю в виде кислотных дождей.
Ответы на задания с развернутым ответом (части 3)
2 вариант
1. Раскройте сущность возникновения промышленного мусора и его влияния на человека.
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл):
1) Сущность возникновения промышленного мусора: Добывая руду и выплавляя из нее металл, сжигая и перерабатывая нефть, уголь, газ, создавая искусственные материалы, человек получает не только необходимую ему энергию, продукты и товары, но и «производит» сотни тысяч тонн вредных веществ и отходов. Вблизи крупных городов и промышленных предприятий скапливаются горы мусора, превращая окрестность в пустыри и свалки.
2) Влияние промышленного мусора на человека: Вредные вещества и отходы попадают в атмосферу, водоемы, почву, в живые организмы, в том числе в организм человека. К этому же добавляются электромагнитное и тепловое излучение, радиация и шум.
2. Урбанизация - одно из важнейших глобальных явлений современного мира, затрагивающее все народы и страны. Перечислите общие черты, характерные для современной урбанизации большинства стран. Раскройте суть влияния урбанизации на биосферу. Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл):
1) Общие черты, характерные для современной урбанизации: а) Быстрые темпы роста городского населения, б) Увеличение городов - «миллионеров», в)«Расползание» городов, т.е. трансформирование их в мегаполисы.
2) Суть влияния урбанизации на биосферу: а) С точки зрения экологии современный город-мегаполис - очень сложная экосистема, которая определяется высокой концентрацией: большого количества людей на ограниченном пространстве, промышленного производства и услуг, транспортных средств. Все это приводит к росту антропогенной нагрузки на окружающую среду и усиливает ее засорение. б) Урбанизация породила непредсказуемую опасность возникновения тяжких последствий для населения нашей планеты - физическую тяжесть городов. Многотонные здания давят своей тяжестью на землю и врастают в нее, оседают. в) Над подземными магистралями метрополитена крупных городов земля опускается, проседает. г) Город потребляет из окружающей природной среды огромное количество природных ресурсов, а возвращает в нее отходы своей жизнедеятельности, которые накапливаются в биосфере.