Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальнейших. Во-первых, формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления. Во-вторых, для овладения детьми чтением и письмом необходим достаточный уровень овладения лексической системой языка. В-третьих, словарный запас оказывает существенное влияние на развитие ребёнка в целом.
Огромную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что ребенку необходимо читать даже если он уже научился делать это самостоятельно.
Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него. «Средства обучения языку в дошкольном возрасте специфичны: это, прежде всего, языковые игры и художественная литература как неисчерпаемая сокровищница языка» (К.Д.Ушинский).
Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.
Например, потешки и колыбельные песни - бесценный материал, который позволяет ребёнку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат много сведений о предметах окружающего мира, обучают детей образовывать однокоренные слова («котя», «котенька», «коток»). Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения.
Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса».
Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.
Особое значение для развития речи дошкольника так же имеет загадка.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление различных средств выразительности для создания метафор способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Например, помимо основного значения глагола идти («передвигаться»), ребёнок осознаёт и другие: действует механизм («идут часы»), льёт дождь («идёт дождь»).В загадке слова сопоставляются, объединяются друг с другом: «Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а всё на одном месте». (Часы). «Посмотри в окошко: идёт длинный Антошка». (Дождь).
Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова: «Мы когда идём, стоим, а стоять умеем лёжа, даже если убежим, мы не двигаемся тоже». (Часы).
Итак, художественная литература и фольклор имеет огромное значение в воспитании детей и является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей.
Для меня, учителя-логопеда, сотрудничество с родителями является одним из положительных факторов, влияющих на эффективность логопедических занятий. Результаты логопедической работы во многом зависят от того, насколько в них заинтересованы родители. Одна из форм работы с детьми и родителями - это проведение конкурса чтецов. Она позволяет привлечь внимание родителей к речи своих детей. Ведь не секрет, что у многих детей с нарушениями речи вызывает большие трудности выучить стихотворение. Нужно не просто выучить стихотворение, а представить его так, что бы слушателям было интересно. Стихи позволяют прекрасно автоматизировать поставленные звуки. А подготовительная работа по заучиванию стихов, предполагает разбор каждого непонятного слова, следовательно, распространяет и развивает словарь ребенка!
Поэзия является источником и средством обогащения образной речи.
Несколько последних лет в своем ДУ провожу конкурсы чтецов два раза в год. Один посвящен празднику Великой Победы и второй, посвященный памятным датам писателей и потов.
И, не для кого не секрет, что перед педагогами стоит увлекательная задача - развить любовь и уважения к книге, к художественному слову.