Методические рекомендации по АФОД для педагогов

Разделы: Профессия — педагог

Класс: д/с


В задачи группы входило создание банка данных по духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста.

Информация составления базы данных включает; буклеты, памятки и консультации по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей в разных возрастных группах; работа с родителями является ключевым элементом в реализации программы «Социокультурные истоки» и поэтому тесное сотрудничество с семьей предполагает использование разнообразных форм. Это не только активные занятия с воспитанниками и их родителями, использование информационных стендов, но и составление и оформление тематических буклетов, памяток и консультаций.

Тематические буклеты и памятки - это инновационная форма взаимодействия педагогов и родителей.

С целью повышения педагогической культуры родителей, мы разработали и активно используем в своей работе разнообразные информационные буклеты - это доступный и легкий способ информирования по той или иной теме, то есть, буклеты - это способ быстро донести важную информацию.

Создавая информационные буклеты, мы руководствуемся следующими требованиями:

  • актуальность информации;
  • оригинальность подачи темы (нестандартность, неповторимость);
  • единство стиля (цветовая гамма, шрифт, изображения);
  • ссылка на издание, включая авторство и год публикации;
  • правила и советы оформляем в виде тезисов.

Материалы, созданных нами буклетов и памяток содержательны, по конкретной теме, красиво оформлены, сопровождаются иллюстрациями и фотографиями.

Преимуществом информационных буклетов и памяток является их адресность, то есть каждый родитель получает информацию лично. Ознакомиться с содержанием буклета или памятки он может в удобное для него время, в спокойной домашней обстановке, обсудить его с другими членами семьи.

В рамках реализации программы «Социокультурные истоки» мы используем тематические буклеты и памятки, согласно проведённой теме АФОД, либо предстоящей теме. Знакомя дошкольников с компонентами русской народной культуры, мы предлагаем родителям памятку «Приобщение детей к истокам русской народной культуры в условиях детского сада». В ней содержится материал о значимости народного искусства, фольклора, русских народных играх и народных праздниках. Ведь народная культура, во всех её проявлениях, обладая огромным эстетическим, духовно-нравственным и педагогическим потенциалом, способна формировать гармонично развитую личность с устойчивыми приоритетами, ценностными ориентациями, жизненными принципами. Например, с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи всестороннего развития детей. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для речевого развития детей.

Буклет для родителей «Душеполезное семейное чтение», составленный на основе программы «Социокультурные истоки» раскрывает процесс организации домашнего чтения родителями. В буклете также представлен список рекомендуемой литературы для дошкольников определённого возраста. После чтения литературных текстов взрослому рекомендуется поразмышлять вместе с ребёнком, выбрать и определить те жизненные уроки, которые они получили после прочтения (уроки послушания, любви, терпения, верности, трудолюбия, веры и т.д.) Таким образом формируется духовно-нравственный стержень маленького ребёнка.

Осваивая социокультурную категорию «Традиции праздника» дошкольники 6-7 лет знакомятся с семейными традициями. Занятие по данной теме проводится совместно с родителями, по окончании которого родителям предлагается буклет «Семейные традиции». Материал, собранный в буклете, отвечает на вопросы: «Что такое семья и семейные традиции», «Для чего нужны семейные традиции и обычаи». Для родителей приведены примеры семейных традиций.

Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Задача родителей воспитанников - создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви, доброты, милосердия и взаимопомощи. Тема добра прослеживается на протяжении всего курса изучения программы «Социокультурные истоки», начиная с младшего возраста. Это: «Доброе слово» и «Добрый мир», «Добрая книга» и «Дороги добра», «Добрая забота» и «Доброе согласие», «Добрые друзья» и «Добрые дела». В памятке «Истоки доброты» мы собрали десять главных заповедей для родителей, которые сформулировал замечательный польский педагог Януш Корчак. В ней акцентируется внимание родителей на то, что воспитать доброту можно только добром.

В сказке всегда торжествует добро и справедливость. Благодаря сказкам ребенок получает представление о духовных ценностях русского народа. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. Проживая сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуаций. Знакомя дошкольников 4-5 лет с социокультурной категорией «Труд души», мы воспитывает интерес и любовь к сказке. А родителям предлагаем в помощь памятку «Сказочное слово».

Нежность, ласку, сердечность, успокоение несут в себе колыбельные песни. Это удивительный дар прошлого. Все самые добрые и нежные чувства передавались через колыбель ребенку. Современные мамы редко поют колыбельные своим детям, ссылаясь на отсутствие музыкальных способностей, не знания слов и дефицита времени. Знакомясь с социокультурной категорией «Песня» в рамках программы «Социокультурные истоки», дошкольники 3-4 лет вместе с родителями разучивают и поют колыбельные песни. Перед проведением АФОД мы предоставляем родителям консультацию «Значение колыбельной песни в жизни ребёнка», в которой рассказывается о значимости колыбельной песни и предлагаем вспомнить колыбельные песни, готовясь к активному занятию.

Роль семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности огромна и только совместная работа с родителями даёт ощутимые результаты.

О содержании программы «Социокультурные истоки» мы излагаем в консультации «Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников» и призываем законных представителей воспитанников принять активное участие в духовно-нравственном развитии детей.

Буклеты и памятки - очень удобная форма взаимодействия. Эту форму легко и просто может использовать любой специалист не только для взаимодействия с родителями, но и с коллегами. Для того, чтобы молодому специалисту легче было сориентироваться по той или иной теме, мы предлагаем ему буклеты, памятки, консультации.

Также нами был собран материал для информационных экранов-стендов по социокультурным истокам включающий рекомендации, задания для семейного чтения-это фольклорный материал к итоговым занятиям: потешки, стихи, пословицы, игры

Членами нашей временно-проблемной группы по инновационной деятельности дошкольников также были разработаны методические рекомендации в виде буклетов и консультаций по АФОД для педагогов. В консультации для педагогов на тему «Особенности истоковской методики. Активные формы ОД с дошкольниками» подробно описаны виды активных форм, представлены этапы работы в ресурсном круге, паре, микрогруппах.

Данные рекомендации будут разосланы педагогам для дальнейшей плодотворной работы по программе Истоки.

Спасибо за внимание!