Консультация для родителей «Если у вас неговорящий ребенок»

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: неговорящий ребенок


Консультирование родителей неговорящих детей

Все чаще на приемах у логопеда оказываются родители, обеспокоенные тем, что их ребенок двух-трех лет до сих пор не говорит. К сожалению, увеличение числа детей с задержками речевого развития становится не очень утешительной тенденцией. Возрастающая актуальность этой проблемы отмечалась в последнее десятилетие многими авторами (З.М.Дунаева, Л.И.Растягайлова, 2003; Н.А.Урядницкая, 2003; Е.Ф.Архипова, 2005; Г.В.Чиркина, 2003; Ю.В.Герасименко, 2003; Е.Янушко, 2007; Л.Р.Давидович, Т.С.Резниченко, 2008). Обследования детей раннего возраста выявили, что наиболее частыми проблемами являются речевые расстройства. Существует множество речевых трудностей у детей в этом возрасте, но хотелось бы затронуть вопрос о специфике работы с детьми раннего возраста, отстающими в речевом развитии. Архипова Е.Ф. (2005) отмечает, что в последние годы определилось особое направление в логопедии - превентивное логопедическое воздействие. Такая работа требует от логопеда определенных навыков и особенного подхода к обучению, поскольку методика занятий с малышами существенным образом отличается от занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В настоящее время представлен большой выбор специальной литературы для логопедических занятий с дошкольниками, однако описание практического опыта работы с малышами встречается редко [7].

Ребенок, отстающий в речевом развитии, нуждается в активном участии семьи, иначе никакая логопедическая помощь не будет эффективной. Важно обучить родителей хорошо знать особенности речевых проблем своего ребенка и дать им практические навыки по их разрешению.

Для повышения уровня осведомленности родителей неговорящих малышей об основных аспектах логопедической работы, ниже приведен минимальный объем информации, который в доступной форме необходимо знать родителям.

Во-первых, родители должны представлять возможные причины отставания речи (отягощенный анамнез, родовые травмы, перенесенные заболевания, состояние анализаторных систем, особенности раннего развития).

Во-вторых, родные и близкие должны быть готовы к тому, что ребенку понадобится помощь нескольких специалистов (педиатра, невролога, логопеда, психиатра, сурдолога) в том случае, если:

  1. Ребенок не реагирует или не всегда реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого, у него отмечается немодулированность крика, однообразное гуление, отсутствие лепета и смеха, не формируется внимание к речи окружающих.
  2. Нарушена способность к установлению эмоционального контакта (если ребенок не реагирует на свое имя, не выполняет простые словесные инструкции, не подчиняется словесным командам, не может показать предметы и действия в окружающей его обстановке, на отдельных предметных и сюжетных картинках).
  3. При нормальном слухе малыш не реагирует должны образом на обращения, не применяет жестов, даже указательных, не переносит малейших изменений в условиях существования, не устанавливает эмоциональный контакт.
  4. У ребенка отсутствуют подражательные игровые действия, он не может и не хочет повторять предложенные манипуляции с игрушками, применять их по назначению [2].

В-третьих, необходимо поговорить об особенностях работы с детьми раннего возраста, так как методика занятий с малышами коренным образом отличается от занятий с детьми дошкольного возраста [7].

В первую очередь, работа с малышами предполагает:

  1. Наличие у ребенка потребности говорить. Необходимо создать такие условия, в которых у ребенка появится желание произносить одни и те же звуки неоднократно.

1. Развитие эмоционального общения со взрослым. Ребенок не станет повторять за взрослым, если не налажен эмоциональный контакт. Для нормального речевого развития малыша общение должно быть: значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и обязательно побуждать к ответу.

Особая роль здесь отводится эмоциональным играм, в которых инициативу берет на себя взрослый. Проведение таких игр требует соблюдения нескольких условий: взрослый должен проявлять большую заинтересованность в игре и активно взаимодействовать с ребенком, сопровождать игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры. Это простые, хорошо знакомые игры, которые помогут установить эмоциональный контакт и настроить на общение («Лови мячик», «Дай ручку», «Киса, киса, брысь!»). В них от ребенка не требуется речевой активности и не вызывают у малыша негативную реакцию. При этом речь должна быть эмоциональной, четкой и немногословной [7].

2. Развитие общего подражания обязательно должно предшествовать речевому. Значение создания потребности подражать речи в качестве важнейшего пускового момента в возникновении речи отмечается всеми специалистами, занимающимися с задержанными в речевом отношении детьми (Е.Ф.Архипова, Л.Р.Давидович, Т.С.Резниченко, Е.Янушко и др.). Только на сформированном общем подражании движениям и действиям начинается собственно речь ребенка [7]. Последовательность развития общего подражания от простых движений к сложным: начинают с отдельных простых, а затем и нескольких движений. Следующим этапом учат выполнять действия с предметами и игрушками, потом можно включать подвижные игры и игры со стихами и только на заключительных этапах выполнять игровые действия.

3. Развитие слухового восприятия нужно развивать с первых дней жизни. Родителям важно научить детей слушать. Для этого желательна следующая последовательность: сначала пробуждение интереса к звукам окружающего мира (шуршание листьев, шум дождя, лай собаки, потом подключаются звуки, исходящие от предметов и материалов (тиканье часов, звон стекла, скрип двери, «домашние» звуки (холодильника, телефона, транспортные звуки (сигналы машин: гул самолетов, скрип тормозов, звуки детских музыкальных игрушек и инструментов. Очень важно учить различать неречевые звуки (бубен, барабан или погремушка; шуршит бумага или журчит вода и т. д.); громкие и тихие, разные по силе и высоте звуки; развивать умение определять источник звука, улавливать ритм и только потом переходить на развитие речевого слуха, постепенно приучая дифференцировать неречевые и речевые звуки, в том числе и звукоподражания [2, 7].

5. Не обойтись при становлении речи и без развития дыхания, сначала физиологического, а потом речевого. Приступая к развитию физиологического дыхания, подбираются игры на выработку сильного ротового выдоха: малышей учат плавно дуть на бумажных бабочек и вертушки, сдувать осенние листочки, удерживать выдохом кусочки ваты над головой, выдувать через трубочку мыльные пузыри из стакана и даже катать сильной воздушной струей по столу карандаши.

6. Развитие моторики рук. Родителям важно знать, насколько подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют и ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт многих поколений, но и многие исследования наших физиологов, доказавших прямое влияние двигательных импульсов от пальцев рук на формирование речевых зон и коры головного мозга в целом [7].Это определяет некоторую последовательность в развитии движений рук: хватание, соотносящие движения, подражание движения рук и только потом переход к более тонким движениям кистей и пальцев рук.

7. Подключение упражнений для органов артикуляции, которые активно участвуют в оформлении речи. Цель артикуляционной гимнастики Е. Ф. Архипова (2005) видит в стимулировании кинестетических ощущений, необходимых для развития подвижности губ и языка. На этом этапе не надо добиваться качества выполнения этих упражнений [1].

В-четвертых, чтобы четко понимать содержание логопедической работы с безречевым ребенком, родителям нужно четко знать, что:

Для овладения речевой деятельностью должны сформироваться две важнейшие способности; способность понимать сказанное и собственно сама способность говорить [2]. Любой сбой в развитии этих основных речевых функций неминуемо влечет за собой задержку речи.

Ключевым моментом системы «запуска» речи можно рассматривать одновременное воздействие на процессы совершенствования как понимания речи, так и формирования собственной речи ребенка [2].

Для стимулирования появления речи именно родительская активность становится незаменимой помощью логопеда. На этом этапе важнейшим фактором становится правильное поведение в отношении ребенка:

  1. Создание речевой среды, предполагающей постоянный разговор с ребенком, многократное проговаривание всех бытовых ситуаций. Это касается одевания, раздевания, прогулки, завтрака, обеда, приготовления еды и т. д.
  2. Накопление пассивного словаря. Родителям важно взять за правило комментировать все, что вы делаете, а некоторые слова произносить и по несколько раз. При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы и сам на них отвечает, если ребенок еще не готов реагировать на них должным образом. Родители должны понять, что при задержке речевого развития нужен по-особому осмысленный подход в отношениях с малышом.
  3. Основной «пусковой» момент появления речи - общение. Важно постепенно приучить всех, кто близко общается с ребенком, использовать любую ситуацию для общения с ним. Со стороны всех близких в семье должен быть единый подход. Нельзя подавлять речевую, игровую инициативу ребенка. Родители должны стараться любыми обстоятельствами «спровоцировать» малыша на ответ, поощрять любую речевую реакцию [2].

Таким образом, придерживаясь рекомендаций логопеда, родители помогут своим неговорящим детям в развитии коммуникативной функции речи, подготовят к специально организованным играм и упражнениям, которые обязательно будут использоваться на логопедических занятиях.

Список литературы

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М.: «Астрель», 2005.

2. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит. - М.: «Гном», 2008.

3. Дунаева З.М. К вопросу об организации медико-психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии / З.М.Дунаева, Л.И.Растягайлова //Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: матер. конф. - М., 2003.

4. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / А.Е.Иванова, О.Ю.Кравец, И.А.Рыбкина и др.; под ред. Н.В.Серебряковой. - СПб.: КАРО, 2005.

5. Малофеев Н.Н. Ранняя помощь - приоритет современной коррекционной педагогики / Н.Н.Малофеев //Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: матер. конф. - М., 2003.

6. Приходько О.Г. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни: метод. пособие / О.Г.Приходько, Т.Ю.Моисеева. - М.: Изд-во «Экзамен», 2004.

7. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! - М.: «Теревинф», 2007.