Специфика работы классного руководителя в условиях дистанционного обучения

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: воспитательная работа, дистанционное обучение, классный руководитель


При переходе школы на дистанционный формат обучения остаётся необходимость выполнения воспитательных функций классных руководителей. Возникает вопрос: каким образом классным руководителям осуществлять необходимую работу онлайн, с использованием интернет-технологий? В данной статье рассматриваются назначение, функции, специфика работы классного руководителя в условиях дистанционного обучения.

Ключевую роль в воспитательном процессе школьников играет классный руководитель. Одна из задач классного руководителя - это забота об индивидуальном развитии ребёнка [1]. В условиях дистанционного обучения одним из его аспектов становится компетентность в использовании интернет-ресурсов. Чтобы обучающийся смог включиться в образовательный процесс, у него должны быть сформированы навыки работы с компьютером. Необходимо заранее, до начала дистанционного учебного цикла выявить уровень сформированности ИКТ-компетенций обучающегося. В случае выявления уровня, недостаточного для успешного включения в дистанционное обучение, перед классным руководителем встаёт задача посодействовать развитию этих компетенций. По данному вопросу можно привлекать родителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования. Этот этап очень важен, так как в случае невозможности ребёнка грамотно и в полной мере использовать компьютер, могут возникнуть технические проблемы различного характера, что в дальнейшем приведёт к снижению качества обучения.

Самая простая функция классного руководителя в широком смысле - обустройство жизни ребёнка в школе в двух аспектах: физическом и психологическом. Рассмотрим, каким образом классный руководитель может выполнять оба аспекта этой функции в условиях дистанционного обучения. При очном обучении в школе классный руководитель отслеживает наличие у каждого обучающегося необходимых методических средств (учебников, рабочих тетрадей), письменных принадлежностей. Чтобы осуществить контроль за подготовкой детей к дистанционным урокам, классный руководитель может попросить обучающихся перед началом онлайн-урока посредством видеосвязи продемонстрировать свою готовность к занятию, показать подготовленные предметы. Если у всех обучающихся достаточно сформированы навыки самоконтроля, ответственное отношение к учебному процессу, то классному руководителю достаточно посредством общения с учителями-предметниками выяснять, все ли обучающиеся были готовы к урокам. Психологический аспект рассматриваемой функции заключается в осуществлении классным руководителем регулярного индивидуального и группового общения с обучающимися (с использованием мессенджеров, социальных сетей, по телефону), оказание психологической поддержки детям.

В условиях очного обучения в школе классный руководитель осуществляет контроль над расположением детей в классе, их посадкой за партами с учётом индивидуальных потребностей детей. Дистанционный формат обучения не даёт возможность классному руководителю проконтролировать этот аспект образовательного процесса, в связи с чем возникает необходимость разъяснения родителям обучающихся существующих санитарно-гигиенических норм. Одно из направлений воспитательной работы современной школы - сохранение здоровья обучающихся. Задача классного руководителя - проводить просветительскую работу с родителями, направленную на осознание необходимости соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации учебного пространства дома.

В школьном здании классный руководитель с первых дней обучения показывает детям расположение необходимых помещений, рассказывает о праве их использования, их назначении. Подобным образом в условиях дистанционного обучения классному руководителю необходимо довести до сведения обучающихся, какие интернет-ресурсы могут понадобиться им в образовательном процессе. Именно классный руководитель направляет детей в интернете, ориентирует, контролирует. Доведение до детей цифровой информации различного рода одна из важнейших функций классного руководителя в условиях дистанционного обучения. При этом стоит помнить, что ребёнок должен научиться самостоятельно преодолевать своего рода «препятствия», в том числе и осваивать необходимые навыки. В преодолении препятствий ребёнку не обойтись без помощи педагога, но последний, если он нацелен на поддержку, должен помнить, что смысл его деятельности не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь ему овладеть способами обнаружения и решения своих проблем, а затем и помощи другому [2].

Формы воспитательной работы в школе весьма разнообразны. В целом применение любой из форм при очном формате обучения мало отличается от её применения в дистанционном формате. В настоящее время интернет располагает огромным количеством ресурсов, которые классный руководитель может применять при любой из форм обучения. Например, онлайн-экскурсии, трансляции спектаклей в режиме on-line, web-камеры в заповедниках и зоопарках, web-квесты, on-line викторины. Классный час - это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приёмы, средства и способы организации взаимодействия [3]. В условиях дистанционного обучения их вариативность только возрастает. При проведении классного часа или внеурочного мероприятия классные руководители могут воспользоваться мессенджерами или сайтами, предоставляющими возможность видеосвязи необходимого количества людей одновременно, а также актуальными ресурсами сети интернет.

Таким образом, при переходе школы на дистанционный формат обучения классный руководитель имеет возможность осуществлять всю необходимую воспитательную работу онлайн, с использованием интернет-технологий. Кроме того, такой формат в некоторых аспектах более прогрессивен, чем очный.

Список литературы

  1. Н.Е.ЩУРКОВА. Классное руководство: теория, методика, технология. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 222 с.
  2. С.И.ПОПОВА. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2005. - 176 с.
  3. Формы воспитательной работы классного руководителя/ Под.ред. Л.В.Кузнецовой; сост. Г.С.Семенов. - М.: Школьная Пресса, 2006. - 112 с.