Рабочая программа коррекционно-развивающего курса: «Дефектологические занятия». 2-й класс (вариант 7.2)

Разделы: Инклюзивное образование


I. Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционнно-развивающего курса «Дефектологические занятия» (далее - Программа) предназначена для учащихся с задержкой психического развития ( далее - ЗПР) вариант 7.2

Данная программа разработана на основе нормативно-правовой базы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановления Главного государственного врача РФ от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Министра образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598;
  • Закона ХМАО-Югры от 01.07.2013 года №68-оз (ред. от 28.03.2014) «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 27.06.2013); - приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.01.2013 года № 63 «Об утверждении Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»;
  • Положение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 19 о структуре, порядке разработки и утверждения адаптированных рабочих программ для детей с ОВЗ (ЗПР).
  • Программа дополнена учебно-методическим комплектом для учителя начальных классов «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. 2 класс» (автор: Е.В.Языканова) необходим при проведении урока и дополнительных занятий во 2 классе по ФГОС.

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса учителя-дефектолога является частью адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (далее - АООП НОО) учащихся с ОВЗ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 19 (далее МБОУ СОШ № 19) города Сургута, которая составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с задержкой психического развития.

Программа коррекционно-развивающего курса «Дефектологические занятия» направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с трудностями в успешном освоении АООП НОО с ЗПР (вариант 7.2.); коррекцию и развитие познавательных процессов и системы произвольной регуляции, удовлетворение общих и специфических образовательных потребностей, что обеспечивает условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствует предупреждению отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.

Цель: развитие и коррекция познавательных процессов у учащихся 2 класса с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости учащихся имеющих низкий и ниже возрастной нормы уровень познавательной сферы детей с ОВЗ.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • формировать общеинтеллектуальные умения (операции сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, анализа, гибкость мыслительных процессов);
  • расширять знания учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.

Коррекционно-развивающие:

  • формировать и развивать логическое мышление;
  • развивать внимание (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
  • развивать память (формировать навыки запоминания, устойчивости, развивать смысловую память);
  • развивать пространственное восприятие и сенсомоторную координацию;
  • развивать психологические предпосылки овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя);
  • развивать речь и словарный запас учащихся.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать положительную мотивации к учению;
  • формировать адекватную самооценку, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам.

Психолого-педагогические характеристики детей с задержкой физического развития (ЗПР).

В классе обучается 12 человек (8 мальчиков и 4 девочки). Учащиеся в данном классе имеют заключение ТПМПК г. Сургута, которым рекомендовано обучение по АООП НОО (вариант 7.2) и коррекционно - развивающие занятия с учителем - дефектологом по коррекции и развитию учебно-познавательной деятельности, оказание помощи в усвоение АООП НОО.

Учащиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников.

Учащиеся с ЗПР характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.

II. Общая характеристика коррекционного курса

Включение курса «Дефектологические занятия» в качестве обязательного для всех получающих образование по АООП вариант 7.2 является ценным нововведением в содержание образования младших школьников указанной группы.

Программа является универсальной, в части использования различных учебно-методических комплексов, свободно интегрируется с различными учебно-методическими пособиями, являющимися обязательной частью внеурочной деятельности пособиями.

Основой обучения является урок. По своей структуре урок делится на вводную, основную и заключительную часть.

1.Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки (фронтальная форма работа), которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, «хитрые вопросы»). Продолжительность вводной части - 5 минут.

2.Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур для работы на занятии. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Этапы основной части: Развитие вербально-понятийного мышления и речи (работа с понятиями). Учащимся объясняется, какие мыслительные операции будут совершенствоваться в последующих упражнениях. После объяснения основного материала, учащиеся придумывают свои примеры (устно), а затем самостоятельно выполняют задания в тетради. Логические поисковые задания (задания на развитие мыслительных операций анализа и синтеза (ребусы, спрятанное слово, кроссворды, змейка, переставь буквы по примеру, найди спрятанные слова в таблице; запиши слово в скобках, которое служит окончанием первого слова и началом второго; решение логических задач; найди девятый рисунок; определи два числа и т.д.)). Развитие и тренировка психических процессов памяти, внимания, воображения, пространственных представлений (найди спрятанные слова; запомни слова, фигуры; найди отражения квадратиков; разверстка фигуры; графический диктант; найди одинаковые кубики, «словесный лабиринт, что больше?» и т.д.). Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях (на учебном материале). В середине основного этапа проводится динамическая пауза для снятия напряжения проводятся оздоровительные упражнения (дыхательная гимнастика, развитие мелкой и общей моторики). Продолжительность основной части урока - 30 минут.

3.Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия. Продолжительность заключительной части - 5 минут

Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Обязательными условиями при проведении занятий являются:

  • планирование материала от простого к сложному,
  • дозирование помощи взрослого,
  • постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.

Игры и упражнения, предлагаемые детям, выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объём материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.

Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего обучения, где игры и упражнения, подобраны таким образом, что её задачи реализуются одновременно по нескольким направлениям работы на каждом занятии (от 4 до 6 направлений). На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Курс «Дефектологические занятия» реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет стимулировать сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, последовательно и постепенно преодолевать разнообразные трудности обучения и коммуникации, повышать адекватность оценки собственных возможностей, формировать сферу жизненной компетенции обучающегося с ЗПР. Рабочей задачей учителя-дефектолога является формирование положительного отношения к внеучебным занятиям, что определило выбор форм и методов работы:

Формы и методы работы.

Программа предусматривает проведение коррекционных занятий в различной форме:

  • Работа в парах.
  • Групповые формы работы.
  • Индивидуальная работа.
  • Самооценка и самоконтроль.
  • Взаимооценка и взаимоконтроль.

Формы организации деятельности:

Конкурс, игра, путешествие, квест. Описание основных подходов, обеспечивающих взаимосвязь содержания урочной и внеурочной деятельности. Содержание курса построено на междисциплинарной (интегративной) основе обучения с такими предметами как математика, информатика, русский язык. В ходе реализации программы осуществляется расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Основными принципами распределения материала являются:

  • системность: задания располагаются в определенном порядке;
  • принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
  • принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
  • увеличение объема материала;
  • наращивание темпа выполнения заданий;
  • смена разных видов деятельности

III. Место курса в учебном плане

Программа предусматривает групповую форму занятий. Перед тем, как приступить к основному курсу занятий с учащимися, проводятся индивидуальная диагностика, направленная на выявление трудностей, препятствующих дальнейшему усвоению программного материала. Численность детей, посещающих занятия, составляет 6-12 человек в зависимости от структуры и сложности дефекта, учитывая индивидуальные особенности ребенка. Коррекционный курс рассчитан на 1 год обучения. Количество занятий в год: 68 занятий во 2 классе. Количество занятий в неделю - 2 занятия. Длительность коррекционно-развивающих занятий в соответствии с рекомендациями СанПиН во втором классе - 40 минут. Курс «Дефектологические занятия» являются обязательной составной частью коррекционно-развивающей области комплексного сопровождения учащихся с ЗПР, реализуется во внеурочное время.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса

Ценностные ориентиры коррекционного курса соответствуют основным требованиям ФГОС НОО учащихся с ОВЗ и АООП НОО:

  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
    • доброжелательности, доверия и внимания к людям;
    • навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
    • уважения к окружающим
    • умения слушать и слышать партнёра;
  • развитие умения учиться, а именно:
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

Реализация ценностных ориентиров начального общего образования в единстве обучения и воспитания, познавательного и личностного развития для учащихся с ЗПР на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
  • развитие навыков внимательного и уважительного отношения к мнению сверстников;
  • адекватное понимание причины успеха/неуспеха в работе;
  • знание основных правил поведения на занятиях;
  • способность самооценки на основе наблюдения за собственной речью;
  • адекватно воспринимать оценку педагога.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметные результаты:

  • Дифференцировать и различать фигуры;
  • знать цвета и их оттенки;
  • узнавать предметы по их признакам, верно определять образ предмета;
  • сравнивать предметы по заданному свойству;
  • определять целое и часть;
  • устанавливать общие признаки;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • определять последовательность событий;
  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
  • запоминать и воспроизводить 5-7 слов, образов.

VI. Содержание коррекционного курса

Программа курса «Дефектологические занятия» составлена по модулям.

Диагностический модуль. (3 часа)

Модуль. Развитие восприятия как познавательного процесса (12 ч.)

Вначале курса занятий проводится углубленная диагностика уровня развития процесса восприятия. Далее идут коррекционно-развивающие занятия - с учетом возрастных особенностей учащегося. Занятия направлены на развитие и коррекцию восприятия как познавательного процесса. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование элементов конструктивного мышления и конструктивных навыков. Игры на перевоплощение: «Мозаика» (из 9 элементов) с зарисовыванием в тетрадь, «Зашифрованный рисунок», получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и памяти.

Модуль. Развитие памяти (13 ч)

Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Упражнения, аналогичные используемым на 1-м этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (5-7 предметов с учетом расположения). Игра «Снежный ком» для запоминания информации, представленной аудиально.

Модуль. Развитие внимания (12 ч)

Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. Упражнения на развитие навыков самоконтроля: «Графический диктант» (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра «Муха» - 2-й уровень (с визуальным контролем), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров («Мозаика», «Точки», выполнение заданий «Запутанные дорожки», игра «Внимательный художник»).

Модуль. Развитие мышления (15 ч)

Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать. Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков. Упражнения на простейшие обобщения типа «Продолжи числовой ряд», «Продолжи закономерность», «Дорисуй девятое», несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1-2 особенностей, лежащих в основе выбора, «Противоположное слово», «Подбери пару», аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением).

Модуль. Развитие речи (6 ч)

Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Программа коррекционной работы может быть конкретизирована и обозначена следующими направлениями:

Модуль. Развитие личностно-мотивационной сферы. (7 ч)

Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах.
Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода (задание «Подбери пару», лабиринты, логические задачи).

При наличии у обучающихся индивидуальных особенностей, требующих коррекции индивидуальных пробелов в знаниях программа индивидуальной коррекционной работы, может быть конкретизирована и обозначена следующими направлениями: ликвидация пробелов в знаниях по учебному предмету «Русский язык и развитие речи», «Математика», «Окружающий мир».

VII. Тематическое планирование

Тема раздела программы

Количество часов

2 класс

Диагностический модуль

3

Модуль. Развитие восприятия как познавательного процесса

12

Модуль. Развитие памяти

13

Модуль. Развитие внимания

12

Модуль. Развитие мышления

15

Модуль. Развитие речи

6

Модуль. Развитие личностно-мотивационной сферы

7

Всего

68

Особенности взаимодействия с семьями учащихся

Работа с родителями начинается при зачислении ребёнка на занятия к учителю-дефектологу и ведётся по следующим направлениям:

Консультации для родителей:

  • обсуждение результатов психолого-педагогической диагностики;
  • планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей работы;
  • посещение родителями занятий учителя-дефектолога.

Взаимодействие со специалистами ППк

Программа коррекционной работы предполагает междисциплинарное взаимодействие специалистов службы психолого-педагогического сопровождения в рамках школьного ППк.

Одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы является взаимодействие сотрудников образовательной организации через службу психолого-педагогического сопровождения, в которую входят: все участники образовательного процесса. Основной задачей ППк является сбор информации, изучение проблем ребенка, выбор форм и методов работы по проблеме ребенка, отбор содержания обучения с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей детей с ЗПР / трудностями в обучении.

Система оценки достижений планируемых результатов

Формы оценки результатов коррекционно-развивающей работы.

Мониторинг, анализ промежуточных результатов коррекционно-развивающей работы:

  • положительная динамика развития ребенка, отмеченная учителями, специалистами и родителями (анкетирование, опрос, беседа);
  • результаты структурированного наблюдения за ребенком
  • во время коррекционно-развивающих занятий, занятий/уроков, на переменах, во внеучебное время;
  • тесты и индивидуальные задания;
  • качество и количество выполняемых заданий на коррекционных занятиях;
  • анализ продуктов деятельности ребенка (тетрадей, контрольных и самостоятельных работ).

Оценка планируемых результатов

Оценка результатов освоения учащимися с ЗПР программы коррекционной работы осуществляться с помощью мониторинговых процедур. Средствами для решения задач мониторинга являются включенное (на дефектологических занятиях) и внешнее наблюдение, согласованная экспертная оценка, создание экспериментальных ситуаций, в т.ч. «естественный эксперимент»: участие в различных внеклассных мероприятиях, оценка, получаемая в ходе выполнения различных заданий и диагностических методик: заучивание 10 слов (А.Р.Лурия), тест Тулуз-Пьерона, корректурная проба (тест Бурбона), методика «Исследования словесно-логического мышления (Э.Ф.Замбацявичене), методика «Карта наблюдений» (Дж.Скотта), методика диагностики мотивации учения и эмоционаьного отношения к учению (А.Д.Андреева). Для обследования младших школьников c ОВЗ используются: диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка Н.Я.Семаго, М.М.Семаго, матрицы Равена.

Показатели и критерии эффективности реализации программы

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: входной, позволяющий определить исходный уровень развития психических процессов. Проводится в начале учебного года. Промежуточный: проводится в середине учебного года. Результаты выполнения заданий заносятся в таблицу и сравниваются с результатами, полученными при аналогичном тестировании в конце предыдущего года обучения. Итоговый контроль. Проводится в конце учебного года. Результаты, полученные после проверки, заносятся в таблицу, в которую внесли данные о развитии детей в начале и середине года. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей учащихся.

Сроки

Вид контроля

Задачи

Содержание

Формы

Сентябрь

Входящий

Определить уровень сформированности учебно-познавательных процессов

Тема: "Вводное занятие"

Тест

Декабрь

промежуточный

Определить уровень усвоения программного материала

Тема: "Проверка знаний и умений"

тест

Май

Итоговый

Определить уровень сформированности учебно-познавательных процессов к концу учебного года

Тема: "Итоговое занятие"

тест

Критерии оценки результатов тестов.

  • 80 - 100% - высокий уровень освоения программы;
  • 60-80% - уровень выше среднего;
  • 50-60% - средний уровень;
  • 30-50% - уровень ниже среднего;
  • меньше 30% - низкий уровень.

VIII. Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в специально оборудованном дефектологическом кабинете МБОУ СОШ №19. В распоряжение учителя-дефектолога:

  • наглядные дидактические материалы (предметные и сюжетные картинки, счетные палочки, геометрические фигуры из бумаги, пазлы, разрезные картинки и т.п.);
  • интерактивный комплекс: интерактивная доска SMART, компьютер;
  • раздаточные дидактические материалы (карточки для индивидуальной и групповой работы, перфокарты);
  • интерактивные компьютерные упражнения для развития высших психических функций «Внимание, память, логика» («Мерсибо»);

Список используемой литературы, методических пособий, программ

  1. А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей» М.: Издательство «Ось -89», 2015г.
  2. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. - М.: Школьная пресса, 2006.
  3. Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008.
  4. Голубь В.Т. Графические диктанты. - М.: Вако, 2004.
  5. Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. - М.: 1998.
  6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст». М.: Айрис-пресс, 2005
  7. О.АТкаченко «Коррекция словесно-логического мышления у дошкольников и младших школьников (стимульный материал) М., 2012.
  8. О.А.Степанова «Программы развития школьно-значимых функций и коррекция их недостатков у детей дошкольного и младшего школьного возраста» М.: Т.Ц. «Сфера» 2013.
  9. С.Г.Шевченко. «Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV). Подготовительный класс/.
  10. О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 2 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2014.
  11. О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 1, 2. М.: РОСТкнига, 2011.