Функциональная грамотность учащихся с ТМНР

Разделы: Начальная школа, Инклюзивное образование

Классы: д/с, 1


«Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Функциональная грамотность школьников с ТМНР является важным показателем качества образования.

Формирование функциональной грамотности школьника - это задача, при решении которой важна систематичность и единый комплексный подход специалистов.

Проблема функциональной грамотности в контексте компетентностного подхода в образовании рассматривается в литературе не только как научная, но и как проблема деятельностная. Поскольку функциональная грамотность является ситуативной характеристикой личности, то она обнаруживает себя в конкретной жизненной ситуации, также как и функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности.

Выполнение заданий, направленных на формирование функциональной грамотности, способствует умению интерпретировать информацию и применять ее учащимися с ТМНР в новых жизненных ситуациях.

Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно связан с учебной программой учащегося.

Исследуя проблему формирования функциональной грамотности умственно отсталого школьника, можно выделить два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и «жизненной компетенции».

«Академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с ограниченными возможностями как накопление теоретических знаний для их активного использования в настоящем и будущем.

Компонент «жизненной компетенции» трактуется как овладение знаниями, умениями и навыками, уже необходимыми ребенку в обыденной жизни. Авторы выделяют жизненные навыки в сферах:

  • представления о собственных возможностях и ограничениях;
  • социально-бытовые умения, используемые в повседневной жизни;
  • коммуникация;
  • дифференциация и осмысление картины мира, социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.

Формирование у учащихся функциональной грамотности («жизненные навыки») предполагает организацию учебной деятельности учащихся, направленную на активное познание окружающей действительности, формирование практических навыков взаимодействия с окружающим предметным и социальным миром, формирование навыков коммуникации. Усиление практической направленности обучения предполагает дальнейшее совершенствование методов и форм обучения, используемых в практике обучения умственно отсталых школьников. Предпочтение должно отдаваться методам, имеющим интегративный и практико-ориентированный характер.

Рассмотрим примеры заданий для учащихся с ТМНР, направленных на достижение глобальных компетенций и финансовой грамотности:

Глобальные компетенции.

Буратино заболел. Помоги ему, подскажи, куда нужно отправиться Буратино?

А) В цирк

Б) В больницу

В) В библиотеку

Г) В музей

Девочка Маша осталась дома одна. На кухне случился пожар. По какому номеру нужно позвонить Маше?

А) 101
Б) 102
В) 103
Г) 104

Финансовая грамотность

Какая монета у Миши?
А) 1 рубль
Б) 2 рубля
В) 5 рублей
Г) 10 рублей

Сколько рублей будет у Коли, если сложить 1 рубль и 2 рубля?
А) 5 рублей
Б) 4 рубля
В) 6 рублей
Г) 3 рубля