Образовательный проект «Школа безопасности и здоровья»

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: ОБЖ


Актуальность разработки и внедрения образовательного проекта

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности и здоровья учеников стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

В Стратегии национальной безопасности РФ отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующие новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».

Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения. Эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми.

Обоснование выбора темы образовательного проекта

Безопасность жизнедеятельности - область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, проживающих в условиях техносферы, по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль, если не сказать - определяющую, играют уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также сформировать культуру безопасного поведения.

Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания со стороны системы образования, а также необходимость выстраивания конструктивного взаимодействия образовательных учреждений с различными ведомствами, обеспечивающими безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку населения. В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку учащихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни.

Помощь в решении этих задач оказывают не только уроки физической культуры в среднем и старшем звене, но и уроки по предмету «ОБЖ», необходимые человеку в экстремальной ситуации. В настоящее время тенденцией становится проблема отсутствия у учащихся интереса к этим предметам и снижение учебной мотивации. Большинство учащихся не проявляют познавательный интерес к собственной безопасности. Низкая мотивация школьников к ведению здорового образа жизни, понимание важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности подтолкнула к выбору темы педагогического проекта.

В данной разработке представлен образовательный проект «Школа безопасности и здоровья» как направление внеурочной деятельности в рамках преподавания учебных предметов «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

Цель образовательного проекта: Формирование интереса у учащихся к учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура» через различные виды внеурочной деятельности.

Задачи образовательного проекта:

  • создать условия для формирования у учащихся интереса к предметам ОБЖ и физической культуре;
  • использовать разнообразные формы внеурочной деятельности для формирования интереса к учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура» и мотивации познавательной деятельности;
  • разработать и внедрить комплекс внеурочных мероприятий, направленных на формирование личности безопасного типа;

Сроки реализации образовательного проекта: сентябрь 2018 г. - июнь 2021 г.

Основные педагогические понятия, используемые в образовательном проекте:

В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеурочной деятельности. Повысить качество обучения и воспитания можно, умело, сочетая работу на уроке с внеурочной деятельностью по предмету.

  • Урочная деятельность - управляемый (целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно обеспеченный, корректируемый) ресурснообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и учащихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определенного образовательной программой.
  • Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Внеурочная деятельность дает учащимся возможность развивать свои интересы, расширить кругозор, развивать познавательную самостоятельность.

Внеурочная деятельность во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету. В содержании можно выделить два основных направления:

1). Углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое образовательно-воспитательное значение;

2). Формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ, при работе с различными источниками информации в классе, при использовании тренажеров, а также ПК.

Осуществляя работу важно соблюдать следующие педагогические требования:

  • общественно-полезная, профессиональная направленности;
  • современность содержания и форм внеурочной деятельности;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов учащихся;
  • сочетание педагогического руководства с самостоятельностью учащихся;
  • системность, непрерывное развитие внеурочной работы

Соблюдение всех указанных выше требований к организации и проведению внеурочной деятельности способствует созданию системы работы, которая характеризуется следующими уровнями:

I уровень:

Использование внеурочной деятельности для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура». На этом уровне формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе учителя.

II уровень:

На этом уровне главное - развить и поддержать интерес учащихся к предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура». При организации мероприятий учитываются индивидуальные особенности учащихся, обеспечивается сочетание массовых мероприятий с индивидуальными поручениями, увеличивается доля самостоятельной деятельности учащихся.

III уровень:

Самостоятельная деятельность учащихся при решении различных проблем.

Курсы «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Окружающий мир» в школе относятся к числу тех предметов, где всегда активно проводится внеклассная работа. Внеурочные занятия по курсу ОБЖ призваны способствовать формированию у учащихся:

  • сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности;
  • навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • индивидуальной системы здорового образа жизни;
  • антитеррористического поведения.

Основу внеурочных занятий по курсам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Окружающий мир» составляет подготовка и участие учащихся во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», а также работа в различных кружках, секциях, клубах по программам, которые разрабатываются в регионах проживания и учитывают специфику и особенности региона в вопросах безопасности и организации защиты населения.

В рамках внеурочной деятельности по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физической культуры» в ГБОУ СОШ №6 могут быть внедрены следующие формы работы:

  • Создания школьного спортивного клуба «Лидер».
  • Конкурсы и соревнования «Безопасное колесо», «Орленок», «Зарница», «Призывник», «Абсолютная точность», «Спортивное ориентирование»,
  • «Армейский призыв».
  • Создание единой системы физкультурно-массовой работы, для самоорганизации обучающихся в школе, внедрение физкультурно-спортивного комплекса «ГТО».

Мероприятия в рамках месячника по обучению населения в области ГО и ЧС: штабная тренировка, экскурсии в ПЧ-92, практические занятия по оказанию первой помощи, инструктажи по правилам безопасного поведения при ЧС природного и техногенного характера, тематические классные часы, учебная эвакуация.

Мероприятия в рамках месячника военно-патриотического воспитания: митинги памяти, посвященные россиянам, исполнявшим интернациональный долг за пределами Отечества, классные часы, посвященные Дням воинской славы, спортивно - массовое мероприятие «Армейский призыв», соревнования по стрельбе «Абсолютная точность», уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов, конкурс социальных проектов «Я - гражданин России». В комплекс мероприятий включаются систематические выставки плакатов, буклетов, рисунков, тематические родительские собрания, Дни здоровья («Снежные забавы», «Здоровье в наших руках», «Здоровые дети - счастливые дети», «Здоровым быть здорово»), недели безопасности («Мое здоровье - здоровье нации», месячник безопасности на транспорте, «Внимание дети!», «Безопасность в сети Интернет», «Безопасность детей - забота родителей».

Кроме этого, при реализации проекта возможны к использованию эпизодические формы работы - олимпиады по «Основам безопасности жизнедеятельности» и предметные недели, тематические походы и экскурсии, участие в акциях безопасности, экскурсионные поездки.

Между систематической и эпизодической внеурочной деятельностью нет большой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот, это зависит от увлеченности учителя. Но вследствие масштабности и сложности в подготовке такие формы, как олимпиады, предметные недели, обычно являются разовыми мероприятиями в течение года.

Формы внеурочной деятельности в рамках проекта «Школы безопасности и здоровья» находятся в тесной взаимосвязи. Методы организации деятельности школьников во внеурочной деятельности во многом совпадают с методами организации деятельности учащихся на уроке, поскольку выбор их определен, прежде всего, спецификой изучаемого материала.

Материально-технические и кадровые требования к реализации образовательного долгосрочного проекта «Школа безопасности и здоровья»

Техническое обеспечение

Кадровое обеспечение

  • актовый зал;
  • спортивный зал;
  • учебные кабинеты;
  • стадион;
  • лазерный тир;
  • учебный автогородок по освоению правил дорожного движения;
  • туристическое снаряжение;
  • спортивный инвентарь.
  • учителя начальных классов;
  • учитель ОБЖ;
  • учителя физической культуры;
  • учитель информатики;
  • педагог-психолог;
  • педагоги дополнительного образования.
  • заместитель директора по воспитательной работе

План реализации образовательного проекта «Школа безопасности и здоровья»

Направление деятельности в рамках проекта (2017-2018 уч.год.)

  • Выпуск бюллетеней о ЗОЖ, о ГТО.

Патриотический центр "Пламя".

  • Создание школьного спортивного клуба ШСК «ЛИДЕР».
  • Участие в акциях, направленных на формирование здорового образа жизни, на привлечение к сдаче норм ГТО
  • Проведение конференции «Мы за здоровый образ жизни».
  • Регулярное проведение бесед «Здоровье обучающихся: проблемы и пути решения».
  • Участие в акциях «Меняем сигаретку на конфетку».
  • Спартакиада обучающихся «Самый спортивный класс!»
  • Физкультурно-оздоровительные праздники «День здоровья», легкоатлетическая эстафета, «Самый сильный», «Один день в армии», «А, ну-ка, парни!», «А, ну-ка, девушки!», «Весёлые старты», «Смотр строя и песни»
  • Спортивные соревнования ШСК «ЛИДЕР» по волейболу, футболу, кэс-баскету, пионерболу.

Учителя

1. Выступление на ШМО.

2. Доклад: «Социально-психологический климат участников проекта по созданию безопасной среды для занятий спортом», «Внедрению ФВСК ГТО в школе».

1. Анкетирование
2. Классные часы «Психологическое обеспечение спортивной деятельности в образовательной среде».
3. Элективный курс «Культура здоровья»
4.Создание страницы и форума по формированию здорового образа жизни на веб-сайте школы
5. Проведение профилактической работы по здоровьесбережению среди учителей, сотрудников школы, обучающихся и их родителей.
6.Участие в соревнованиях педагогов в свободное от работы время.
Система отбора, подготовки, сопровождения лидеров (общественных инструкторов).
Консультирование для общественных инструкторов

Спортивные секции - желающим углубленно заниматься спортом, уроки физкультуры - для всех.

Консультации, конференции - для желающих получать спортивную информацию из мира спорта, о комплексе ГТО.

Проведение рекламно-социальных акций перед проведением физкультурно-спортивных мероприятий, с целью привлечения общественного внимания и информирования обучающихся о преимуществах здорового образа жизни, о комплексе ГТО.

Акции сопровождаются раздачей наглядного материала с краткой информацией.

Направление деятельности в рамках проекта (2018-2019 уч. год.)

1. Мониторинг спортивных секций - сентябрь.

2. Анкетирование:
А) «Изучение удовлетворенности обучающихся физкультурно-спортивной деятельностью в школе».
Б) «Что ты знаешь о ГТО!» - изучение знаний обучающихся о ФВСК ГТО - сентябрь.
В) «Психическая надежность», «Мотивация к одобрению» - определение эффекта общения» (для общественных инструкторов) сентябрь - ноябрь.

3. Подготовка к олимпиаде по ОБЖ и физической культуре.

4. Конкурс рисунков «Все на ГТО!»

5. Акция «Меняем сигаретку на конфетку» - сентябрь - ноябрь.

6. Секции, урок физкультуры «Профилактика употребления психоактивных веществ, предупреждение распространения ВИЧ-инфекции» - в течение года.

7. Участие в спартакиаде обучающихся «Самый спортивный класс!» - сентябрь - май.

8. Акция «На зарядку, становись!» - ноябрь.

9. Акция «Этого могло не случиться (профилактика СПИДа)» .

10. Участие в физкультурно-спортивных праздниках - в течение года.

11. Сотрудничество со спортивной школой СП ДОД ДЮСШ.

12. Проведение классных часов - в течение года.

Приняло участие (2-11 классы):

Направление деятельности в рамках проекта (2019-2020г.)

1. Мониторинг спортивных секций - сентябрь.

2. Анкетирование:
А) «Изучение удовлетворенности обучающихся физкультурной - спортивной деятельностью в колледже».
Б) «Изучение знаний обучающихся о ФВСК ГТО».
В) «Психическая надежность», «Мотивация к одобрению» - определение эффекта общения» (для общественных инструкторов) - сентябрь - ноябрь.

3. Общественные акции «Твои спортивные секции» - в течение года.

4. Акция «Красная лента (профилактика СПИДа)» - февраль.

5. Подготовка детей к олимпиаде по ОБЖ и физической культуре.

6. Акция « Играйте на здоровье» - в течение года.

7. Акция «Дети - детям» - декабрь.

8. Участие в спартакиаде обучающихся школы «Самый спортивный класс!» - сентябрь - май.

9. Акция «Спасибо, НЕТ!» - июнь.

10. Участие в физкультурно-спортивных мероприятиях - в течение года.

11. Встреча с интересными людьми - в течение года.

12. Сотрудничество со спортивной школой СП ДОД ДЮСШ - в течение года.

13. Проведение родительских собраний - в течение года (для повышения педагогической культуры, просвещения родителей в школе реализуется программа родительского всеобуча).

Приняло участие (2-11 классы):

Направление деятельности в рамках проекта (2020-2021г.) Многие направления в онлайн формате.

  1. Разработать план спортивных мероприятий в ШСК «ЛИДЕР»
  1. Приняло участие (2-11 классы):

Планируемые результаты проекта:

  • Сформированность у обучающихся системы представлений о ЗОЖ.
  • Повышение уровня культуры здоровья обучающихся и их родителей.
  • Повышение уровня знаний педагогов в вопросах использования здоровьесберегающих технологий в собственной педпрактике.
  • Увеличение количества обучающихся систематически занимающихся спортом.
  • Увеличение количества обучающихся, участвующих в олимпиаде по ОБЖ и физической культуре.
  • Повышение уровня физической активности обучающихся.
  • Создание медиатеки по формированию ЗОЖ (фотоальбомы, видеоролики, презентации).

Список литературы

  1. Антропова М.В., Л.М.Кузнецова. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана - граф». 2020. с. 24.
  2. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука. 2020.
  3. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие. АСТ. Астрель. М. 2019. с. 208.
  4. Васильева, Д. Вредным привычкам места нет / Д.Васильева // Пока не поздно. - 2019. - № 11.
  5. Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе / Н.А.Горохова // ОБЖ. - 2019. - № 7. - С. 33-38. Здоровье учащихся.
  6. Гритченко, Н.В. Основы физического воспитания, врачебного контроля и лечебной физической культуры / Н.В.Гритченко. - М.: Медицина, 1920. - 272 с.
  7. Дик, Н.Ф.: Как прожить долгую и здоровую жизнь. - Ростов н/Д: Феникс, 2019.
  8. Дичев, Т. Осторожно дети! / Т.Дичев // Спортивная жизнь России. - 2019. - № 10. - С. 1.
  9. О влиянии компьютеров и телевидения на здоровье детей и подростков.
  10. Гречаная Т.Б., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С. «Полезные привычки. Программа для начальной школы по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми». /под ред. О.Л.Романовой - М., 2021. с. 28.
  11. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. «Обучение жизненно важным навыкам. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами в среднем школьном и старшем подростковом возрасте». / Под ред. Н.П.Майоровой. - СПб., 2019.