«Занимательная математика». Проект по ФЭМП для детей средней группы № 5 (4–5 лет)

Разделы: Математика, Работа с дошкольниками, Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: занимательная математика, средняя группа


Тип проекта: познавательно-игровой.

Продолжительность: долгосрочный (1 год)

Участники: воспитатели, дети, родители воспитанников.

Актуальность темы:

Дети часто испытывают трудности на занятиях по формированию элементарных математических представлений: им достаточно сложно устанавливать пространственные и количественные отношения между предметами; измерять и сравнивать предметы по ширине, длине, высоте, объему; ориентироваться в пространстве и времени.

Но механическое запоминание материала не принесет должного результата. Наиболее эффективно формировать у детей математические представления с помощью занимательного математического материала: головоломок, лабиринтов, дидактических игр. Дети, с интересом и удовольствием играя в математические игры, ненавязчиво и прочно усваивают основные математические понятия и закономерности.

Цель проекта: формирование интереса к математике с помощью занимательного материала

Интегрированные задачи:

  • Создать условия для закрепления элементарных математических представлений в игровой и самостоятельной деятельности детей, способствовать формированию интереса к математике
  • Способствовать развитию познавательной активности, воображения, мышления, коммуникативных навыков, познавательно-исследовательской деятельности детей;
  • Поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельной деятельности;
  • Развивать умении обосновывать свои предположения и гипотезы;
  • Воспитывать любознательность, умение внимательно слушать, дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Предполагаемый результат:

Предметная пространственная среда пополнена новыми интересными занимательными играми и пособиями по ФЭМП - и самодельными, и фабричными.

У детей повышается интерес к математике, они с удовольствием играют в игры математического содержания и - незаметно для себя - прочно усваивают элементарные математические понятия.

Речь детей становится более активной, свободной: ребята отвечают на вопросы, спокойно, без боязни ошибиться, высказывают предположения, участвуют в обсуждениях. Развиваются мышление, память, внимание.

Воспитывается стремление работать согласованно, договариваться, помогать друг другу.

Родители - активные участники образовательного процесса.

Педагоги совершенствуют свои умения в составлении проектов.

Этапы работы

I ЭТАП - подготовительный

Создание условий, необходимых для реализации проекта: обогащение предметно-развивающей среды группы, сбор и анализ литературы по данной теме.

Дидактические и настольно-печатные игры

  • Д/и «Игра с кругами»
  • Д/и «Правильный счет»
  • Д/и «Выложи орнамент»
  • Д/и «Гусеница»
  • Д/и «Весёлый паровозик»
  • Д/и «Найди и назови»
  • Д/и «Счетная мозаика»
  • Д/и «Наш день»
  • Д/и «Волшебные ниточки»
  • Д/и «Найди предмет такой же формы»
  • Д/и «Волшебные узоры»
  • Д/и «Вчера, сегодня, завтра»
  • Д/и «Подбери по форме»
  • Д/и «Цифроград»
  • Д/и «Кто где?»
  • Д/и «Части суток»
  • П/и «Где правая, где левая?»
  • Д/и «Рассели гостей»
  • Д/и «Половинка к половинке»
  • Д/и «Составь узор»
  • Д/и «День и ночь»
  • Д/и «Что шире, что уже?»
  • Д/и «Подбери пару варежке»
  • Д/и «Нолики»
  • Д/и «Расскажи про свой узор»
  • Д/и «Когда это бывает?»
  • Д/и «Укрась салфетку»
  • Д/и «Какое число рядом»
  • Д/и «Встань на место»
  • Д/и «Назови пропущенное слово»

Наглядно-дидактические пособия:

  • Картотека загадок про математические понятия (цифры, геометрические фигуры и др)
  • Подборка математических сказок
  • Пословицы и поговорки с цифрами
  • Картотека считалок
  • Математические раскраски

II ЭТАП - Основной

Деятельность с детьми:

  • ООД
  • Дидактические игры
  • Чтение математических сказок
  • Загадывание загадок
  • Заучивание стихов, пословиц, скороговорок

Взаимодействие с родителями:

  • Помощь в изготовлении и приобретении дидактических игр
  • Консультации:
  • «Математика - это интересно!»
  • «Загадка - уму зарядка»
  • «Весёлая математика для детей»
  • «Весёлая математика дома»

III ЭТАП - Заключительный

Обобщение материалов проекта, анализ деятельности детей

Интеграция образовательных областей и содержание деятельности в соответствии с ФГОС ДО

ОО

Мероприятия

Программные задачи

Познавательное развитие

НОД:
*Занятия по ФЭМП
*Познавательные:
- «Путешествие в страну математики»
- «Геометрические фигуры вокруг нас»

Дидактические игры:
«Игра с кругами»
«Правильный счет»
«Выложи орнамент»
«Гусеница»
«Весёлый паровозик»
«Найди и назови»
«Счетная мозаика»
«Наш день»
«Волшебные ниточки»
«Найди предмет такой же формы»
«Волшебные узоры»
«Вчера, сегодня, завтра» и др.

*развитие любознательности и познавательной мотивации.
*формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, части и целом, пространстве и времени и т.д.).
*Обогащение сенсорного опыта, знакомство с новыми способами обследования предметов.
* Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей.
*Дать представление о «множестве».

Социально-коммуникативное развитие

Ознакомление с художественной литературой
* Чтение математических сказок:
- «Математика в лесу»
- «На кого похожа цифра 2»
- «С кем дружит цифра 3»
- «Четыре желания цифры 4»
- «Пять органов чувств»
- «Страна Геометрия»
- «Рассказ о квадрате и круге»

*помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками
*развивать эмоциональную отзывчивость
*формировать готовность детей к совместной деятельности.
*Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть будет выполнять

Речевое развитие

*Заучивание считалок:
- «Жили-были сто ребят»
- «Вышли мышки как-то раз»
- «Жил в реке»
- «Мы делили апельсин»
- «Все за мною говори»
- «Начинается считалка»
- «Раз, два, шли утята»
- «Надо солнышку вставать»
* Загадывание загадок
*Стихи о цифрах и геометрических фигурах
*Заучивание пословиц и поговорок
Сюжетно-ролевые игры:
- «Супермаркет»
- «Кафе»
- «Дом. Семья»
Игры с занимательным материалом:
- Лабиринты
- Хитрые задачки и др

*Обогащение активного словаря детей математическими понятиями
* Развитие правильной диалогической и монологической речи
*продолжать учить детей определять и называть местоположение предметов (слева, справа, рядом, около, между), время суток
*правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными
* учить аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Художественно-эстетическое развитие

Занятия по продуктивной деятельности:
- Лепка геометрических фигур и цифр
- Конструирование «Цифры» (из ЛЕГО)
- Аппликация «Украсим платок»
- Рисование «Красивая салфетка»

Самостоятельное художественное творчество:
- Выкладывание узоров, фигур животных, различных предметов из геометрических фигур и счётных палочек
- Раскрашивание и штриховка цифр, геометрических фигур
- Лепка цифр, фигур

*Обогащение активного словаря детей математическими понятиями
* Развитие правильной диалогической и монологической речи
*продолжать учить детей определять и называть местоположение предметов (слева, справа, рядом, около, между), время суток
*правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными
* учить аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
*развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности
*совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве
* развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов
*развивать творческую самостоятельности

Физическое развитие

Физкультминутки

Пальчиковые игры

Подвижные игры:
- «Где правая, где левая?»
- «Найди свой домик»
- «Что мы делали - покажем»
- «Куда пойдешь и что найдешь» и др.

*Развивать организованность, самостоятельность, инициативность
*Развивать психофизические качества: быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку
*воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр
*развитие мелкой моторики рук
*развитие двигательной активности

Результаты проекта:

  1. Дети стали проявлять больший интерес к занятиям математикой, с удовольствием решают логические задачки, складывают из геометрических фигур и счётных палочек различные предметы, считают количество деталей и т.д.
  2. В совместной работе дети договаривались и сами планировали свои дела в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности.
  3. Были разучены и освоены новые физкультминутки, подвижные и дидактические игры, пальчиковые гимнастики, пословицы и поговорки, скороговорки.
  4. У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движений.
  5. Активизирован словарный запас детей по теме проекта; дети отвечают на вопросы взрослого, без боязни участвуют в обсуждениях.
  6. Проведены занятия с использованием различных материалов (пластилин, бумага, конструктор ЛЕГО).
  7. Родители активно включились в совместную деятельность с детьми, стали активными участниками жизни детей в детском саду.

Приложение

Методическая литература

1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". - М.: Просвещение 1989.

2. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1991.

3. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках,народном языке: Очерки. - М.: Дет. лит., 1988.

4. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985

5. Шаталова, Е. В. Использование математических загадок в детском саду / Е.В.Шаталова. - Белгород, 1997. - стр. 157.

6. «Игры по математике для дошкольников», Л.Ю.Козина, Творческий Центр СФЕРА. Москва, 2008.

7. «Математика - учимся, играя», М. Ю. Стожарова, Ростов-на-Дону «ФЕНИКС», 2008.