Раскрой тайну названий рек. Об исследовательской работе в школе

Разделы: Русский язык, Краеведение, Руководство учебным проектом

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Увлекательное это занятия - раскрывать тайну названий рек, ведь гидронимы - самые древние из всех топонимов, а поэтому и загадок у них больше. К тому же люди редко изменяли названия рек. Конечно, тайны больших рек уже раскрыты, но многие малые реки, ручейки ещё хранят их. А наша задача - расшифровать эти названия, отгадать загадки гидронимов.

Так как я учитель русского языка, то мы с учениками раскрываем тайну названий с точки зрения лингвистики, то есть производим лингвистический анализ гидронимов. Но сначала проводим большую подготовительную работу: изучаем карту родного города Новокузнецка и окрестностей, читаем статьи лингвистов из других регионов, знакомимся с работами новокузнецких учёных.

Когда ученицу 6 класса нашей школы Юлию Ч. заинтересовала тайна новокузнецких гидронимов, то мы сначала ходили на консультацию к методисту Новокузнецкой станции юных натуралистов Лапиной Татьяне Петровне, а затем обратились к учёному-филологу, изучающему гидронимы Кузбасса, доценту Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета Геннадию Васильевичу Косточакову. Он откликнулся на нашу просьбу и провёл специально для нас двухчасовую лекцию на тему лингвистического анализа гидронимов Горной Шории (Горная Шория находится в 100-120 км от Новокузнецка).

Полгода Юлия Ч. изучала материалы о реках Новокузнецка, делала наброски, черновые записи, производила лингвистический анализ названий новокузнецких рек и только после этого стала писать непосредственно исследовательскую работу, которую так и назвала: «Тайна новокузнецких гидронимов». Ученицу интересовала следующая проблема: «Каковы типичные словообразовательные черты новокузнецких гидронимов (потамонимов - от греч.Potamos - река)».

В процессе работы шестиклассница создала таблицы, схемы, интеллект-карты, диаграммы, которые ей понадобились для систематизации и классификации полученных результатов. В ходе исследования был составлен небольшой словарь новокузнецких потамонимов, в который вошло 20 названий рек, включая Водопадный ручей. При составлении словаря использовалась карта Новокузнецка, Краткий топонимический словарь Кемеровской области Шабалина В.М.

В итоге было показано, что типичным способом образования гидронимов Новокузнецка является суффиксальный способ, а происхождение больших рек обусловлено связью с кетским и шорским языками, и это отражено в интеллект-карте:

В заключение скажу, что в процессе исследовательской деятельности учащаяся 6 класса, кроме навыков лингвистического анализа, приобрела умение работать с программой PowerPoint, научилась создавать диаграммы в программе Word, ментальные карты на известных интернет-ресурсах, например, таких, как Онлайн Майндмэппинг. Ученица узнала много нового о своём городе, прониклась чувством гордости за родной край, изучив историю народа, населявшего когда-то эти места.