Комплексное сопровождение обучающихся в процессе формирования у них готовности к профессиональному самоопределению в условиях образовательной организации. Актуализация проблемы выбора профессии

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика, Инклюзивное образование

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


2 слайд

Основным показателем развитой личности является готовность к самоопределению. Самоопределение в современных словарях рассматривается как механизм становления личностной зрелости, состоящей в осознанном выборе своего места в системе социальных отношений. И строится на основе осознания и соотнесения своих потребностей, возможностей и способностей с социальными законами, что определяется системой ценностных ориентаций личности. Самореализация в наибольшей степени может проявляться, если для развития личности созданы оптимальные условия. К таким условиям, прежде всего, необходимо отнести возможность выбора форм и способов самореализации. С этой точки зрения, особую значимость приобретает система профессионального самоопределения, основанная на множественности видов деятельности ребенка, что обеспечивает каждому возможность выбора и построения индивидуального маршрута. Одной из важных задач, поставленной президентом РФ В.В.Путиным перед российским образованием является необходимость оказания помощи детям в выборе будущей специальности, которая была бы востребована на рынке труда, «профориентация и профессиональная подготовка школьников не должны быть чисто формальными».

Под комплексным сопровождением обучающихся мы понимаем освоение ими окружающей среды, обеспечивающая дальнейшую профессиональную самореализацию личности. При этом образовательное пространство школы для учащегося - это не физическое окружение, а то окружение, с которым он взаимодействует в процессе образовательной деятельности, то есть пространство отношений.

В условиях быстро развивающегося информационного пространства и современного рынка труда, молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь, необходимо быть ответственным, коммуникабельным, способным быстро и грамотно решать практические жизненные задачи.

Именно школьный период позволяет ребенку приобрести социальный опыт в процессе взаимодействия и совместной деятельности с другими людьми.

Образовательное пространство школы мы рассматриваем в качестве реального места самореализации, где субъективно задаются множества отношений и связей. А также то место, где осуществляются различные уровни и виды деятельности, обеспечивающие самоопределение личности.

3 слайд

На экране вы видите статистику поступления выпускников МОУ «Дашковская СОШ».

В результате проведённого мониторинга мы пришли к выводу, что молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.

4 слайд

Поэтому на сегодняшнем этапе работы мы осознали необходимо комплексного сопровождения обучающихся в процессе формирования у них готовности к профессиональному самоопределению в условиях образовательной организации и актуализация проблемы выбора профессии.

5 слайд

Мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Развитие моделей и форм вовлечения в трудовую и экономическую деятельность подростков.

2. Формирование у обучающихся активной жизненной позиции и профессионального самоопределения.

3.Создание программного продукта по формированию у подростков осознанности выбора профессии; в повышении их информационно-коммуникационной компетентности.

4. Обобщение и распространение опыта работы в регионе.

6 слайд

Приоритетные взаимосвязанные направления в обучении и воспитании несовершеннолетних:

  • понимание несовершеннолетними целей и перспектив будущей жизни;
  • понимание обучающимися своих индивидуальных особенностей и возможностей;
  • осознанный выбор будущей профессии.

Данный подход в профориентационной работе предусматривает тесное и плодотворное сотрудничество всех участников образовательного процесса.

7 слайд

Реализуя данное комплексное сопровождение, мы используем следующие формы и методы работы:

8 слайд

1. Информационно-справочные: справочная литература; информационно-поисковые системы; профессиональная реклама и агитация; видеоэкскурсии на предприятия; учебные фильмы и видеофильмы; информационные сайты; использование средств массовой информации; учебные и информационные телепередачи; конкурсы, выставки, фестивали и другие мероприятия профориентационной направленности.

9-18 слайд

ФОТО

19 слайд

2. Диагностические: On-line тестирования по различным предметам, олимпиады и конкурсы, опросники профессиональной мотивации; опросники профессиональных способностей; «личностные» опросники; методы наблюдения; «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе; использование различных игровых ситуаций.

Преимущества On-line тестирования для школьников заключается в том, что не все подростки (особенно если речь идет о детях с ограничениями здоровья и инвалидностью), легко входят в контакт, что затрудняет процесс общения, а когда современный подросток видит перед собой компьютер - он чувствует себя уверенно, потому что - это то новое что интересует современную молодёжь.

Дети и подростки более реально и правдиво отвечают на вопросы, понимают, что это важно узнать. Поэтому на компьютерное тестирование дети соглашаются более охотно.

Ещё учащихся привлекает и тот факт, что результаты тестирования можно сразу посмотреть и, если захочется, проконсультироваться с педагогом или психологом.

Данные результаты ребёнок рассматривает как личное достижение. И, если они сходны с его внутренним состоянием и предпочтениями, он доволен вдвойне.

20-25 слайд

ФОТО

Здесь можно пройти профориентационное тестирование, получить рекомендации по приоритетным профессиям и изучить сайты, где находятся описания данных профессий, с целью определения своих способностей и личных качеств. Так же на сайтах публикуются различные статьи о буднях профессионалов.

Особое значение имеют сайты, предоставляющие информацию об учебных заведениях, особенностях поступления и обучения. В сети Интернет достаточно много информации о рейтингах учебных заведений, востребованности их выпускников, форумах, на которых разворачиваются дискуссии о качестве образования.

26 слайд

3. Тренинговые:

  • серия онлайн уроков: «Россия, устремленная в будущее»;
  • видеокурс «Время выбирать профессию» (Г.В.Резапкина);
  • тренинги (развитие коммуникативных навыков, профессиональное самоопределение, постановка целей, формирование уверенности и т.п.);
  • профориентационные и профконсультационные активизирующие компьютерные игры;
  • конкурсы по созданию видеороликов и презентаций о профессиях и знаменитых людях;
  • проведение конкурсов проектов по профориентации и самоопределению;
  • привлечение волонтеров из числа школьников для организации профориентационной работы.

Для создания режима успешной социальной интеграции нашей образовательной организацией была разработана модель профессиональной подготовки с учетом психологических и возрастных особенностей школьников:

27-35 слайд

ФОТО

33-35 слайд

В 2018 г. в Московской области стартовал приоритетный проект «Путевка в жизнь школьникам Подмосковья - получение профессии вместе с аттестатом».

В рамках реализации проекта в мае 2018 г. между МОУ «Дашковская СОШ» и государственным автономным профессиональным образовательным учреждением МО «Губернский колледж» был заключен договор о профессиональном обучении по программам профессиональной подготовки школьников.

С сентября 2018 г. ученики 8 классов Дашковской школы посещают занятия в колледже по образовательной программе: Тракторист. Форма обучения - очная, занятия проводятся в группе. Обучение расчитано (регламентируется образовательной программой в объеме) не менее чем 216 часов за три года (8-й, 9-й, 10-й кл.).

С сентября 2019 г. по образовательной программе: Оператор ЭВМ.

36 слайд

Особое внимание в нашей работе уделяется детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, так как именно эти дети испытывают трудности в самоопределении и выборе будущей профессии.

37-40 слайд

ФОТО

41 слайд

Важным направлением в нашей работе является профилактика асоциального поведения несовершеннолетних, которая связана с современным подходом к организации профориентационной работы, с необходимостью развития средств продуктивного обучения на творческой, поисково-исследовательской основе, с необходимостью активной информатизации учебного процесса, повышения ИКТ-компетенции обучающихся, как информационной основы их профессионального самоопределения, использования преимуществ Интернет для творческого поиска научной информации и активного использования информационно-коммуникационных технологий.

С открытием нового корпуса «Дашковской школы» у обучающихся появилось больше возможности в использовании интерактивных технологий.

42-43 слайд

Виртуальный кабинет профориентации (профориентационный кабинет) - одна из форм инновационной профориентационной работы. В нашей образовательной организации он создан на сайте школы как форма интерактивного общения и является электронным информационным ресурсом.

Профориентационный кабинет помогает любому учащемуся включая детей с особенностями в развитии познакомиться с миром профессий; получить информацию об учебных заведениях; пройти профориентационное и психологическое тестирование; получить консультацию о своих индивидуальных психологических особенностях и о том, как их учитывать при построении профессиональной карьеры; посмотреть видео-, фотоматериалы о профессиях.

Вся работа виртуального кабинета профориентации направлена на активизацию обучающегося, формирование у него стремления к самостоятельному выбору профессии.

44 слайд

Большая роль, в подготовки обучающихся к профессиональной деятельности, играют родители и система семейного воспитания.

Для этого школа информирует родителей по различным вопросам (о правовых аспектах получения образования обучающимися, о доступных путях получения профессий в нашем регионе, о профессиональных учебных заведениях в которых может обучаться ребенок, а так же о специальностях, которые могут быть освоены обучающимся, об индивидуальных особенностях обучающегося, его профессиональных интересах и склонностях) оказывается моральная помощь, поддержка родителей в вопросах профессионального образования обучающихся.

С сентября 2019 года в нашей образовательной организации работает представитель «Центра по профориентации и трудоустройству молодежи».

45 слайд

Таким образом, все мероприятия по профессиональной ориентации обучающихся нашей образовательной организации направлены на совместное нахождение ответов на вопросы:

  • «Чем я хочу заниматься?»,
  • «Кем я хочу быть?»,
  • «Что я хочу от будущей профессии?»,

а также на реализацию и самореализацию профессиональных интересов школьников.

Показателем успешности нашей работы является сформированность социальной компетентности, т.е. достаточного уровня социальной готовности к активной жизни в обществе после выпуска, а также устойчивость позиции каждого из выпускников в выборе дальнейшего профессионального маршрута.

Всем нам желаю творческих успехов, творить и иметь на это силы!