Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык, Слова с безударным гласным звуком в корне


Класс: 2.

Деятельностная цель: формирование умений находить в словах буквы, написание которых надо проверять, объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

Содержательная цель: формирование знаний о способах проверки безударных гласных звуков в корне слова.

Задачи:

  • учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока;
  • осуществлять её решение под руководством учителя;
  • развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Тип урока: открытие нового знания (по Л.Г.Петерсон)

Этап урока

Деятельность на уроке

УУД

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Прием «Фантастическая добавка»
Гласные звуки полны коварства! (для сведения: качество, которое несет иногда зло, хитрый умысел, опасность, хитрый поступок)
- Вы согласны с таким высказыванием? Объясните свой ответ
- Сегодня на уроке мы будем разгадывать хитрый умысел гласных. Будем учиться быть грамотными, а грамотность - показатель культуры человека.

Смыслообразование: формирование мотивационной сферы личности
Положительное отношение к учению

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (5-6 мин)

Прием «Идеальный опрос»
- Кто сегодня чувствует себя готовым на 5? на 4? на 37 кто не готов разгадывать хитрый умысел гласных? Проверим.
- Какие гласные в слове надо проверять? (безударные)
- Почему их надо проверять? (слабая позиция, опасное место, можно ошибиться, слышим и пишем по-разному и т.д)

Ориентация в системе знаний
Умение определять границу своего знания-незнания
Учебный диалог
доказательство

Постановка учебной задачи (2-3 мин)

- Сформулируйте тему урока (запись в тетрадь)
Учитель формулирует цель урока
- Какую цель поставите перед собой? (ответы детей)

целеполагание;
планирование

Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин)

- Какими способами можно подобрать проверочное слово?
- Что такое однокоренные слова? (помним, что корень - главная часть слова, которая несет самый главный смысл. Корень берет на свои плечи смысл не одного слова, а многих. И эти слова с одним корнем и одинаковым значением называются однокоренными, родственными)
- учебник упр. 152. В этом упражнении слова каждой строки однокоренные (родственные). Докажите.
- Какая буква пропущена в каждом из однокоренных слов? Почему?
Сделайте вывод: одинаково или по-разному пишется корень в однокоренных словах.
Вывод: Корень в однокоренных словах пишется одинаково

Учебный диалог
доказательство
Анализ, сравнение
Наблюдение
Обобщение
Формулирование вывода

Физминутка

Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин)

Игра «Грамотей»
Я говорю: Грамотей Хохлова Олеся, называю слово ВОДА. А Олеся слово это ловит, объясняет написание и проговаривает по слогам. (Устный предупредительно-объяснительный
диктант): вода, врачи, денёк, звонить, листок, медовый
- Какой способ для проверки использовали: изменяли форму слова или подбирали однокоренное слово?

Приём «Лови ошибку»
маряк, греда, свесток, носы, строна, зема.
- Как вы нашли ошибки?
Алгоритм:
Что вижу?
Что слышу?
О чем должен подумать?

Анализ
поиск способа решения
Доказательство
умение с достаточной полнотой и точностью выражать и обосновывать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Чтение стихотворения И.Токмаковой (учебник, упр. 153, с. 99),
- Какое настроение у стихотворения?
- Прочитайте задание. Что нужно сделать?
- Как вы будете выбирать букву из скобок, чтобы правильно написать каждое слово? (путём изменения формы слова (трава-травы) или путём подбора однокоренного слова (трава-травка).
ЕСЛИ БУКВА ГЛАСНАЯ ВЫЗВАЛА СОМНЕНИЕ,
ТЫ ЕЁ НЕМЕДЛЕННО ПОСТАВЬ ПОД УДАРЕНИЕ!
- Запишите стихотворение, выбирая нужную букву
(проверка по слайду)
- Проверьте свою работу, исправьте ошибки. Напишите, сколько у вас ошибок (без ошибок)

Учебный диалог
Доказательство
Планирование, работа по правилу (алгоритму)
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; самооценка; коррекция

Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин)

Рабочая тетрадь упр. 91 с.42 (в парах)
Анализ образца: Докажите, что слова ветвь-ветвистый - однокоренные слова? Крик - крикливый?
Какое из них является проверяемым, а какое - проверочным и почему? На какой вопрос отвечает каждое из них? Какое слово будет проверочным для слова глазной? А что означает слово глазной?
О чём или о ком можно сказать, используя это слово?
- Запишите по образцу. На какой вопрос отвечает проверочное слово? На какой - проверяемое?

Диалогическая речь,
Умение работать в паре
учет позиции партнера
осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Анализ
Сравнение
Учет правила в планировании и контроле способа решения
обсуждение вопросов
умение с достаточной полнотой и точностью выражать и обосновывать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

- Чему вы учились на уроке?
- Почему надо проверять написание гласного в безударном слоге?
- Как это сделать?
Самооценка Прием «Лесенка»

Самооценка, анализ результатов собственной деятельности

Выставление оценок. Домашнее задание: упр. 154