Конспект интегрированного занятия педагога-психолога и логопеда с использованием развивающих игр для детей старшей группы «Путешествие в мир насекомых»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: насекомые, старшая группа


Цель: развитие речевых, творческих, интеллектуальных, коммуникативных способностей детей.

Задачи:

  • Познавательные. Расширять представления детей о насекомых. Развивать логическое мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук. Закреплять умение ориентировки в пространстве. Уточнить, расширить, активизировать словарь по теме «Насекомые». Совершенствовать грамматический строй речи (употребление предлогов, согласование числительных с существительным). Продолжать работу по образованию притяжательных прилагательных. Работать над ориентировкой на плоскости.
  • Развивающие. Развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий. Развивать умение преодолевать тактильные барьеры. Развивать коммуникативные навыки. Развивать познавательный интерес, желание и потребность узнавать новое. Развивать умение рефлексировать свое эмоциональное состояние. Способствовать укреплению физического и психического здоровья детей. Развивать зрительное внимание и слуховое восприятие, мелкую моторику, память.
  • Воспитательные. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Формировать стремление оберегать насекомых, проявлять заботу. Формировать сплоченность детского коллектива. Воспитывать любовь и уважение к родной природе.

Оборудование: тоннель физкультурный, Картинки: пчелка, муравей, гусеница, бабочка; девочка Дюймовочка; чудо-цветок, развивающие игры : «Логико-Малыш», мяч; аудиопособия: песня «Настоящий друг» (Слова М.Пляцковского, муз. Б.Савельева, «Остров счастья» (Ж.Колмагорова, песня «Дружба» (гр. «Барбарики», «Поющий лес» (Волшебная музыка природы для детей, звук жужжания пчелы; изображения : муравей, муравейник, муравьи, тащащие хвоинку, гусеница, кокон, бабочки, улей, пчелы, мед.

Ход занятия

Организационный момент

Психолог: Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть!

Коммуникативная игра «Приветствие улыбкой». (Под песню «Настоящий друг».)

Собрались все дети в круг(встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Этюд "Садовник и цветок"

психологг предлагает ребятам объединиться в пары. Затем ребята представляют себя: один садовником, который выращивает сказочный цветок, а второй - сказочным цветком. В течение нескольких минут оба участника имитируют движения, манеры поведения данных образов. Затем ребята в паре меняются ролями. После этюда происходит рефлексия чувств, ощущений.

Вводная часть

Ребята, сегодня я обнаружила, что в нашем горшочке с землей вырос чудо-цветок. Листья этого цветка крепко сомкнуты, но я думаю, теплом наших рук мы сумеем сделать так, чтобы он распустился.

Дети окружают цветок руками и он «раскрывается». В нем сидит сказочная девочка Дюймовочка.

Основная часть

Дюймовочка: Здравствуйте ребята, я не просто здесь появилась. Я прилетела пригласить вас в увлекательное путешествие - в чудесный мир. А куда именно, вы узнаете, отгадав мои загадки.

Из песка, сухих травинок,
Хвои, глины и соринок -
Дом уютный для семьи
Дружно строят ….(Муравьи)

Ее кокон, как яичко,
И летает, хоть не птичка,
Пьет нектар она с цветка,
Опасается сачка. (Бабочка)

Мастерица золотая
С песней по садам летает.
На подсолнухе звенит,
В домике пыльцу хранит (Пчела).

Дюймовочка: Молодцы, ребята. Все загадки отгадали. А как назвать их всех одним словом? (Насекомые). Вы догадались, к кому в гости я хочу вас пригласить? Правильно, к маленьким жителям нашего мира - насекомым. Пойдемте со мной к волшебному тоннелю.

Пройдя этот волшебный тоннель, вы попадете в наш маленький мир. Первым кого вы встретите, будет силач.

Звучит музыка «Остров счастья» (Ж. Колмагорова). Дети пролезают в волшебный тоннель.

Психолог: Ой, ребята, Дюймовочка сказала, что нас здесь встретит силач.

Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный? (На интерактивной доске появляются изображения: муравей, муравейник, муравьи, тащащие хвоинку.) Самый сильный на земле - муравей. Он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее собственного веса. А еще муравьи - великолепные строители. Какие прекрасные дома они стоят. Как они называются? Муравейник.

- Ребята, вы хотите быть такими же сильными, как муравьи?

- Да!

- Тогда давайте потренируемся.

Артикуляционная гимнастика с логопедом

Присаживайтесь за столы. Ребята, предлагаю вам поиграть в игру Логико-малыш и угадать насекомых. У каждого ребенка индивидуальный планшет с заданием.

На доску вывешивается картинка муравья.

Дюймовочка: А в муравейнике муравьи живут одной большой дружной семьей. В муравейнике столько муравьев, сколько в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют санитарами леса. Вместе мы можем решить любую сложную задачу. Ребята, а вы такие же дружные, как и муравьи? Помогите нам перенести в муравейник ягодки. Разделимся по парам. Вы должны будете переносить мячик, вместе, без помощи рук. Сначала вы будете нести, удерживая его лбами, затем спинами, затем животами. Я хочу посмотреть, как вы вместе сможете справиться с моей задачей.

Упражнение «Дружные ребята» (под песню гр. Барбарики «Дружба»).

Дюймовочка: Молодцы, ребята, справились с моим заданием. А вам пора отправляться дальше. В гости к какому насекомому вы попадете, предлагаю вам угадать.

Упражнение «Гусеница». Встаньте друг за другом. Руки положите на плечи впередистоящего и присядьте. Начинайте двигаться под музыку. Остановились. На какое насекомое вы были похожи? (На гусеницу).

Выставляется персонаж - гусеница.

Педагог показывает изображения гусеницы, кокона, бабочки (соответственно рассказу).

Психолог: Ребята, послушайте и посмотрите, какие интересные превращения у этих насекомых. Бабочка откладывает яйца, из которых потом появляются гусеницы. Они малопривлекательны, активно поедают листья растений и быстро растут. Этим самым они наносят вред растениям. Гусеницы бывают разного цвета, окраски, одни гладкие, другие с волосками. Затем гусеница превращается в куколку. А потом куколка лопается и из нее выходит бабочка. Она сначала сидит и сушит свои крылышки, а потом уже начинает летать. Вот такое превращение бабочки.

Психолог: А теперь предлагаю вам самим превратиться в гусеницу-куколку. А помогут вам в этом ваши друзья.

Упражнение «Качели-куколки». Мы будем выполнять упражнение в парах. По очереди вы будете качаться в куколке, пользуясь поддержкой своего друга. Сначала ваш партнер превращается в куколку, закрывает глаза (ребенок садится в позу эмбриона, психолог показывает с помощью ребенка, а вы садитесь сзади него, поддерживаете за плечи и очень аккуратно его покачиваете. Выберите себе пару. Начинаем упражнение. Очень бережно покачивайте своего друга. Ваш друг полностью в ваших руках, вы сейчас отвечаете за его безопасность, за его комфорт, за его удовольствие. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов»).

Поделитесь впечатлениями, приятно было выполнять это упражнение, а может быть кому-то было страшновато?

Ребята, в дружбе очень важно поддерживать друг друга, ведь друзья на то и нужны, чтобы в любой ситуации, приятной или неприятной поддержать, помочь своему товарищу. Вы немного почувствовали себя куколкой бабочки.

Игра с Логопедом «Угадай, кто летит»

Дети слушают запись звуков насекомых (шмеля, кузнечика, комара, роя пчел, майского жука, стрекозы), угадывают на слух кто летит и сажают это насекомое на поляну.

Игра «Посади насекомое на цветок».

Дети по заданию логопеда сажают насекомых на полянку. Инструкции: посади стрекозу в правый верхний угол, жука- в левый нижний угол, пчелу - посередине в нижний ряд. Справа от пчелы бабочку, слева - комара. Муху посади на мак.

Психолог: Молодцы, у всех получилось.

А теперь предлагаю вам почувствовать себя бабочками.

Релаксация «Порхание бабочки». (Под музыку «Поющий лес»). Мы приляжем на полянку, отдохнем. Закройте глазки и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Они легки и грациозны.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он бабочка, что у него яркие красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья плавно и медленно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на пахучую серединку цветка. Вдохните его аромат. Глубоко вдохните и откройте глаза. (2 мин)

Гусеница: Вам пора отправляться дальше.

Слышится жужжание.

Психолог: Как вы думаете, ребята, к кому мы теперь в гости попали. Пожужжим и полетаем, как пчелки.

На доске появляются изображения: улей, пчелы, мед.

С самых древних времен пчелок уважали и почитали. Как вы думаете, почему? Пчела - великая труженица. Питаются пчелы цветочной пыльцой и нектаром. А нам дают сладкий мед, который хранится в сотах. Живут эти насекомые в улье семьями. Самая главная пчела-матка (царица пчел, и рабочие пчелы, которые добывают мед. А еще у пчелок есть жало, через которое они выпускают яд. Таким образом, они защищаются от врагов. Но еще укусами пчел даже лечат людей. Пчелки все делают вместе: ищут еду и воду, вместе защищают свой дом от врагов, воспитывают подрастающее поколение.

Пчелки предлагают вам поиграть в такую игру:

Игра с логопедом. «Я знаю 5 названий насекомых».

Логопед: Молодцы, вы все ответили правильно!

Психолог: Ребята, подойдите к волшебному тоннелю. Нам пора отправляться в детский сад.

Дети пролезают в тоннель.

Заключительная часть

Психолог: Вот мы и дома.

Ребята, понравилось вам наше путешествие?

Ребята, сегодня вы побывали в маленьком мире - мире насекомых. Как вы думаете, нужны ли нам насекомые? Какие правила нужно соблюдать, чтобы стать настоящим другом природы?

1. Не лови, и не убивай насекомых. Они не только нужны в природе, но и украшают ее.

2. Не разоряй муравейники. Муравьи - санитары леса.

3. Оберегай шмелей, бабочек, стрекоз.

4. Останови человека, который хочет поймать бабочку или раздавить гусеницу.

Ни к чему обижать
Бабочку на ветке.
Веселее в лесу
От ее расцветки.
Не пугайте жуков
С длинными усами.
И поверьте, что жуки
Вас не тронут сами!
Если вам по душе
Красота земная,
Берегите ее устали не зная!
(М.Пляцковский)