Методическая разработка урока окружающего мира "Россия на карте". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: окружающий мир, УМК «Школа России», Россия, физическая карта


УМК «Школа России»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: создать условия для формирования умений, связанных с чтением физической карты.

Задачи:

  • Формировать у учащихся начальные представления о карте;
  • Организовать деятельность учащихся по формированию умений читать карту, используя условные обозначения;
  • Формировать у учащихся умение показывать объекты на настенной карте;
  • Развивать умение ориентироваться на карте России.

Планируемые результаты

Предметные:

Иметь представление о том, что такое карта;

Читать карту, используя условные знаки;

Определять формы земной поверхности, используя цветовое обозначение;

Правильно показывать объекты на настенной карте.

Метапредметные:

Понимать учебную задачу и осуществлять её решение под руководством учителя

Выполнять практическую работу в паре (чтение карты);

Пользоваться инструкцией при показе географических объектов на карте;

Устанавливать соответствие между фотографией объекта и его местом на карте;

Делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

Личностные:

Иметь представление о многообразии и богатстве природы родной страны;

Проявлять навыки адаптации (ориентирование с помощью карты);

Проявлять навыки сотрудничества со сверстниками в практической деятельности.

Ресурсы урока: Учебник «Окружающий мир» 2 класс, часть 2; рабочая тетрадь; рабочая программа; физическая карта России, глобус.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Мотивация познавательной деятельности

Предлагает послушать стихотворение, которое прочитает ученик, и определить, о чём оно?

Учащийся читает стихотворение.

З.Александрова

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Организует фронтальную работу - предлагает вспомнить информацию о нашей стране и рассказать, где были сами дети.

Определяют, что наша родина - Россия, вспоминают известные факты о нашей стране, рассказывают, где побывали. Делают вывод, что страна очень большая.

С помощью вопросов учителя выясняют, что места, где они были можно показать на карте.

Предлагает найти в учебнике стр. 90, прочитать тему урока, информацию от муравья Вопросика и поставить учебную задачу.

Находят страницу учебника, читают тему урока «Россия на карте» и задачи урока. С помощью наводящих вопросов учителя определяют учебную задачу - научиться читать карту и показывать на ней объекты.

Актуализация необходимых знаний

Организует фронтальную работу - предлагает рассмотреть карту на стр. 90-91, подумать, что такое карта и сравнить её с глобусом. Рассматривают карту и глобус и приходят к выводу, что на глобусе более точное изображение, а на карте можно увидеть больше объектов - это удобнее. Пытаются определить, что такое карта, сравнивают свои варианты с определением учебника.

Предлагает прочитать карту.

Читают карту, делают вывод, что информации не хватает. Ставят перед собой задачи на урок.

Организация познавательной деятельности

Организует работу в парах - практическая работа «Учимся читать карту» в рабочей тетради на стр. 59. Находят страницу в рабочей тетради, читают задание, договариваются в паре о своих действиях. Выполняют работу, используя учебник (стр. 94-95).
Организует обсуждение практической работы.

Сообщают о результатах практической работы. Высказывают оценочные суждения.

Работая в паре, выполняют задание. На карте выставляют фишки с номерами, соответствующими фотографиям.

Предлагает, используя полученные знания, найти на карте учебника места с фотографий на стр. 92-93.

Пытаются показать, выявляют недочёты. Читают в учебнике правила показа.

Показывают объекты, пользуясь информацией учебника. Оценивают результат, обсуждают.

Предлагает проверить работу и показать объекты на настенной карте.

Предлагает показать на карте места, о которых ребята говорили в начале урока.

Самостоятельно находят на карте учебника, используя изученные условные обозначения, затем показывают на настенной карте, соблюдая правила показа объектов.

Рефлексия деятельности

Предлагает маленький тест, который поможет определить, насколько ребята научились читать карту.

1. Карта - это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. (да)
2. На карте показывай только название объекта (нет)
3. Голубым цветом на карте обозначена вода (да)
4. Север на карте внизу (нет)
5. Коричневым цветом на карте обозначены горы (да)

Получают лист, на котором 5 кружков, если согласен с высказыванием, раскрасить кружок зелёным цветом, если не согласен - красным.

В конце работы вывешивается эталон.

Предлагает домашнее задание: текст учебника; рабочая тетрадь № 4 стр. 61 (в номере четыре варианта).

Соотносят с эталоном. Делают вывод. Определяют степень своей успешности. Обдумывают пути исправления.

Задание в тетради выбирают на основе результатов урока.