Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Пространственная ориентировка» (Поможем Красной Шапочке) в старшей логопедической группе с детьми ОНР III уровня

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа, логопедическая группа, дети с нарушением речи


Цель: развитие пространственной ориентировки у детей с нарушениями речи.

Задачи приоритетной образовательной области:

Познавательное развитие.

  • Формирование пространственных представлений по средствам ориентировки: в собственном теле, в взаимоотношении внешних объектов и тела, в микро и макро пространстве.
  • Профилактика дисграфии.
  • Формирование умения у детей анализировать пространственные отношения, применять в повседневной жизни.

Задачи ОО в интеграции:

Речевое развитие

  • Развитие связной, грамматически правильной выразительной диалогической и монологической речи
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи.
  • Корригирование звукопроизношения, ориентировки в пространстве, общей и мелкой моторики.
  • Обогащение активного словаря: право - лево, вверху - внизу, над - под,цветочная, фруктовый.

Задачи ОО в интеграции:

Социально-коммуникативное развитие.

  • Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.
  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
  • Развитие эмоциональной отзывчивости.

Задачи ОО в интеграции:

Физическое развитие.

  • Развитие координации движений, крупной и мелкой моторики.

Оборудование: лабиринт, теремочки с животными, плоскостные корзинки фрукты на липучках, деревья, стрелки, карта-схема лабиринта, разрезные картинки с изображением Красной шапочки, «логово волка», поляна цветов.

Предшествующая работа: чтение сказки «Красная шапочка», построение и зарисовка лабиринта.

I. Мотивационный этап

- Ребята, сегодня потребуется наша помощь одной девочке. А кому, вы узнаете, собрав её портрет. (У каждого ребёнка на столе находится конверт с разрезными картинками)

Д/упражнение «Составь портрет».

- Ребята, кому требуется наша помощь? (Красной Шапочке)

- Почему вы думаете, что её зовут Красная Шапочка? (спросить 2-3 детей)

- Правильно, наша помощь требуется Красной Шапочке.

Входит Красная Шапочка: диалог-приветствие

- Ребята, сегодня у моей бабушки день рождения. Я очень хочу поздравить любимую бабушку. Одна идти я боюсь, ведь в лесу живёт серый волк.

- Что делать? Ребята, как помочь Красной Шапочке? (позвать взрослых, вместе проводить её до бабушки)

- Ребята, в лесу живёт волк, и я предлагаю нам пойти к бабушке по лабиринту. Что же такое лабиринт? Лабиринт - это сложная запутанная дорога, которая ведёт к выходу. Чтобы не заблудиться в лабиринте, нам помогут найти дорогу стрелки указатели и карта-схема лабиринта. По какому пути мы пойдём? (по лабиринту)

II. Основной этап

- Ребята, я предлагаю нам поторопиться, чтобы бабушка не волновалась за Красную Шапочку. Дети подходят к лабиринту, входят и по схеме определяют направление движения.

- В каком направлении мы сейчас пойдём? (спросить 2-3 детей)

- Мы идём прямо, а потом поворачиваем направо.

- Почему вы решили, что надо повернуть направо?

- Стрелка находится справа от меня.

1. Д/игра «Цветочная поляна»

- Как много цветов на поляне. Как называется поляна, на которой растёт много цветов? (цветочная поляна)

- Правильно. Мы пришли на цветочную поляну.

- Ребята, у бабушки день рождение. А что можно подарить на день рождение? (подарки, цветы)

- Правильно. Бабушке можно подарить букет цветов.

Дети поочерёдно становятся на середину поляны.

- Антон, какой цветок ты хотел бы подарить бабушке? (синий цветок)

- Где растёт синий цветок? (синий цветок растёт слева от меня)

- Почему ты думаешь, что слева? (п.ч. это левая рука)

- Правильно. Молодец. (аналогично справа, посередине, впереди, сзади).

Идём дальше (ребёнок определяет направление)

2. Д/игра «Положи фрукты в корзину» (по словесной инструкции)

- Ребята, куда мы пришли? (мы пришли в сад). Почему вы решили, что мы пришли в сад? (растут яблоки, груши, апельсины). Яблоки, груши, апельсины - это …. (фрукты). Как называется сад, где растут фрукты? (фруктовый).

- Как вы думаете, бабушке можно подарить фрукты? (да, в них много витаминов, полезных для здоровья)

- Ребята, сорвите яблоко и положите внизу корзины. Куда положили яблоко? (спр. 2-3 детей)

- Справа от яблока положите апельсин (2-3 детей)

- Сорвите грушу и положите слева от яблока.

- Сверху положите банан.

- Настя, расскажи Красной Шапочке, как ты расположила фрукты в своей корзине. (рассказ ребёнка для уточнения)

- Молодцы. Идём дальше. Ребёнок определяет дальнейший путь по лабиринту.

3. Д/игра «Терем-теремок»

- Стоит терем-теремок кто в тереме живёт. Ребята, поможем животным расселиться в тереме? (предлагаю расселить животных по образцу)

- Сколько этажей в тереме? (два).

- На котором этаже будут жить ёжик и медведь? (на первом)

- На котором этаже - лиса и заяц? (на втором)

- Где живёт ёжик? (ёжик живёт рядом с медведем)

- Где живёт лиса? (лиса живёт рядом с зайцем)

- Где живёт заяц? (показываю) (заяц живёт над медведем)

(аналогично: ёж живёт под лисой, а лиса над ежом, медведь - под зайцем)

- Молодцы, всех расселили правильно.

- Ребята, вот мы пришли к бабушке. (Бабушка встречает гостей)

Диалог бабушки (воспитатель) и внучки.

- Внучка, наконец-то я тебя дождалась. Да ты не одна пришла, а со своими друзьями. Здравствуйте.

- Бабушка, ребята мне очень помогли.

- Я очень рада, что ко мне на день рождения ты пришла не одна, а со своими друзьями. Проходите.

Диалог бабушки и детей.

Дети поздравляют бабушку с днём рождения и вручают букет цветов и корзинки с фруктами. Дети рассаживаются за столом.

- Внучка, расскажи, как же вы не побоялись волка?

- Бабушка, я буду разливать чай, а ребята тебе всё расскажут.

4. Составление описательного рассказа с опорой на схему

(Ребёнок по схеме показывает и рассказывает, как они шли по лабиринту и какие выполнили задания)

5. Рефлексия

Бабушка угощает всех чаем и благодарит за подарки и оказанную помощь Красной Шапочке.