Методическая разработка урока на тему «Сатира в «Истории одного города «М.Е.Салтыкова-Щедрина»

Разделы: Литература

Класс: 10

Ключевые слова: сатира, М.Е.Салтыков-Щедрин, Истории одного города «М.Е.Салтыков-Щедрин


Класс: 1 курс.

Цель урока: изучение сатиры в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина»; развитие умений сжато излагать содержание прочитанного; доносить свою позицию до других; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели.

Ход урока по этапам (по Шадрикову)

Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент, включающий:
- постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);
- определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
- описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока ( с учетом реальных особенностей группы, с которой работает педагог)

Урок рассчитан на 90 минут (1 пара)
Приветствие.
Организационный момент
Сегодня мы приступаем к изучению темы «Образование древнерусского государства». Этот материал вам знаком: вы изучали творчество М.Е.Салтыкова-Шедрина на уроках литературы. Какие произведения вы помните? Над кем и над чем смеется сатирик Салтыков-Щедрин? (беседа, диалог в зависимости от ответов обучающихся)
Цель этапа: Вовлечение обучающихся в учебную деятельность.
Задачи:
1.Усиление интереса в изучении новой темы.
2.Создать психологический настрой на учебную деятельность.
Методы работы: фронтальный (беседа), создание проблемной ситуации.

Положительный настрой обучающихся (юмор и сатира вызывают у них положительные эмоции).

2

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
- определение цели, которые преподаватель ставит перед обучающимися на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
- определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе урока;
- описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
- описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
- определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
- описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
- описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
- описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Проверка знаний
Ваше домашнее задание состояло в повторении теории литературы: «Средства сатиры», (терминология по данной теме).
Сейчас мы с вами проверим ваши знания: Вам необходимо соотнести правильно термины и их содержание в определении. (Приложение 1)
Учитель раздаёт дидактический материал: карточки с заданием и следит за процессом их выполнения обучающимися.
Цель: Подготовить обучающихся к изучению нового материала.
Задачи:
1.Закрепить знания по теории литературы.
2.Способствовать формированию базовых знаний при изучении новой темы.
3. Воспитание ответственности к выполнению домашнего задания.

Критерии достижения цели: правильное сопоставление терминов с их содержанием в определениях.

Возможные действия педагога (маловероятно в данной учебной группе):

Методы: фронтальный письменный опрос.

Мотивирование: получение оценки, подготовка к изучению новой темы.

Критерии оценки за проведение разминки:
Всего терминов - 9, без ошибки - отлично, 1-2 ошибки - хорошо, 3-4 удовлетворительно.

3

Изучение нового учебного материала.
Данный этап предполагает:
- постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть, достигнут на данном этапе урока);
- определение целей и задач, которые ставит перед собой преподаватель на данном этапе урока;
- изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен обучающимися;
- описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
- описание критериев определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
- описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала.

Изучение нового учебного материала.

1. Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Шедрина (литературная визитка - опережающее индивидуальное задание.

Цель: расширить знания о .жизни и творчестве Щедрина
Задачи:
1.Вспомнить известные факты о жизни и творчестве Щедрина, углубить знания.
2.Выявить связь между темами «Сатира в сказках Салтыкова-Щедрина » и «Сатира в Истории одного города».

Мы с вами должны попытаться проследить меняются ли средства и объекты сатиры в творчестве известного автора . Какие политические взгляды сатирика сыграли при ключевую роль. Давайте вспомним, что являлось объектом осмеяния в «Сказках для детей изрядного возраста. Студенты предлагают свои версии определения. Учитель подводит итог беседе (слайд презентации). Как вы считаете в «Истории одного города» объект сатиры изменится? Обучающиеся отвечают отрицательно, утверждая, ссылаясь на факты биографии, что Шедрин до конца остался верен своим убеждениям.

2. История создания, жанр, сюжет и композиция книги «История одного города»

Цель: Познакомить обучающихся с замыслом писателя и романом в целом.
Задачи:
1.Понять цели писателя при написании романа».
2.Понять предметы осмеяния в книге и как композиция помогает это прояснить.

Преподаватель открывает слайд с замыслом, историей создания книги,
Обучающиеся записывают в тетрадь сведения о замысле, жанре, сюжете, композиции «Истории».
Методы: беседа, демонстрация, работа с тетрадью - письменная запись.

Преподаватель объясняет, что объектами сатиры является не история государства, а градоначальники, которые являются гротескным изображением пороков государственной власти в России.

Групповая я работа над «Описью градоначальников»: прочитать и выписать в тетрадь 3-х градоначальников и их деяния. Отметить средства сатиры, к которым прибегает автор, создавая эти образы.
Слушаются ответы представителей от групп. Обучающиеся слушают, задают вопросы по мере не понятого, записывают в тетрадь.
Вопросы для обсуждения:
1.Приведите примеры жестокости, самоуправства, хищничества, произвола градоначальников.
2.Какие наиболее яркие черты объединяют их всех?
3.Подберите слова, которыми можно охарактеризовать отношение градоначальников к глуповцам.
Обучающиеся участвуют в беседе, делают записи.
Методы: эвристическая беседа, работа с текстом на основе вопросов.

3. Анализ глав «Органчик» и «Подтверждение покаяния».

Цель: Определение действий градоправителей в отношении народа, и государства.
Задачи:
1.Выявление особенностей внутренней политики градоначальников, их отношения к своему народу на примере Брудастого и Угрюм-Бурчеева.
2.Развитие навыков работы с текстом и справочными материалами..

Преподаватель просит обучающихся разбиться на мини-группы (4 человека) и подготовить материал для дальнейшего его изучения и заполнения в таблицу (показывается слайд презентации с таблицей и критериями).

Подготовка идёт с использованием текста и учебника с указанием номеров страниц. Формируется 5 рабочих групп, которые получают задания по карточкам.
Время на подготовку: 30 минут.

Преподаватель разъясняет алгоритм выполнения наиболее трудных заданий, несёт вспомогательную консультативную функцию при возникновении трудностей в обработке материала у каждой группы индивидуально (Приложение №2).
Методы: групповая работа, технология взаимообучения.

Совместное изучение материала с помощью презентаций работы группы представителями от групп. Записи остальными студентами в тетрадях нового материала.

Развитие коммуникативных способностей в работе малых групп.

Оценка работы экспертной группы (Приложение №3) Озвучиваются результаты работы каждого члена группы по критериям разработанным преподавателем.
Метод: словесный.

4

Задание на дом, включающее:
- постановку целей самостоятельной работы обучающихся (что должны сделать обучающихся в ходе выполнения домашнего задания);
- определение целей, которые хочет достичь преподаватель, задавая задания на дом;
- определение и разъяснение обучающихся критериев успешного выполнения домашнего задания.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
- Приобретение опыта развития творческих и познавательных способностей;
- Закрепление пройденного материал.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, КОТОРЫХ ОН ХОЧЕТ ДОСТИГНУТЬ:
- знания домашнего задания обучающимися;
- понимания способов выполнения домашней работы;
- знакомство обучающихся с порядком и последовательностью выполнения творческого задания;
- разъяснения критериев оценки работы.

Задание: сочинение-эссе.
Темы (на выбор):
1. Помогает ли и как сатира Салтыкова-Щедрина формированию гражданской и патриотической позиции?
2. Использование гротеска в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина»
Метод: словесный.

5

Рефлексия, предполагающая:
• постановку целей для самостоятельного анализа обучающимися своей работы на уроке;
• определение целей, которые хочет достичь преподаватель, задавая вопросы для рефлексии;
• определение и разъяснение обучающимся критериев успешного выполнения данного задания.

Подведение итогов занятия.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
- осознать смысл деятельности на занятии;
- оценить собственную деятельность на уроке.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:
- анализ успешности достижения цели и определение сформированности общих компетенций.
Метод: письменный опрос по мини-таблице (Приложение №4).