Почему так названы улицы Приморского района Санкт-Петербурга

Разделы: Внеклассная работа, Краеведение

Класс: 4

Ключевые слова: Санкт-Петербург


Санкт-Петербург - гранитный город,
Взнесенный славой над Невой,
Где небосвод давно распорот
Адмиралтейскою иглой!

Как явь, вплелись в твои туманы
Виденья двухсотлетних снов,
Ты самый призрачный и странный
Из всех российских городов!

Недаром Пушкин и Растрелли
Сверкнувши молнией в веках,
Так титанически воспели
Тебя в граните и в стихах!

И майской ночью в белом дыме,
И в завыванье зимних пург
Ты всех прекрасней, несравнимый,
Блистательный Санкт-Петербург!
(Н.Агнивцев)

Санкт-Петербург - один из самых красивых городов мира. Каждый человек должен знать историю своего родного города. Однако начать стоит с изучения истории района. Одним из самых густонаселённых районов Санкт-Петербурга является Приморский район. Он достаточно молодой, в 2016 году Приморскому району исполнилось всего 80 лет.

Рассматривая карту района, можно обнаружить, что названия многих улиц связаны с авиацией: пр. Авиаконструкторов, пр. Испытателей Аэродромная ул., Парашютная ул., Планерная ул. и другие.

Изучив историю Приморского района, понимаем, что она связана с Комендантским аэродромом.

С 1907 года за Черной речкой находилась Комендантская дача, большой участок земли, который был в ведении коменданта Петропавловской крепости. Там проводились показательные полеты авиаторов для развития воздухоплавания в России. Это место получило название - Императорский Всероссийский аэроклуб, а позже Комендантский аэродром.

С Комендантского аэродрома отправились участники первого в России группового перелёта Петербург - Москва.

В годы Великой Отечественной войны на Комендантском аэродроме приземлялись самолеты, доставлявшие в город продовольствие и увозившие ленинградцев.

За 56 лет с Комендантского аэродрома отправлялись и приземлялись дирижабли, дельтапланы, аэропланы, самолеты, истребители и даже проходили испытания первых ракет.

В 1963 году полёты с Комендантского аэродрома полностью прекращены.

Глядя на карту Приморского района, видим, что многие улицы названы фамилиями людей. Изучив их биографию, понимаем, что они связали свою жизнь с авиацией.

Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Ильюшин Сергей Владимирович (1894-1977) - ул. Ильюшина

Советский авиаконструктор, разработчик самого массового боевого самолёта в истории - штурмовика Ил-2. Трижды Герой Социалистического Труда, генерал-полковник инженерно-технической службы, академик Академии Наук СССР.

Королёв Сергей Павлович (1907-1966) - пр. Королёва

Выдающийся конструктор и учёный. Дважды Герой Социалистического Труда. Работал в области ракетной и ракетно-космической техники. Является создателем отечественного ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности и основоположником практической космонавтики.

Котельников Глеб Евгеньевич (1872-1944) - аллея Котельникова

Изобретатель первого в мире авиационного ранцевого парашюта. Парашют имел круглую форму и складывался в металлический ранец. Позже создал грузовую модель парашюта. На этом парашюте можно было опускать тяжелые грузы до 300 кг. Это изобретение спасло жизнь многим авиаторам.

Мациевич Лев Макарович (1877-1910) - пл. Льва Мациевича

Офицер, инженер-изобретатель. Участвовал в создании боевых кораблей, конструировал подводные лодки и противоминные заграждения. Первым в мире предложил проект авианосца. Работал над созданием гидроплана - самолета, который мог садиться на воду. Трагически погиб в возрасте 33 лет. Спустя 100 лет после гибели его имя было занесено в «Золотую книгу Петербурга» - список жителей нашего города, внёсших огромный вклад в развитие и процветание Родины.

Новиков Александр Александрович (1900-1976) - ул. Маршала Новикова

Главный маршал авиации. Дважды Герой Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны командовал Военно-воздушными силами Советской Армии. Организовал несколько блестящих воздушных операций. В течение шести дней нанес бомбоштурмовые удары почти по двадцати аэродромам противника. Был инициатором создания ледовых аэродромов.

Поликарпов Николай Николаевич (1892-1944) - аллея Поликарпова

Российский и советский авиаконструктор разработчик первых советских истребителей, самолётов-разведчиков и учебного самолёта У-2 (По-2). Герой Социалистического Труда. В 1943 году его самолёт назван «лучшим современным истребителем». В авиационных кругах Поликарпова называли «королём истребителей»: на протяжении почти 10 лет советскую авиацию вооружали его самолетами.

Савушкин Александр Петрович (1918-1943) - ул. Савушкина

Советский лётчик-истребитель. Герой Советского Союза. За время Великой Отечественной войны совершил 373 боевых вылета, участвуя в 79 воздушных боях, сбил 18 самолётов противника. Савушкин был трижды ранен, но возвращался в свою часть. Трагически погиб в 1943 году в возрасте 25 лет.

Туполев Андрей Николаевич (1888-1972) - Туполевская ул.

Советский авиаконструктор, академик. Трижды Герой Советского Союза. В Великой Отечественной войне участвовали сконструированные им самолёты и торпедные катера. Под его руководством спроектировано свыше 100 типов самолётов. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено более 30 выдающихся перелётов.

Уточкин Сергей Исаевич (1876-1916) - ул. Уточкина

Авиатор, лётчик-испытатель. Он поднимался в воздух на воздушном шаре и аэроплане. Совершил более 150 полетов. Во время выступлений в честь открытия Комендантского аэродрома, получил первый приз. Владел пятнадцатью видами спорта: боксер, пловец, фехтовальщик, футболист, автогонщик, водолаз, яхтсмен и др. Его друг К. Чуковский называл Уточкина "академик спорта".

Шавров Вадим Борисович (1898-1976) - ул. Шаврова

Авиаконструктор, известный созданием нескольких типов «летающих лодок». Историк авиации, издавший двухтомную монографию «История конструкций самолётов в СССР».

История Приморского района очень многогранна. Если углубиться в её изучение, можно обнаружить много интересных фактов, связанных с замечательными талантливыми людьми.