Рабочая программа (Лего-конструирование) с детьми 6–7 лет (подготовительная группа)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа, Лего-конструирование


Пояснительная записка

Дошкольное детство - это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Необходимость постоянного внимания к игре детей со стороны взрослых обусловлена тем, что она является критерием психофизического развития дошкольника. Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе используются Лего-технологии. Отечественные и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми наборов Лего позволяет за более короткое время достигнуть устойчивых положительных результатов в коррекции, воспитании и обучении.

Актуальность

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

LEGO-конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это - одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

Новизна

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Целью программы является развитие конструкторских и художественных способностей детей, сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности; приобщить к миру технического и художественного изобретательства.

Основными задачами курса являются:

  • Развитие познавательных способностей: память, внимание, мышление, воображение.
  • Развитие речи и коммуникативных способностей.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Ознакомление с окружающим миром.
  • Развитие сенсорных и математических навыков.
  • Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части.
  • Обучение планированию процесса собственной постройки и совместного проекта.
  • Развитие логики и комбинаторики.

Методику своей работы педагог выстраивает так, чтобы в процессе деятельности у детей формировались инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость и умение работать в коллективе.

Главное в программе - развитие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослым, без запретов и категорических отрицаний со стороны взрослого. Она нацеливает на естественное и непринужденное приобщение детей к миру прекрасного, на развитие активного интереса к народному прикладному творчеству, архитектуре, к миру предметов и вещей, созданных людьми, на воспитание уважения к их творчеству.

Формы организации обучения дошкольников конструированию

Занятия по Лего конструированию проводятся с одной подгруппой детей до 10-12 человек в специально оборудованном кабинете во второй половине дня. Длительность и количество проводимых занятий.

Подготовительная группа - 30 мин. 1занятие в неделю.

В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог использует разнообразные формы обучения:

  • задания дает педагог, выполняют дети;
  • задания формулируется ребенком, выполняется детьми и педагогом;
  • задания дают дети друг другу;
  • задания по карточкам, схемам, образцам;
  • задания по собственному замыслу детей.

В качестве наглядных пособий используются модели из различных конструкторов, игрушки, иллюстрации, картинки и слайды с изображением объектов реального мира.

Конструирование можно разделить на несколько основных блоков: моделирование фигур людей, сказочных героев, животных, транспорта и архитектурных сооружений. А также развитие речи и развитие математических способностей с помощью конструктора Лего.

После каждого этапа обучения проводится подведение итогов, которые могут проходить как в форме простого закрепления материала, конструирования по схемам, образцу, замыслу, но и в форме выставок поделок, фотовыставок, презентаций, Лего проектов, командных соревнований, фестивалей, в том числе районных и окружных.

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей, они впервые начинают ощущать себя самыми старшими в детском саду. Ребёнок полностью осознаёт себя как самостоятельную личность, что проявляется в свободном диалоге со сверстниками; умеют отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Могут совершать нравственный выбор в реальных жизненных ситуациях. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.

Происходит расширение представлений о признаках предметов. Дети целенаправленно, последовательно обследуют внешние особенности предметов. Для речевого развития детей седьмого года жизни характерен богатый словарь, который продолжает развиваться за счёт пассивной лексики. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, впечатлений, при описании предметов, пересказе. В процессе диалога развёрнуто отвечают на вопросы, сами задают их. Появляется речь-рассуждение. Речь становится подлинным средством общения.

Учебно-тематический план для подготовительной группы

Цели:

  • Формировать умение анализировать собственные наблюдения за окружающим миром, рассуждать логически, устанавливать связь между объектами.
  • Учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности размещения конструкции в пространстве.
  • Развивать умение работать в группе (внимательно относиться друг к другу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору, плану, конструировать в соответствии с общим решением).
  • Закрепление умения сооружать постройки, объединенные общей темой. Содействие творческой, проектной деятельности индивидуального и группового характера.

Дата

Тема месяца

Темы занятий
(1 раз в неделю)

Программное содержание, задачи

Сентябрь Конструирование по замыслу 1.Конструирование по замыслу.
2.Конструирование грузовика.
3.Сооружение корабля.
4. Конструирование мотоцикла.
Закреплять навыки, полученные в старшей группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Развивать инициативу и самостоятельность.
Октябрь Осень 1.Сборка товарного поезда для перевозки овощей и фруктов.
2.Конструирование бабочки.
3.Перелётные птицы.
4.Конструирование овощей и фруктов из лего дакта (по схеме и по замыслу).
5.Деревья.
Уточнить знания детей об осени. Закреплять умение строить по образцу, по схеме, анализировать постройку. Развитие умения строить симметричные постройки. Закрепление умения работать с мелкими деталями.
Ноябрь Многоэтажные здания 1.Конструирование многоэтажного дома.
2.Конструирование башни.
3. Строительство детского сада.
4.Наша улица. Коллективная работа.
Закреплять навыки построения по образцу и условиям. Формировать навыки конструирования многоэтажных зданий. Учить работать в коллективе, развивать дружеские отношения между сверстниками.
Декабрь

Зимние забавы

1.Конструирование снегурочки и дед мороза . 2.Конструирование фигурки лыжника.
3.Конструирование Новогодней елки.
4.Контруирование подарка (по замыслу).

Формировать умение моделировать предметы в форме квадрата, ромба, прямоугольника. Закрепление умения конструировать людей, дополнять постройку деталями.

Январь Лего-узоры
(работа с лего-мозаикой)
1.Сказочка.
2.Петрушка.
3.Цветы небывалой красоты.
4.Выкладывание геометрических фигур по схемам Никитина.

Развивать математические способности детей. Формировать представления детей о геометрических фигурах, их форме и других признаках. Закреплять понятия часть, целое. Развивать логику, мелкую моторику.

Февраль Транспорт 1.Конструирование воздушного транспорта (вертолёт).
2.Строительство военной техники (танки).
3.Конструирование подводного транспорта (лодка).
4.Моделирование техники по замыслу.

Уточнить представления детей о видах транспорта, его назначении. Формировать умение конструировать разные виды транспорта, рассказывать о будущей постройке.

Март Весна 1.Конструирование вазы для цветов.
2.Конструирование цветов из лего дакта и лего дупло.
3.Сооружение матрешек.
4.Моделирование весеннего букета на плате.
Формировать умение конструировать объемные поделки. Закрепление навыков конструирования по замыслу, моделировать постройку на плате. Развивать фантазию, воображение.
Апрель Космос 1.Моделирование космической ракеты.
2.Конструирование космонавта.
3.Самолёт.
4.Конструирование робота.
5.Конструирование по замыслу (инопланетяне).
Закреплять знания детей о первом космонавте и полете человека в космос.
Обогатить знания о космических кораблях. Закреплять умение преобразовывать конструкции, развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора.
Май Зоопарк. 1.Слон.
2. Вольер для животных.
3.Собака.
4.Жираф.
Развивать умение работать в команде. Развивать способность анализировать, делать выводы. Способствовать развитию речи, грамотности, логики, внимания, навыкам анализа и навыкам планирования. Закреплять понятия дикие, домашние животные. Продолжать учить строить по образцу.

Июнь

Лето

1.Моделирование детской спортивной площадки.
2.Конструирование качелей и каруселей.
3.Строительство горок, лесенок, тренажеров.
4.Конструирование по замыслу: беседка, скамейка, песочница.

Расшить представления детей, какой должна быть детская игровая и спортивная площадка. Закреплять умение собирать постройки на плате. Развивать навыки самостоятельного конструирования. Развивать воображение и навыки коллективного конструирования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой). М.2012.
  2. Л.Г.Комарова «Строим из лего (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора лего). М.2001.
  3. Т.С.Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего: пособие для педагогов-дефектологов» М. 2003.
  4. В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Лего-мозаика в играх и занятиях». М.2005.
  5. Е.В.Фешина «Лего-конструирование в детском саду» М.2012.
  6. Л.В.Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду». М.2010.
  7. Л.А.Парамонова «Теория и методика творческого конструирования в детском саду». М.2002.
  8. М.И.Тихонова, Н.А.Селиванова «Математика в играх с лего-конструктором». Санкт-Петербург. 2001.