Цель: способствовать развитию у детей потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
Образовательная:
- повысить информационность подростков о вреде алкоголя;
Коррекционно-развивающая:
- корректировать эмоционально-волевую сферу детей;
- корректировать речь, память, внимание.
Воспитательная:
- формировать негативное отношение к употреблению алкогольных напитков;
Словарная работа: «иллюзия», «депрессия», «взбалмошный».
Оформление: мультмедиапроектор, ролик на тему «Переборем алкоголь», рисунки по теме «Алкоголю скажем «нет»».
Ход занятия
I. Организационный момент
Цель: внесение эмоционального заряда
Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом -
Станет радостно кругом!
Определение эмоционального состояния присутствующих.
Ребята, вам предлагаются жетоны разного цвета (красный, желтый, синий, коричневый, черный сиреневый, серый, зеленый). Выберите соответствующий вашему настроению жетон и положите его в коробочку. Подсчёт выбранных жетонов по цвету. Результаты вывешиваются.
Постановка темы и цели занятия
- Ребята, чтобы узнать цель и тему нашего занятия, я прошу вас послушать стихотворение:
Юнец! Молю тебя!
Не пей вина!
Нет в нём ни радости,
Ни счастья!
Один обман! Иллюзия!
Да ладно б только это!
В нём ад сокрыт!
Ужасный ад! При жизни ад!
Ты думаешь есть мужество
В вине?
Общения радость?
Нет! В нём трусость, страх!
И мерзость скотства, самомненья!
Нет ничего страшнее рабства
Пред вином!
Ты в нём увязнешь быстро!
Это точно!
А выход?
Будет долог и тяжёл!
Поверь мне!
Я-то знаю точно!
Словарная работа: «иллюзия» (слайд №1)
Цель: обогащение лексического запаса у учащихся.
- О чем это стихотворение?
- Скажите, что вы почувствовали, какие эмоции оно вызвало в вашей душе? (ответы детей).
- Прошу вас подумать и определить тему нашего занятия (ответы детей).
- Да, ребята, сегодня мы будем говорить об алкоголе. И тема нашего занятия: «Рюмка - не для подростка» (слайд №2)
II. Основная часть
1. Вступительное слово
- Не так мало людей, которые сталкиваются с проблемой злоупотребления алкоголем, они разного возраста и профессий (слайд №3) Но проблема у них одна.
- Какая проблема у этих людей?
- В вашем окружении есть люди, которые пьют?
- Вам это приятно? (нет, порой даже стыдно)
- А как вы думаете, с чего начинается пьянство? (Послушайте басню С.Михалкова.)
2. Чтение и обсуждение басни С.Михалкова «Непьющий воробей»
Цель: формирование осознания проблемы.
Во время птичьего банкета
Заметил Дятел - тамада,
Когда бокалы гости поднимали,
Что у Воробушка в бокале -
Вода! Фруктовая вода!
Подняли гости шум, все возмущаться стали,
«Штрафной» налили Воробью.
А он твердил свое: «Не пью! Не пью!»
«Не поддержать друзей? Уж я на что больная, -
Вопит Сова, - а все же пью до дна я!»
«Где ж это видано, не выпить за леса
И за родные небеса?!»
Со всех сторон стола несутся голоса.
Что делать? Воробей приклювил полбокала.
«Нет! Нет! - ему кричат. - Не выйдет! Мало! Мало!
Раз взялся пить, так пей уже до дна!
А ну налить ему еще бокал вина!»
Наш скромный трезвенник недолго продержался -
Все разошлись, он под столом остался…
С тех пор прошло немало лет,
Но Воробью теперь нигде проходу нет!
Педагог: Вы прослушали басню Сергея Михалкова, а теперь мы ее обсудим:
- Куда пришел Воробей?
- Пил ли Воробей во время птичьего банкета?
- Почему Воробью пришлось «приклювить полбокала»?
- Что он услышал потом? («Раз взялся пить, так пей уже до дна!»)
- Чем закончился банкет для Воробья?
- А вам приходилось быть в такой ситуации, когда вам предлагали пить?
- Смогли бы вы отказаться? Как это сделать?
3. Упражнение «Умей сказать «НЕТ»
Цель: вырабатывать умение повышать самооценку и уверенность в себе.
Педагог: Большинство людей начали употреблять алкогольные напитки под влиянием других. Хотя и не хотели пробовать, но все же поддавались на уговоры и принимали алкоголь. Почему они так себя вели? Да потому, что боялись, что их будут считать дураками. На этой слабости и играют те, кто предлагает зелье. Значит, нужно показать им, что ты не боишься, что ты умнее и сильнее их. Нужно просто сказать: - «Да, я боюсь за свое здоровье»; - «Да, я, маленький»;
- «Да, я дурак». Или повторять одну и ту же фразу: «Спасибо, нет».
И это выбьет из рук манипуляторов их оружие. Они поймут, что вас не запугать, и вы действительно, самостоятельный, сильный человек.
Сейчас мы потренируемся в умении сказать «нет». Один ученик (имя) будет играть роль провокатора и предлагать вам выпить. Кто хочет испытать себя и отказать провокатору?
(Дети выходят к доске).
Помните, что нужно говорить? Покажите, что вы не боитесь?
(Провокатор с банкой пива подходит к ребятам, предлагают выпить, ребята отвечают отказом).
Фразы для провокации.
- Не что, слабо? Боишься выпить?- Пей! Или ты у нас маменькин сынок?
- Выпей, ты уже не маленький!- Не будешь пить? Значит, ты просто тормоз!
(можно попробовать упражнение с несколькими учащимися и выявить: кто может противостоять ровокатору)
Педагог: Но самый лучший способ избежать таких провокаций.
- На примере басни давайте выделим причины, которые ведут к употреблению алкоголя, когда человек первый раз тянется к рюмке.
Цель: выявить причины, побуждающие подростка попробовать алкогольные напитки.
- в компании друзей под давлением.
- чтобы не отличаться и не показаться слабым.
- из интереса, со своим другом.
- на празднике, где много людей, и много пьют.
- для храбрости.
- заглушить страх, боль, депрессию.
Словарная работа: «депрессия» (слайд №4).
4. Физ. минутка. Упражнение - энергизатор «Поздороваемся»
Цель: вырабатывать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью.
- Что обозначает слово «здравствуйте»? («желаю здравия» - быть здоровым) Мы сейчас поздороваемся друг с другом, пожелаем друг другу здоровья. Сначала поздороваемся с вами так, как здороваются люди разных народов. Для этого станьте в круг рядом со мной.
- по-американски. Хлопаем по плечу соседа и говорим «Хеллоу».
- по-гавайски. Хлопаем над головой в ладоши и сталкиваемся бедрами с соседом «Алоха».
- по-японски. Руки складываем ладонями перед собой «Яххо!».
- по-эскимосски. Тремся носиками.
- как северный олень. Стучим ножками, соединяя колено с коленом соседа.
- С кем можно сравнить человека, который пьёт?
Один арабский мыслитель в 13 веке Абу-ль-Фарада написал, что человек, употребивший спиртное, в зависимости от степени опьянения выглядит как животное. Сначала - как павлин (слайд №5), потом - как обезьяна (слайд №6), затем - как лев (слайд №7), и наконец - как свинья (слайд №8).
- Объясните, почему человека сравнили с этими животными.
5. Дидактическая игра
Цель: вырабатывать у учащихся негативное отношение к алкоголизму.
Соотнесите животное и качество его характеризующее.
- павлин - красивый, великолепный
- обезьяна - веселая, взбалмошная
Словарная работа:
- «взбалмошный - неуравновешенный, с причудами».
- лев - храбрый, сильный
- свинья - грязная, некультурная
Педагог: - Ребята, давайте составим портрет пьющего человек (ребята описывают пьющего человека)
-
бледная кожа,
- неприятный запах изо рта, от одежды,
- нездоровые волосы,
- раздражительность,
- невнимательность,
- рассеянность,
- головокружение,
- отсутствие аппетита,
- агрессивность,
- бессонница (слайд №9)
Педагог: - Вы хотите так выглядеть?
6. Работа над пословицей (слайд №10)
- Объясните смысл данной пословицы.
Учащиеся читают стих
Цель: корректировать речь, память.
1.
Ну что ж, мой друг,
Решенье за тобой,
Ты вправе сам командовать судьбой,
Ты согласиться можешь, но отказ,
Окажется получше в сотню раз,
2.
Ты вправе жизнь свою спасти,
Подумай, может, ты на правильном пути,
Но если всё - таки успел свернуть,
То потрудись себе здоровье ты вернуть.
Педагог: Сейчас я предлагаю вам посмотреть ролик на тему «Переборем алкоголь».
7. (Просмотр видеоролика 7 мин. Слайд №11)
Цель: формировать знания о влиянии алкоголя на организм, в частности, на организм подростка.
- Ребята, вы просмотрели видеоролик, какие последствия для здоровья человека имеет алкоголь.
Вывод: алкоголь губит наш организм.
- Вам нужно рисковать своим здоровьем? Вы хотите быть здоровыми?
- Изменилось ли ваше отношение к алкоголю?
III. Заключение
Педагог: В заключение я хочу вам рассказать одну восточную притчу. Подумайте и скажите: в чём смысл этой притчи? (слайд №12)
Цель: Развивать умение прогнозировать результаты своего выбора.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.
Педагог: Ребята, скажите, как вы понимаете ответ Мастера: «Всё в твоих руках».
- Я думаю, что наш разговор не прошёл даром. Вы правильно сделаете свой выбор.
IV. Рефлексия
Цель: обеспечение усвоения учащимися саморегуляции и сотрудничества.
- Ребята, вначале урока вы определили свое эмоциональное состояние. Сейчас я предлагаю вам выполнить это задание ещё раз. (Прослеживается динамика изменения настроения из-за полученных эмоций).
(слайд №13)
Спасибо за внимание. Берегите себя
Литература
- russilav.run stat/ statihi.htmi:
- https://pritchi.ru/id_254
- Хухлаева О. Хочу быть успешным: методическое пособие «Воспитание школьников» №6 2008г. М. - Просвещение.