Методическая разработка "Знатоки русского языка" (для учащихся 5–6-х классов)

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа

Классы: 5, 6


Цели и задачи занятия:

  • Развитие творческих способностей, логического мышления детей.
  • Повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников.
  • Повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету.
  • Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу.
  • Формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать.
  • Развивать сообразительность, находчивость.

Ход турнира

Вступительное слово учителя

Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего праздника. Мы рады приветствовать вас на Турнире знатоков русского языка.

Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

Сегодня отправляются в путешествие три команды.

Каждый из присутствующих в зале может быть участником конкурсов для зрителей. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения по русскому языку и, конечно же, получить залуженную награду.

Главный гость нашего праздника - его величество Русский язык.

Могуч и прекрасен русский язык.

Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские и зарубежные писатели.

1 вед.: «Русский язык - настоящий, сильный, где нужно - строгий, серьёзный, где нужно - страстный, где нужно - бойкий и живой», - так считал Лев Николаевич Толстой.

2 вед.: А классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».

ОТКРЫТИЕ ИГРЫ

(Звучат фанфары)

1-й чтец:

Язык есть исповедь народа.
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной.

2-й чтец: По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

3-й чтец: Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

Ведущий 1. А теперь давайте дружными аплодисментами встретим участников турнира, которые в честном поединке выяснят, кто же лучше знает наш прекрасный русский язык.

Ведущий 2: Итак, за стол игроков приглашаются:

  1. команда 5А класса (НАЗВАНИЕ)
  2. команда 5 Д класса (НАЗВАНИЕ)
  3. команда 6 А класса (НАЗВАНИЕ)

Ведущий 1: Победителя турнира определит компетентное жюри, в составе которого наши педагоги и старшеклассники (представление жюри)

Ведущий 2: Итак, команды готовы!

1 КОНКУРС - Представление команд. (3 мин. - до 5 б.)

Учитель: Приступаем к состязанию. (Жеребьёвка и выступление - 3 мин.)

2 КОНКУРС - Разминка. (Правильный ответ. 1 балл)

(Вопросы команде 5 А кл.) Правильный ответ - 1 б.

Угадайте слово по толкованию его лексического значения.

  1. Начальный момент спортивного соревнования по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт)
  2. Отступ в начале строки. (Абзац)
  3. Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата)
  4. Вид подъёмника. движущаяся лестница. (Эскалатор)
  5. Сколько гласных звуков в русском языке? (Шесть)
  6. Слово смелый по отношению к слову трусливый. (Антоним)
  7. Часть слова. (Морфема)

(Вопросы команде 5Д кл.)

- Угадайте слово по толкованию его лексического значения.

  1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. (Богатырь)
  2. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)
  3. Краткий лозунг, выражающий чей-нибудь взгляд. (Слоган)
  4. Описание своей жизни. (Автобиография)
  5. Сколько гласных букв в русском алфавите. (Десять)
  6. Весёлый и задорный - это … (Синонимы)
  7. Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение).

(Вопросы команде 6 кл.) Правильный ответ - 1 б.

  1. Вид рельсового городского транспорта. (Трамвай)
  2. Ошибка в печатном тексте. (Опечатка)
  3. Изобразительный элемент (значок) фирмы, компании. (Логотип)
  4. Ведущиймузыкальной программы на дискотеке или на радио. (Ди-джей)
  5. Головной убор без козырька. (Бескозырка)
  6. Способность выдумывать; творческое воображение. (Фантазия)
  7. Изменение существительных по падежам. (Склонение)

3 КОНКУРС - «Орфоэпия и орфография»

Учитель. (Вопрос в зал - отвечают все):

- Какой словарь подскажет нам, как правильно произносить слова крапИва или крапивА, сердеЧный или сердеШный?

Правильно. (Команды получают карточки и выполняют задания, демонстрируя свои знания по орфоэпии)

1. Расставьте в словах ударения.

2. Прочитайте без ошибок, правильный ответ - 1 б.

КАРТОЧКА

Документ, каталог, квартал, свекла, щавель, начала, поняла, облегчить, красивее, шарфы, за борт, дефис.

4 Конкурс - «Грамотеи» (Вставить буквы)

Уча(В) ств…вать
А(К, КК) омп…немент
арти(Л, ЛЛ)ерия
грам…тность
гра(М,ММ)атический
к…рикатура
трен…роваться

(9 баллов - все слова написаны правильно)

(Пока команды справляются с заданием)

Викторина для зрителей.

1.Какую часть слова можно найти в земле? (корень)

2.[Ц] звонкий или глухой? (ГЛУХОЙ)

3.Сколько звуков в слове «поёт»? (два звука обозначает буква Ё)

4.Назовите седьмую букву алфавита (ё)

5.Чем кончается день и ночь? (ь)

6.Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3)

7.Сколько пар по звонкости - глухости в русском языке? (6)

5 КОНКУРС - «НАБОРЩИК»

(Каждой команде даётся 1 слово. Задача играющих - составить в течение 3 минут из имеющихся букв наибольшее количество слов - имён сущ. в И.п.) - Каждое слово - 1 балл.

КАРТОЧКИ - (3 шт.)

Государство

(Для жюри)

Год, гусар, град, грот, город, оса, овраг, сода, сорт, сор, сало, сад, сосуд, суд, удар, угар, устав, удав, утро, ус, дар, дот, дог, дрова, дуст, досуг, дорога, ад, ар, авто, род, рот, ров, рог, рост, руда, рота, тур, враг, вода, вор…

(Команды выполняют задание)

Сценка «Поговорили…»

1. Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделся!
- Как живёшь?
2. Нормально.
1. А с учёбой как?
2. Нормально.
1. Ты, говорят, болел… Теперь-то всё в порядке?
2. Нормально.
1. Хорошо, значит?
2. Ну я же говорю - нормально.
1. Странно ты говоришь…
2. Почему? Нормально.
1. Ты считаешь - нормально?
2. Нормально.
1. Да-а, странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!

6 КОНКУРС - "Пословицы и поговорки"

1. Записать пословицы и поговорки с цифрой "7".

(За каждую пословицу 1б.)

(Для жюри)

* Суп из семи круп
* Лук - от семи недуг
* Семи смертям не бывать, а одной не миновать
* За семь вёрст киселя хлебать
* Семь вёрст до небес и все лесом
* Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать
* Семь раз отмерь, один раз отрежь
* У семи нянек дитя без глазу
* У одной овечки семь пастухов
* Семеро одного не ждут
* Семеро с ложкой - один с плошкой
* Одним ударом семерых …
* Семь пятниц на неделе - о непостоянстве
* Семь пядей во лбу - об уме
* Семь бед - один ответ

2. Попробуйте показать "смысл" пословицы жестами, мимикой, телодвижениями, танцами.

(Командам предлагается пословица)

1. Сытый голодного не разумеет.

2.Мягко стелет, да жестко спать.

3.У семи нянек дитя без глаза.

7 КОНКУРС. Творческий. - «Автобиография»

Когда человек устраивается на работу, он пишет автобиографию.

Напишите автобиографию от имени знаменитых личностей.

1 команда: Кощей Бессмертный

2 команда: Водяной

3 команда: Змей Горыныч

Ведущий 1. Пока команды пишут автобиографии сказочных персонажей, поговорим с вами, дорогие зрители, о чистоте нашей речи.

Ведущий 2. «Хромое слово - кривая речь», - гласит русская пословица. Чтобы речь не была «кривой», а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться, знать нормы произношения, т.е. быть культурным человеком.

СЦЕНКА «А ты врубился?»

Выбегают подростки:

1-й - Привет!
2-й - Привет!
1-й - Всё? Отстрелялся?
2-й - Сдал. А Васька блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.
1-й - А я тоже не могу врубиться в эту математику. Было бы клёво получить «4». Училка говорит, иди, блин, отвечать, а у меня, прикинь, глаза - на лоб.
2-й - Ну, похиляли.

Ведущий 1. Вы поняли, о чём шла речь? («врубились?»)

На каком языке говорили мальчики?

К сожалению, общаясь друг с другом, мы часто забываем о богатстве и красоте русского языка, правильная речь стала редкостью.

8. Конкурс КАПИТАНОВ «Лишнее слово»

Ведущий. Н.А.Некрасов завещал писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, то есть говорить «экономно».

Как вы думаете, какие слова в приведенных выражениях являются «лишними», то есть не содержат никакой информации. За 30 секунд найдите и зачеркните «лишнее» слово.

Май месяц, моя автобиография, два рубля денег, проливной ливень, старый старик, спросить вопрос, белые белила, маленькие мелочи

(За каждое правильно зачёркнутое слово - 1 балл.)

Итог игры

Учитель: Завершая нашу игру, я хочу сказать, что язык - самый гибкий инструмент, с помощью которого мы выражаем свою мысль. Язык сплачивает, объединяет людей разных наций. Один умный человек назвал образные выражения «мудростью в портативной форме». Другой заметил: «Мудростью нужно уметь пользоваться». И поэтому, уж если полез за словом в карман мудрых людей, делай это с умом.

Помни: слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, емкие, двусмысленные, эти мудреные слова.

Номера художественно самодеятельности

(Жюри подводит итоги)

НАГРАЖДЕНИЕ.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Использованная литература

  1. Г.Александрова. Занимательный русский язык (серия "Нескучный учебник"). Санкт-Петербург, "Тригон", 1997.
  2. Нянковский М.А.1000 вопросов для умников и умниц. - Ярославль: Академия развития, 2007.
  3. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М.: Просвещение, 1995.
  4. Успенский Л.В. Слово о словах. - Л., 1962.
  5. Шанский Н.М. Занимательный русский язык. - М. : Дрофа, 1996.
  6. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе; Приятное с полезным.- М.: Школьная пресса, 2004.- (Русский язык и литература в школе.
  7. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И.Аванесова. - М.: Рус. яз., 1987.
  8. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. - М.:Азбуковник, 1998.
  9. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. - М.:Рус.яз., 1986.