Итоговое занятие по психоадаптивному курсу «Звери в школе» в 1-м классе

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 1


Цели:

  • содействие развитию рефлексии первоклассников;
  • создание условий для принятия себя в статусе ученика школы;
  • подведение итогов курса «Звери в школе».

Задачи:

  • помочь детям осознать свои школьные трудности и гордиться достижениями;
  • способствовать повышению уверенности в себе и снижению школьных страхов;
  • учить детей видеть успехи своих одноклассников и гордиться ими;
  • помочь первоклассникам вспомнить прошедшие школьные события;
  • помочь увидеть ресурсы ученика для преодоления школьных трудностей.

Необходимые материалы: альбомы для рисования, цветные карандаши/фломастеры, стул для упражнения «Я горжусь», карточки с изображением школьных принадлежностей, презентация с фотографиями класса, экран, нарисованные лес и горы, нарисованный рюкзак, презентация с изображением героев «Лесной школы».

Ход занятия

1. Начало занятия

Задача: актуализация эмоционального состояния детей, постановка цели занятия, снижение тревожности.

Ритуал приветствия.

Здравствуйте, ребята!

ети стоят у своих парт и делают традиционный жест руками, показывая тем самым свою готовность к работе).

Я рада, что вы готовы к занятию. Садитесь. Сегодня у нас присутствуют гости, но они нам нисколько не помешают.

Итак, мне не терпится узнать, какая погода сегодня в 1 Б классе?

(Дети рисуют настроение и поднимают альбомы с рисунками).

Кто хочет сегодня объявить «погоду» в классе?

(Если желающих нет, ведущий объявляет сам. Затем интересуется, почему плохое настроение у тех, кто изобразил тучи и дождь. Желающие также могут рассказать о причинах своего хорошего настроения).

Постановка цели занятия. Прогноз. Рефлексия предыдущего занятия.

Ведущий показывает три предмета: портфель, сборник сказок «Лесная школа», картину с изображением леса и гор, и задаёт вопрос детям: Ребята, как вы думаете, о чём будет наше сегодняшнее занятие?

(Ответы детей)

Сегодня мы с вами отправимся в необычное «путешествие по 1-му классу», будем говорить о первых школьных трудностях и, конечно, об успехах. А в конце занятия вас ждёт сюрприз!

Но сначала давайте вспомним, какое событие произошло в Лесной школе в последнюю нашу встречу? (Дети рассказывают то, что запомнили).

Да, ребята, это стало ещё одним испытанием для наших лесных учеников. Но они с ним справились. Как вы думаете, как провели звери последний учебный день в Лесной школе?

(Ответы детей)

2. Основное содержание

Задачи:

  • помочь детям в осознании своих трудностей и гордиться достижениями;
  • учить детей видеть успехи своих одноклассников и гордиться ими;
  • помочь первоклассникам вспомнить прошедшие школьные события;
  • помочь увидеть ресурсы ученика для преодоления школьных трудностей.

Как ни грустно, но учебный год заканчивается и сегодня мы прощаемся с Лесной школой, с Учителем-Ежом и его учениками. И сейчас я прочитаю, как прошёл последний день первоклассников в Лесной школе.

1 этап. Чтение сказки. (Ведущий читает сказку, дети рисуют)

«Гордость школы». К концу учебного года ученики готовили сюрприз своему Учителю. После уроков они оставались, репетировали. Перед летними каникулами дети вновь пригласили своих родителей и вместе с ними дружно поприветствовали Учителя-Ежа. Выключили в зале свет, в полной темноте зрители ожидали сказочного спектакля. Занавес раскрылся, вся сцена была освещена в светло-зелёных тонах. Но что это? На сцене стоят парты, висит доска? Да это точная копия нашей школы! А вот и Учитель вошёл, его роль досталась Еноту. Лисёнка играл Волчонок, а Волчонка играл Лисёнок, Белочка играла Зайчонка, а он Белочку. Ребята играли друг друга, копировали манеры, подчёркивали достоинства и по-доброму отражали недостатки. Играли все прекрасно! Самые яркие школьные события ученики включили в спектакль. Каждому на этом спектакле удалось увидеть себя со стороны. Учитель и родители были в восторге, под весёлый смех, рукоплескания одно событие сменялось другим. Учебный год на сцене и в реальной жизни завершился криками «Браво!». Это кричал Учитель своим ученикам, которые успешно постигали школьную науку, где важно терпение и старание, уважение и любовь, умение исправлять свои ошибки и радоваться успехам!

После спектакля Учитель пригласили всех пить чай с ароматными пирогами. Проходя мимо «Школьной газеты», родители и ученики с интересом рассматривали школьную доску почёта «Гордость школы». Про каждого ученика можно было прочитать положительные отзывы, этот сюрприз подготовил Учитель, а помогали ему Сорока и Сторож-Крот. Цветные фотографии делали газету похожей на праздничный цветок. А в центре этого цветка - загадки, которые отгадывали родители и дети. Попробуем отгадать их и мы с вами.

2 этап. Отгадывание загадок.

(Ведущий загадывает загадки, дети отгадывают, и при этом на экране появляются изображения зверей)

- Он умеет рассмешить и с ребятами дружить! (Лисёнок)

- Любит прыгать, веселиться и в уборке мастерица! (Белочка)

- Друг наш очень добрый, сильный, но спокойный! (Медвежонок)

- Он смелее стал сейчас, - бегать может целый час! (Зайчонок)

- Хвастать, спорить он любил, стал сейчас совсем другим! (Мышонок)

- Обижаться перестала, с Белкой весело играла! (Кошечка)

- Смог он злинки победить и за яблоко простить! (Волчонок)

- Про улыбку рассказал и конфету Зайцу дал! (Енот)

- Он умеет всех лечить, о здоровье говорить! (Доктор-Филин)

- Дверь откроет и закроет, и ребят домой проводит! (Сторож-Крот)

- На урок звонит, с урока, наша звонкая... (Сорока)

- Он и учит, и играет, и от бед всех защищает, сказки сказывать хорош, дорогой …. (Учитель Ёж).

Молодцы, ребята, всех угадали.

3 этап. Рассказывание «лесных» историй.

А сейчас я вам предлагаю вспомнить, как же проходила школьная жизнь наших лесных первоклассников. Ребята, какие истории вам запомнились? В этом вам могут помочь ваши рисунки в альбомах.

(Дети рассказывают то, что им больше всего запомнилось, и показывают рисунки с этими историями).

Подвижная минутка.

Упражнение: Встаём, потягиваемся, шагаем, поднимаемся на цыпочки, «срываем» плоды с дерева, кладём их в корзинку, шагаем, садимся.

5 этап. Трудности и успехи первоклассника.

Ребята, с чем можно сравнить учёбу в школе? (Ответы детей)

Да, я согласна, её можно назвать увлекательным путешествием. Легко ли путешествовать по школьной планете? (Ответы детей).

Да, не для всех это путешествие оказывается простым. Его можно сравнить с восхождением в горы. Какие трудности могут встретиться на пути у ученика? (Ответы детей)

А что и кто ему может помочь в преодолении этих трудностей? (Ответы детей)

На доске плакат с изображением гор и школьный рюкзак. Детям предлагается «заполнить рюкзак» школьными принадлежностями и теми качествами, которые необходимы для успешной учёбы. Для этого одна группа детей получает карточки с изображением школьных принадлежностей, другая - с зашифрованными качествами, третья с изображением людей.

Школьные принадлежности: ручка, тетрадь, линейка, учебник, альбом, краски.

Люди: родители, учитель, психолог, врач, одноклассник, бабушка и дедушка.

Качества: любознательность, общительность, дружелюбие, трудолюбие, терпение.

Дети расшифровывают слова, прикрепляют картинки на рюкзак и говорят, как эти предметы, качества и люди могут помочь первокласснику преодолевать его школьные трудности.

Упражнение «Я горжусь...»

Перед классом ставится стул, желающие дети встают на него и гордо произносят свои достижения. Например, «Я не умел плавать, а теперь научился!», и все хором говорят «Это здорово!».

Ребята, давайте мы спросим у наших присутствующих взрослых - бабушку, маму и папу, чем они могут погордиться? А учитель?

После слов взрослых дети также хором говорят фразу «Это здорово!».

6 этап. Мы - дружный класс.

Ребята, а кто из вас знает всех в классе по имени? А по фамилии?

Давайте проверим. Итак, (обращается к кому-либо из детей), сколько у вас в классе девочек/мальчиков по имени Маша? Кристина? Саша? Вася? Илья? Петя? И т.д.

(Кто-то называет количество детей по тому или иному имени, а сами обладатели имён встают с мест, и ведущий просит найти у них что-то общее).

Интересно, о ком из вас можно так сказать:

- Он умеет рассмешить и с ребятами дружить!

- Любит прыгать, веселиться и в уборке мастерица!

- Друг наш очень добрый, сильный, но спокойный!

- Он смелее стал сейчас, - бегать может целый час!

- Хвастать, спорить он любил, стал сейчас совсем другим!

- Обижаться перестала, со всеми весело играла!

(Ведущий зачитывает загадки, а дети должны соотнести, о ком из них можно сказать также. Затем просит также учителя загадать кого-то из учеников).

Упражнение «Угадай меня по голосу»

Один ученик встаёт спиной к классу, а кто-то из ребят изменившимся голосом произносит фразу «Скоро лето!», водящий должен угадать его.

Молодцы, ребята, вы хорошо узнали друг друга за этот год.

А вот какие события вам запомнились больше всего? Расскажите.

Дети называют запомнившиеся им события в классе.

Да, ребята, за этот год вы многое пережили, многому научились.

И сейчас я предлагаю посмотреть сюрприз, который для вас подготовила ваша учительница.

На экране под ритмичную музыку появляются фотографии детей с различных мероприятий, в которых участвовал класс.

3. Заключительный этап. Рефлексия

Задачи: подвести итоги занятия, актуализировать эмоциональное состояние детей.

Рефлексия: дети встают, машут руками и улыбаются - если они довольны занятием, хмурятся - если что-то в занятии им не понравилось и они не довольны. Ведущий просит поделиться своим настроением и объяснить, почему оно такое. Желающие могут показать свои рисунки, которые они нарисовали на занятии.

В конце занятия ещё один сюрприз: в класс приносят воздушные шары для каждого ученика.

Ведущий объявляет занятие оконченным.

Литература

  1. М.А.Панфилова. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников (1-4 классы). - М.: ТЦ Сфера, 2002.
  2. О.В.Хухлаева. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе. - М.: Генезис, 2014.
  3. О.В.Хухлаева. Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6 классы). - М.: Генезис, 2005.
  4. М.А.Панфилова. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.