Контрольно-измерительные материалы по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разделы: Экология


Пояснительная записка

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации предназначены для оценки качества освоения обучающимися программы учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования, входящей в математический и общий естественнонаучный цикл ОПОП.

Задания подготовлены по основным разделам программы учебной дисциплины:

Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы

  1. Природа и общество
  2. Охрана биосферы от загрязнений выбросами хозяйственной деятельности
  3. Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху
  4. Экологический кризис
  5. Природные ресурсы и их использование
  6. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов
  7. Пищевые ресурсы человечества
  8. Антропогенное и естественное загрязнение биосферы
  9. Основные загрязнители их классификация
  10. «Зеленая революция» и её последствия
  11. Понятие экологического риска

Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования

  1. История Российского природоохранного законодательства
  2. Участие России в деятельности международных природоохранных организациях
  3. Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии и окружающей среды
  4. Понятие об экологической оценке производства и предприятий

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачёта за счет времени, отведенного на данную учебную дисциплину. Время выполнения - 90 минут. Работа состоит из 2-х вариантов, каждый из которых содержит инструкцию по выполнению, критерии оценки, 3 части разноуровневых заданий.

Результаты дифференцированного зачета фиксируются в журнале теоретического обучения.

Вариант I

Инструкция

На выполнение зачетной работы отводится 90 минут. Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает задания (1-5) с выбором двух правильных ответов из четырех предложенных и задания (6-7) на соответствие. За правильный ответ - 1 балл.

Часть 2 состоит из заданий, требующих краткого ответа. В заданиях 1-8 следует вставить пропущенное слово, в заданиях 9-12 - вставить пропущенные слова, в заданиях 13-16 - продолжить определение термина или понятия, в заданиях 17-19 - продолжить фразу, в задании 20 - установить правильную последовательность действий, в задании 21 - написать ответ цифрами. За правильный ответ - 2 балла.

Часть 3 содержит два задания с развернутым ответом. Максимальная оценка верно выполненного задания составляет 4 балла.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию Вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

Критерии оценки:

сумма баллов

оценка

52-57

отлично

46-51

хорошо

40-45

удовлетворительно

менее 40

неудовлетворительно

Часть 1

Выберите два правильных ответа

1. Компоненты окружающей природной среды:
а) материальные природные тела
б) природные процессы
в) искусственно созданные человеком материальные ценности
г) социально-экономические

2. Признаки современного экологического кризиса:
а) получение экологически чистых продуктов
б) истощение энергетических запасов
в) загрязнение биосферы
г) синтез новых минералов

3. Парниковый эффект вызван выбросом в атмосферу:
а) угарного газа (СО)
б) углекислого газа (СО2)
в) кислорода (О2)
г) азота N2

4. К космическим ресурсам относятся:
а) солнечная радиация
б) энергия солнца
в) энергия ветра
г) энергия приливов и отливов

5. Экологические факторы, наиболее эффективно ограничивающие бесконечный рост природных популяций:
а) температура
б) недостаток света
в) хищники
г) недостаток пищи

Установите соответствие

6. Установите соответствие между видами загрязнений биосферы и примерами загрязнений:

Виды загрязнений биосферы Примеры загрязнений

1) естественные

а) дым лесных пожаров

2) усиленные действием человека

б) извержение вулканов

3) антропогенные

в) развитие сельского хозяйства

7. Установите соответствие между формами юридической ответственности и примерами нарушений экологического законодательства:

Формы юридической ответственности

Примеры нарушений экологического законодательства

1) административный проступок

а) нарушение правил лесопользования

2) административное правонарушение

б) незаконная охота

3) уголовная ответственность

в) пользование недрами без лицензии

Часть 2

Вставьте пропущенное слово

1. Термин «экология» впервые в 1866 г. ввел ученый ______.

2. Абиотические факторы - это экологические факторы среды, относящиеся к ______ природе.

3. Весь комплекс совместно живущих и связанных друг с другом видов называется _____.

4. В середине этого столетия на смену угольному этапу пришел ______ этап.

5. Урбанизация - процесс концентрации ______ в городах, увеличения числа и размеров городов, повышения технической оснащенности, этажности и плотности застройки, создания комфортных условий жизнедеятельности.

6. Мировое производство превратилось из аграрно - индустриального в преимущественно ______.

7. Лицензия - это ______, выдаваемое природопользователю специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды.

8. Основные тенденции второй «зеленой революции» - это оказание ______ воздействия на окружающую природную среду, снижение вложений антропогенной энергии.

Вставьте пропущенные слова

9. Малоотходное производство - это такая форма организации технологического процесса, когда отходы производства сведены к минимуму или перерабатываются во ______ ______.

10. Система экологического законодательства в России состоит из двух подсистем: ______ и ______.

11. ______ ______ ресурсы способны к самовоспроизводству.

12.Лимиты на природопользование - система ______ ______ по территориям.

Продолжите определение термина или понятия

13. Гумус - ______

14. Экологическое образование - ______

15. Заповедник - ______

16. Экологический мониторинг - ______

Продолжите фразу

17. К основным методам очистки воды относятся: ______.

18. ФАО (Всемирная организация продовольствия) занимается решением проблемы ______.

19. Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности условиям соблюдения ______.

Установите правильную последовательность действий

20. Постройте пищевую цепь в необходимой последовательности из следующих звеньев: а) фитофаги, б) хищники, в) зеленые растения, г) детрит

Напишите ответ цифрами

21. В марте 1973 года при аварии супертанкера «Амоко-Калис» у берегов Франции было выброшено в море 230 тыс. т нефти. Рассчитайте объем воды, в котором погибла рыба, если гибель рыбы происходит при концентрации нефти 15 мг/л.

Часть 3

Напишите полный, развёрнутый ответ

1. В чем причины и каковы последствия дефицита воды на планете?

2. Одним из признаков современного экологического кризиса является опасное загрязнение биосферы. Напишите основные причины загрязнения биосферы? Раскройте сущность загрязнения биосферы. Приведите примеры.

Вариант 2

Инструкция

На выполнение зачетной работы отводится 90 минут. Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает задания (1-5) с выбором двух правильных ответов из четырех предложенных и задания (6-7) на соответствие. За правильный ответ - 1 балл.

Часть 2 состоит из заданий, требующих краткого ответа. В заданиях 1-8 следует вставить пропущенное слово, в заданиях 9-12 - вставить пропущенные слова, в заданиях 13-16 - продолжить определение термина или понятия, в заданиях 17-19 - продолжить фразу, в задании 20 - установить правильную последовательность действий, в задании 21 - написать ответ цифрами. За правильный ответ - 2 балла.

Часть 3 содержит два задания с развернутым ответом. Максимальная оценка верно выполненного задания составляет 4 балла.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию Вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

Критерии оценки:

Сумма баллов

Оценка

52-57

отлично

46-51

хорошо

40-45

удовлетворительно

менее 40

неудовлетворительно

Часть 1

Выберите два правильных ответа

1. Компоненты окружающей среды:
а) природная среда
б) явления
в) социально-экономические
г) природные процессы

2. Глобальные проблемы экологии:
а) внедрение новейших технологий
б) проведение природоохранных мероприятий
в) проблемы Мирового океана
г) социально-экономические

3. Причины уничтожения тропических лесов:
а) распашка лесных земель под сельскохозяйственные угодья
б) рост народонаселения
в) воспроизводство растительного мира
г) промышленная вырубка лесов

4. В природе при помощи солнечной энергии происходят круговороты веществ:
а) геологический (большой)
б) химический (большой)
в) физический (большой)
г) биологический (малый)

5. К неисчерпаемым природным ресурсам относятся:
а) животный мир
б) ветровая энергия
в) энергия воды
г) полезные ископаемые

Установите соответствие

6. Установите соответствие между видами загрязнителей воды и примерами загрязнителей:

Виды загрязнителей воды

Примеры загрязнителей

1) неорганические химические

а) микроорганизмы

2) органические

б) медь

3) бактериальные и биологические

в) нефть

7. Установите соответствие между формами юридической ответственности и примерами нарушений экологического законодательства:

Формы юридической ответственности

Примеры нарушений экологического законодательства

1) административный проступок

а) самовольная добыча янтаря

2) административное правонарушение

б) уничтожение лесов

3) уголовная ответственность

в) нарушение правил охраны водопользования

Часть 2

Вставьте пропущенное слово

1. Экология как наука зародилась в конце ______ века.

2. Современный экологический кризис называют «кризис ______».

3. Биосфера - это часть земного шара, в пределах которой имеется ______ .

4. Взаимодействие биотических и абиотических факторов среды - это состояние ______.

5. Гражданско-правовая ответственность - это ______ ответственность предприятия-загрязнителя за вред, который может быть нанесен вследствие его хозяйственной деятельности окружающей природной среды или здоровью человека.

6. Экологическое страхование физических и юридических лиц предусматривает ______ вреда при наступлении предусмотренным договором страхового случая (экологического или стихийного бедствия, аварии, катастрофы).

7. Глобальный мониторинг - это ______ за мировыми процессами и явлениями в биосфере и с осуществление прогноза возможных изменений.

8. Обязательность - как мера ______ окружающей природной среды, широкая гласность и участие общественности, ответственность в виде штрафа, налагаемого вадминистративном порядке.

Вставьте пропущенные слова

9. Государственные природные заказники - это ______ ______ природные комплексы, предназначенные для сохранения, воспроизводства и восстановления одних природных ресурсов в сочетании с ограниченным использованием других.

10.Агроэкосистема - это ______ ______, основные функции которой поддерживаются агрохимическими мероприятиями.

11. Экологический риск - это соотношение величины возможного ущерба при воздействии ______ ______.

12. Индекс гуманитарного развития учитывает среднюю продолжительность жизни, уровень ______ ______ и уровень овладения ресурсами, необходимыми для нормальной жизни.

Продолжите определение термина или понятия

13. Экологическое воспитание - ______

14. Деградация почвы - ______

15. Сукцессия -

16. Экосистема - ______

Продолжите фразу

17. К гидроминеральным ресурсам относятся: _____

18. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) занимается проблемами ______

19. Обезвреживание отходов - обработка отходов в целях предотвращения вредного воздействия на ______

Установите правильную последовательность действий

20. Постройте пищевую цепь в необходимой последовательности из следующих звеньев: а) консументы 1-го уровня, б) продуценты, в) редуценты, г) консументы 2-го уровня

Напишите ответ цифрами

21. Рассчитайте концентрацию разлившейся ртути в комнате, если в ней разбит термометр. Площадь комнаты 17 м2, высота потолков 3,2 м, масса разлившейся ртути 1 г (ПДК ртути - 0,0003 мг/м3).

Часть 3

Напишите полный, развёрнутый ответ

  1. Раскройте сущность возникновения промышленного мусора и его влияния на человека.
  2. Урбанизация - одно из важнейших глобальных явлений современного мира, затрагивающее все народы и страны. Перечислите общие черты, характерные для современной урбанизации большинства стран. Раскройте суть влияния урбанизации на биосферу.

Пакет экзаменатора

Эталон ответов

№ задания

1 вариант

2 вариант

Часть 1

1

а б

а в

2

б в

в г

3

а б

а г

4

а г

а г

5

в г

б в

6

1-б, 2-а, 3-в

1-б, 2-в, 3-а

7

1-в, 2-а, 3-б

1-а, 2-в, 3-б

Часть 2

1

Э.Геккель

девятнадцатого

2

неживой

редуцентов

3

биоценозом

жизнь

4

нефтегазовый

равновесия

5

населения

имущественная

6

индустриальное

возмещение

7

разрешение

наблюдение

8

минимального

охраны

9

вторичные ресурсы

временно охраняемые

10

природоресурсной природоохранной

искусственная экосистема

11

возобновимые исчерпаемые

экологического фактора

12

экологических ограничений

грамотности населения

13

органическое вещество почвы

воздействие на чувства, сознание, взгляды людей

14

знания, умения и навыки, необходимые для охраны среды

ухудшение свойств почвы, плодородия

15

особо охраняемая территория, на которой полностью запрещена хозяйственная деятельность

смена одних сообществ другими

16

система наблюдения, оценки и прогноза изменения окружающей среды

совокупность живых организмов и среды обитания

17

Физико-химические, биотехнологические

подземные пресные и минерализованные воды

18

перераспределения продовольственных ресурсов

гигиены, борьбы с загрязнением воздуха

19

экологической безопасности общества

здоровье человека и природную среду

20

в, а, б, г

б, а, г, в

21

15,33х1012 л или 15330 т

18,38 мг/м3 или 0,02 г/м3

Ответы на задания с развернутым ответом (части 3)

1 вариант

1. В чем причины и каковы последствия дефицита воды на планете?

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл):

1) Основные причины: а) Дефицит воды ученые связывают с непрерывным в последнее десятилетие повышением температуры воздуха из-за роста содержания в атмосфере углекислого газа. Цепь проблем, порождающих друг друга, выглядит таким образом: большое энерговыделение (решение энергетической проблемы) - парниковый эффект - нехватка воды - недостаток пищи (неурожаи). За последние 100 лет температура возросла на 0,6ºС. б) Углекислый газ, метан и некоторые другие газы поглощают тепловое излучение и усиливают парниковый эффект. в) Важным фактором является резкое увеличение расхода воды на промышленные и бытовые цели.

2) Последствия: Нехватка воды резко ухудшила экологическую обстановку во многих регионах и вызвала продовольственный кризис.

2. Одним из признаков современного экологического кризиса является опасное загрязнение биосферы. Раскройте сущность загрязнения биосферы. Приведите примеры.

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл):

1) Сущность загрязнения биосферы: Причинами загрязнения биосферы являются: развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, урбанизация. Таким образом, в биосферу поступает огромное количество токсичных и вредных выбросов. Особенностью этих выбросов является то, что эти соединения не включаются в естественные обменные процессы, а накапливаются в биосфере.

2) Например: при сжигании нефти выделяется сернистый газ, который в естественные процессы обмена не включается, а накапливается в нижних слоях атмосферы, взаимодействует с водой и выпадает на землю в виде кислотных дождей.

Ответы на задания с развернутым ответом (части 3)

2 вариант

1. Раскройте сущность возникновения промышленного мусора и его влияния на человека.

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл):

1) Сущность возникновения промышленного мусора: Добывая руду и выплавляя из нее металл, сжигая и перерабатывая нефть, уголь, газ, создавая искусственные материалы, человек получает не только необходимую ему энергию, продукты и товары, но и «производит» сотни тысяч тонн вредных веществ и отходов. Вблизи крупных городов и промышленных предприятий скапливаются горы мусора, превращая окрестность в пустыри и свалки.

2) Влияние промышленного мусора на человека: Вредные вещества и отходы попадают в атмосферу, водоемы, почву, в живые организмы, в том числе в организм человека. К этому же добавляются электромагнитное и тепловое излучение, радиация и шум.

2. Урбанизация - одно из важнейших глобальных явлений современного мира, затрагивающее все народы и страны. Перечислите общие черты, характерные для современной урбанизации большинства стран. Раскройте суть влияния урбанизации на биосферу. Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл):

1) Общие черты, характерные для современной урбанизации: а) Быстрые темпы роста городского населения, б) Увеличение городов - «миллионеров», в)«Расползание» городов, т.е. трансформирование их в мегаполисы.

2) Суть влияния урбанизации на биосферу: а) С точки зрения экологии современный город-мегаполис - очень сложная экосистема, которая определяется высокой концентрацией: большого количества людей на ограниченном пространстве, промышленного производства и услуг, транспортных средств. Все это приводит к росту антропогенной нагрузки на окружающую среду и усиливает ее засорение. б) Урбанизация породила непредсказуемую опасность возникновения тяжких последствий для населения нашей планеты - физическую тяжесть городов. Многотонные здания давят своей тяжестью на землю и врастают в нее, оседают. в) Над подземными магистралями метрополитена крупных городов земля опускается, проседает. г) Город потребляет из окружающей природной среды огромное количество природных ресурсов, а возвращает в нее отходы своей жизнедеятельности, которые накапливаются в биосфере.