Цель: развитие пространственной ориентировки у детей с нарушениями речи.
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие.
- Формирование пространственных представлений по средствам ориентировки: в собственном теле, в взаимоотношении внешних объектов и тела, в микро и макро пространстве.
- Профилактика дисграфии.
- Формирование умения у детей анализировать пространственные отношения, применять в повседневной жизни.
Задачи ОО в интеграции:
Речевое развитие
- Развитие связной, грамматически правильной выразительной диалогической и монологической речи
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи.
- Корригирование звукопроизношения, ориентировки в пространстве, общей и мелкой моторики.
- Обогащение активного словаря: право - лево, вверху - внизу, над - под,цветочная, фруктовый.
Задачи ОО в интеграции:
Социально-коммуникативное развитие.
- Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
- Развитие эмоциональной отзывчивости.
Задачи ОО в интеграции:
Физическое развитие.
- Развитие координации движений, крупной и мелкой моторики.
Оборудование: лабиринт, теремочки с животными, плоскостные корзинки фрукты на липучках, деревья, стрелки, карта-схема лабиринта, разрезные картинки с изображением Красной шапочки, «логово волка», поляна цветов.
Предшествующая работа: чтение сказки «Красная шапочка», построение и зарисовка лабиринта.
I. Мотивационный этап
- Ребята, сегодня потребуется наша помощь одной девочке. А кому, вы узнаете, собрав её портрет. (У каждого ребёнка на столе находится конверт с разрезными картинками)
Д/упражнение «Составь портрет».
- Ребята, кому требуется наша помощь? (Красной Шапочке)
- Почему вы думаете, что её зовут Красная Шапочка? (спросить 2-3 детей)
- Правильно, наша помощь требуется Красной Шапочке.
Входит Красная Шапочка: диалог-приветствие
- Ребята, сегодня у моей бабушки день рождения. Я очень хочу поздравить любимую бабушку. Одна идти я боюсь, ведь в лесу живёт серый волк.
- Что делать? Ребята, как помочь Красной Шапочке? (позвать взрослых, вместе проводить её до бабушки)
- Ребята, в лесу живёт волк, и я предлагаю нам пойти к бабушке по лабиринту. Что же такое лабиринт? Лабиринт - это сложная запутанная дорога, которая ведёт к выходу. Чтобы не заблудиться в лабиринте, нам помогут найти дорогу стрелки указатели и карта-схема лабиринта. По какому пути мы пойдём? (по лабиринту)
II. Основной этап
- Ребята, я предлагаю нам поторопиться, чтобы бабушка не волновалась за Красную Шапочку. Дети подходят к лабиринту, входят и по схеме определяют направление движения.
- В каком направлении мы сейчас пойдём? (спросить 2-3 детей)
- Мы идём прямо, а потом поворачиваем направо.
- Почему вы решили, что надо повернуть направо?
- Стрелка находится справа от меня.
1. Д/игра «Цветочная поляна»
- Как много цветов на поляне. Как называется поляна, на которой растёт много цветов? (цветочная поляна)
- Правильно. Мы пришли на цветочную поляну.
- Ребята, у бабушки день рождение. А что можно подарить на день рождение? (подарки, цветы)
- Правильно. Бабушке можно подарить букет цветов.
Дети поочерёдно становятся на середину поляны.
- Антон, какой цветок ты хотел бы подарить бабушке? (синий цветок)
- Где растёт синий цветок? (синий цветок растёт слева от меня)
- Почему ты думаешь, что слева? (п.ч. это левая рука)
- Правильно. Молодец. (аналогично справа, посередине, впереди, сзади).
Идём дальше (ребёнок определяет направление)
2. Д/игра «Положи фрукты в корзину» (по словесной инструкции)
- Ребята, куда мы пришли? (мы пришли в сад). Почему вы решили, что мы пришли в сад? (растут яблоки, груши, апельсины). Яблоки, груши, апельсины - это …. (фрукты). Как называется сад, где растут фрукты? (фруктовый).
- Как вы думаете, бабушке можно подарить фрукты? (да, в них много витаминов, полезных для здоровья)
- Ребята, сорвите яблоко и положите внизу корзины. Куда положили яблоко? (спр. 2-3 детей)
- Справа от яблока положите апельсин (2-3 детей)
- Сорвите грушу и положите слева от яблока.
- Сверху положите банан.
- Настя, расскажи Красной Шапочке, как ты расположила фрукты в своей корзине. (рассказ ребёнка для уточнения)
- Молодцы. Идём дальше. Ребёнок определяет дальнейший путь по лабиринту.
3. Д/игра «Терем-теремок»
- Стоит терем-теремок кто в тереме живёт. Ребята, поможем животным расселиться в тереме? (предлагаю расселить животных по образцу)
- Сколько этажей в тереме? (два).
- На котором этаже будут жить ёжик и медведь? (на первом)
- На котором этаже - лиса и заяц? (на втором)
- Где живёт ёжик? (ёжик живёт рядом с медведем)
- Где живёт лиса? (лиса живёт рядом с зайцем)
- Где живёт заяц? (показываю) (заяц живёт над медведем)
(аналогично: ёж живёт под лисой, а лиса над ежом, медведь - под зайцем)
- Молодцы, всех расселили правильно.
- Ребята, вот мы пришли к бабушке. (Бабушка встречает гостей)
Диалог бабушки (воспитатель) и внучки.
- Внучка, наконец-то я тебя дождалась. Да ты не одна пришла, а со своими друзьями. Здравствуйте.
- Бабушка, ребята мне очень помогли.
- Я очень рада, что ко мне на день рождения ты пришла не одна, а со своими друзьями. Проходите.
Диалог бабушки и детей.
Дети поздравляют бабушку с днём рождения и вручают букет цветов и корзинки с фруктами. Дети рассаживаются за столом.
- Внучка, расскажи, как же вы не побоялись волка?
- Бабушка, я буду разливать чай, а ребята тебе всё расскажут.
4. Составление описательного рассказа с опорой на схему
(Ребёнок по схеме показывает и рассказывает, как они шли по лабиринту и какие выполнили задания)
5. Рефлексия
Бабушка угощает всех чаем и благодарит за подарки и оказанную помощь Красной Шапочке.