Личность А.В.Суворова в призме психолингвистики

Разделы: Русский язык

Класс: 8

Ключевые слова: А.В.Суворов


Автор:
Заика Евгений Константинович,
суворовец 8 класса 3 роты 2 взвода

Руководители:
Абрамова Светлана Анатольевна
,
преподаватель;
Дяглюк Пётр Николаевич,
воспитатель

ВВЕДЕНИЕ

Представленная работа относится к области «Социально-гуманитарные науки».

Мы решили изучить не просто эпистолярное наследие великого полководца, а буквально заглянуть в сознание этого гениального человека и определить, какова его личность с точки зрения психолингвистики. Идея выяснить это, можно сказать, «из первых уст» захватила наше воображение и стала отправной точкой для научно-исследовательского проекта.

Иными словами, изучается психическая форма текста, существующая в сознании человека. Значит, подвергнув литературное наследие Суворова психолингвистическому анализу, мы сможем получить некое отражение действительности в сознании генералиссимуса с помощью элементов языка. Столь серьёзная цель требует научного подхода и, конечно, строгого отношения к постановке исследовательских задач, первой и важнейшей из которых является создание корпуса текстов для психолингвистического анализа.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Значение личности А.В.Суворова в наши дни

Имя Александра Васильевича Суворова знакомо каждому россиянину.

Великий русский полководец участвовал в 60 сражениях и не проиграл ни одного!

Основоположник русской военной теории, кавалер всех российских орденов своего времени, которые вручались мужчинам, Суворов и по сей день восхищает не только ратными подвигами, отеческой любовью к России и солдатам, но и человеческой сутью.

Благодарные потомки свято чтят память об этом человеке.

В 2014 году в мультимедийном проекте-конкурсе «Имя Победы» А.В.Суворов был признан лучшим в мире полководцем.

В этом же году была дана жизнь подводной атомной лодке «Генералиссимус Суворов».

Научные книги по астрономии содержат информацию о траектории движения астероида Суворов.

В течение многих лет выпускались марки, банкноты, монеты с изображением фельдмаршала.

Книга Суворова «Наука побеждать» стала первым учебником для солдат и офицеров.

А суворовские училища, в которых мы учимся, отметили 75-летие своего существования.

Кажется, суворовцы, знают о гениальном полководце всё! Но, изучив военное и эпистолярное наследие этого человека, мы задались вопросом: что известно об А.В. Суворове как о языковой личности? Поиск ответа на этот вопрос стал отправной точкой для создания научно-исследовательского проекта.

Дополнить представление о личности Суворова позволяет активно развивающаяся наука психолингвистика, которая рассматривает текст как способ передачи мысли и как продукт речемыслительной деятельности.

Вывод. Подвергнув письменное наследие А.В. Суворова психолингвистическому анализу, мы смогли бы получить некое отражение действительности в сознании с помощью элементов языка.

2. Психолингвистический анализ текстов. Общие наблюдения

Литературное наследие не писателя, но военного было обширным. Это «Полковое учреждение», памятник военной мысли «Наука побеждать», записки и инструкции, учебники, написанные для солдатских детей, письма и даже стихи.

Но живой голос гения ярче звучит в легендарных афоризмах. Поэтому мы отобрали и сформировали корпус из 278 высказываний полководца, посвящённых различным сферам жизни.

Суворов сказал: «Ничего непреодолимого в жизни нет!» И мы приступили к анализу текстов при помощи инструментов, предлагаемых психолингвистикой, а также компьютерной программой «Wordstat».

Корпус текстов состоит из 510 (пятисот) словоформ.

Проанализировав тексты, высказывания Суворова, мы пришли к выводу, что самыми частотными и значимыми являются следующие духовно-нравственные ценности:

  • Слава 16
  • Бог 12
  • Счастье 12
  • Дело 12
  • Человек 11
  • Храбрость 11
  • Жизнь 11
  • Служба 9
  • Дружба 9
  • Победа 9
  • Отечество 8
  • Смелость 8
  • Вера 7
  • Наука 7
  • Истина 7
Наибольшее значение, наставляя офицеров и солдат, Суворов придавал, как мы видим, воинской славе. «Горжусь, что я русский»,-писал генералиссимус.

Продолжая психологическую диагностику языковой личности Суворова, обратимся к следующим психолингвистическим показателям.

3. Показатель среднего размера предложений

Он свидетельствует об особенностях вербального (словесного) интеллекта- определённых навыков человека, связанных со способностью логически размышлять, понимать сложный текст. Для пишущих на русском языке эта величина составляет 6-9 слов. Среднее количество слов в афоризмах Суворова составляет 8, и это говорит о высоком вербальном (словесном) интеллекте великого полководца. При этом исследовании мы не забыли учесть, что жанр афоризмов предполагает лаконичность изложения. Как правдиво и точно звучит мысль: «Война закончена, когда похоронен последний солдат».

4. Показатель словесного разнообразия

Показатель словесного разнообразия обычного человека, также определяемый специальной формулой, колеблется от 5 до 15 единиц.

У великого Суворова этот показатель 12! Вслушайтесь в обращение: «Потомство моё прошу брать мой пример: всякое дело начинать с благословением Божьим; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; избегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славы чрез истину и добродетель».

5. Коэффициент глагольности (агрессивности)

Коэффициент глагольности - это отношение глаголов, причастий и деепричастий к общему количеству слов. Анализ афоризмов Суворова даёт 40%, что говорит об отсутствии агрессивности. Речь полководца больше созидательна. Это можно услышать в словах: «Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови».

Обладая незаурядным вербальным интеллектом и ярко выраженным риторическим талантом, Суворов имел исключительные человеческие качества! Патриотизм, гуманность, трудолюбие, любовь к ближнему.

6. Вывод

Материал данного проекта может быть использован на уроках русского языка, а также на занятиях по внеурочной деятельности при изучении личности А.В.Суворова.

Вс. Рождественский

Среди балтийских солнечных просторов,
Над широко распахнутой Невой,
Как бог войны, встал бронзовый Суворов
Виденьем русской славы боевой.

И он - генералиссимус победы,
Приветствуя неведомую рать,
Как будто говорит: «Недаром деды
Учили нас науке побеждать».

Нам ведом враг, и наглый и лукавый,
Не в первый раз встречаемся мы с ним.
Под знаменем великой русской славы
Родной народ в боях непобедим.

Он прям и смел в грозе военных споров,
И равного ему на свете нет.
«Богатыри!» - так говорит Суворов,
Наш прадед в деле славы и побед.
1941

Список используемой литературы

  1. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста / В.П.Белянин. - М., 1988.
  2. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики. (Модели мира в литературе) / В.П.Белянин. - М., 2000.
  3. Суворов А.В. "Наука Побеждать" - М.,"ЭКСМО" 2013.