Цель: практическое применение школьных знаний, проверка способности мыслить продуктивно в условиях стресса - волнения, дефицита времени.
Основные задачи
- Развитие у школьников мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей обучающихся;
- Развитие слухового внимания, долговременной и оперативной памяти ассоциативных связок, скорости реакции, логического мышления, проявлению эрудиции, умению работать в коллективе, проявлению лидерских качеств;
- Создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге.
Оборудование и оформление
- Подготовить 5 «Маршрутных карт». В каждой «Маршрутной карте» прописан свой путь перемещения для команд. «Маршрутную карту» получает капитан команды.
- Пять классных комнат. Каждая комната пункт назначения в «Маршрутной карте».
Маршрутная карта
На двери вывешивается название пункта назначения:
- Станция «Сказочная»;
- Станция «Театральная»
- Станция «Загадочная»;
- Станция «Фольклорная»;
- Станция «Литературная»
Сценарий
Дорогие ребята, сегодня мы встретились с вами, чтобы выявить знатоков литературы. В нашей литературной игре вы должны проявить свою эрудицию, показать свои знания, умение работать в коллективе, показать лидерские качества. Состязание будет состоять из 5 раундов, в которых команда получает очки за правильные ответы. В результате - определим, кто же станет победителем!Весь этаж - это большой «Замок чудес, сказок и загадок». Каждой команде, а именно капитану, будет выдана маршрутная карта по сказочному замку. Получив карту, вы отправитесь в путешествие. В ней отмечены комнаты замка, куда вам необходимо следовать со своей командой.
Пунктов - пять, в каждый пункт заходит вся команда. Задания будут как для всей команды, так и для одного игрока. Наши сказочные герои помогут вам разобраться с заданиями. Время на выполнение заданий ограничено - 5-7 минут на пребывание в пункте назначения.
Каждая команда отгадывает и выполняет предложенные задания самостоятельно. При выполнении задания для одного игрока, членам команды, а тем более классному руководителю, подсказывать игроку нельзя. За задания вы получаете баллы в виде жетонов, которые вы собираете и после прохождения всего маршрута отдаёте в жюри.
За каждым пунктом будет вести наблюдение один член жюри и наши сказочные герои. Путешествуйте внимательно, отгадывайте правильно, впереди вас ждёт много сюрпризов.
1. СТАНЦИЯ «СКАЗОЧНАЯ»
1. Разминка
1. Что кричал петушок, сидя на спице?
(Кири-куку,
Царствуй, лёжа на боку.)
2.
Из какой сказки эти строки?
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
("Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь")
3. К кому обращался за помощью королевич Елисей? (К солнцу, месяцу, ветру)
4. На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник)
5.
Из какой сказки эти строки?
...Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумлёнными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
"Как же долго я спала!"
("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях")
6. Кто с кем такой делёж устраивал: "Твои вершки, а мои корешки".
(Мужик с медведем в сказке "Мужик и медведь")
7. Скажите, какого героя провели на пирожках?
(Медведь из сказки "Маша и медведь")
8. Кто варил кашу, применяя ум и смекалку?
(Солдат в сказке "Каша из топора")
9. Как мужик разделил без обиды одного гуся на семерых: барина, барыню, сыновей и двух дочерей и себя не обидел?
(Барину - голову, барыне - гузку, сыновьям ножки, крылышки - дочерям, а себе - всё туловище.)
10. Какими словами начинаются русские народные сказки?
("Жили-были...", "В некотором царстве, в некотором государстве...")
(Сколько жетонов, столько баллов).
2. Задание: Собери эпизод картинки из сказки и отгадай, из какой он сказки (дети собирают пазлы в картинку) (5б.)
Задание для всей команды
За это задание ваша команда получит 2 балла, если вы дадите полный правильный ответ и 1 балл, если ответ будет неполным.
Я буду читать начало строки из сказки, а вы продолжайте их.
Три девицы … |
(под окном) |
Пряли … |
(поздно вечерком) |
«Кабы я была …, - |
(царица) |
Говорит одна …, - |
(девица) |
То на весь крещёный мир |
|
Приготовила б я …». |
(пир) |
«Кабы я была …, - |
(царица) |
Говорит её …, - |
(сестрица) |
То на весь бы мир одна |
|
Наткала я …». |
(полотна) |
«Кабы я была …, - |
(царица) |
Третья молвила …, - |
(сестрица) |
Я б для батюшки-царя |
|
Родила …». |
(богатыря) |
2. СТАНЦИЯ «ТЕАТРАЛЬНАЯ»
Здравствуйте, меня зовут Мальвина.
Только одно представление!
Только сегодня и сейчас.
Всего за четыре сольдо!
Проходите поскорей!
Только одно представление!
Только сегодня
Спешите, спешите.
1. Задание для всей команды: для выполнения этого задания нужен человек с артистическими способностями, обладающий чувством юмора. Это может быть один игрок из команды, может несколько. За это задание ваша команда получит 2 бала, если оно будет выполнено отлично и 1 балл, если задание будет выполнено хорошо.
Вам нужно прочесть известное стихотворение голосом человека:
- жующего;
- испуганного;
- замерзшего.
Стихотворение:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
2. Задание для одного человека
Разбиться на тройки (или пары), проговорить заданную скороговорку хором 3 раза так: медленно, быстрее, очень быстро (2 минуты на подготовку). Без ошибок - 2 балла, с 1-2 ошибочками - 1 балл, с ошибками, плохо - 0 баллов.
Марина грибы мариновала,
Марина грибы перебирала.Летят три пичужки
Через три пусты избушки.Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей.
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.В аквариуме у Харитона.
Четыре рака да три тритона.Вася косит косилкой свежий овёс.
Шёл Глеб с хлебом,
Шла Оля с солью.Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть,
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.Варя варит, Жора жарит,
Петя песенки поёт.
3. Задание участникам: инсценировать небылицу, то есть шуточно представить содержание небылицы. Оценивается сплочённость, оригинальность, артистичность.
Небылица для инсценирования.
На болоте, на снегу,
Укусил комар блоху,
Сидит заяц на берёзе,
Умирает со смеху.
Действующие лица: автор, комар, блоха, заяц, берёза.
3. СТАНЦИЯ «ЗАГАДОЧНАЯ»
ГОЛОВОЛОМКА НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ "РАДУГА"
Здесь спряталась известная строка из сказки А.С.Пушкина. Чтобы ее отыскать, надо "пройти по радуге": сначала прочитать все буквы красного цвета, затем следовать в соответствии с расположением цветовой гаммы в радуге. Чтение - как в книге: слева направо, с верхнего ряда до нижнего. Начинай с красной буквы "З". На выполнение задания отводится 5 минут.
Оборудование для выполнения задания: конверт, чистый лист бумаги, карандаш.
1. Карточка с головоломкой (5б.)
Ответ:
«Здравствуй, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи»
2. А теперь задание для одного игрока.
Для выполнения этого задания нужен игрок, который хорошо разгадывает загадки. (Выходит игрок)
Мальвина:
Ты дружочек не скучай,
Ты дружочек не зевай!
Поскорей нам отвечай.
Загадки:
1.
У него четыре ножки,
На коня похож немножко,
Но не скачет никуда.
И тарелки, чашки, ложки,
И прекрасная еда
На его спине широкой
Разместились без труда... (Стол)
2.
Рыжеватая плутовка
Убежит от волка ловко,
Любит курочек, гусей.
Кто она? Ответь скорей… (Лиса).
3.
Хищный зверь по лесу бродит,
На зайчат он страх наводит,
Воет громко под луной,
Часто голоден зимой... (Волк)
4.
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его... (Лимон)
5.
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
В гости к нам пришел... (Апрель)
6.
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
В гости к нам пришла... (Весна)
Задание для всей команды: дайте ответы на мои шуточные вопросы на смекалку. За это задание ваша команда может получить максимально 2 балла, 1 балл или ни одного.
1. Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось?
(Ни одного - страусы не летают)
2. Какие часы показывают верное время только два раза в сутки?
(Которые стоят)
3. Как далеко в лес может забежать заяц?
(До середины леса, дальше он уже выбегает)
4. В какую посуду нельзя налить воду?
(В полную)
5. Какой месяц короче всех?
(Май - по слову, Февраль - по дням)
6. Каких камней нет в море?
(Сухих)
Станция «Фольклорная»
1. Задание: собрать пословицу или поговорку из двух половинок, подставить необходимую цифру (время - 1 минута, за каждый правильный ответ 2 балла)
Что на уме,- 12 |
1) в день не вырастешь. |
Что с возу упало,-8 |
2) тем короче ночь. |
Человек не грибок,-1 |
3) как её потеряешь. |
Чужого не надо,-15 |
4) а человек - умением. |
Чем длиннее день,-2 |
5) пока их нет. |
Что посеешь,-9 |
6) да не будь лапшой. |
Чует кошка, -11 |
7) кто найдет клад. |
Цену вещи узнаёшь, -3 |
8) то пропало. |
Храни себя от бед,-5 |
9) то и пожнешь. |
Умей взять,-10 |
10) умей и отдать. |
Тот будет рад, -7 |
11) чьё мясо съела. |
Расти большой,-6 |
12) то и на языке. |
Плох мастер,-14 |
13) тому ничего не удаётся. |
Красна птица пением,-4 |
14) плоха и работа. |
Кто за все берется,-13 |
15) своего не отдам. |
2. Работа с пословицей по речевой (проблемной) ситуации
а) "Сказала Нина что-то по секрету подруге. Та не утерпела, рассказала другой, другая - третьей, вскоре об этом знали все. Какая пословица есть на этот счет?
- По секрету всему свету.
- С болтунами держи язык за зубами.
- Не все мели, что знаешь.
- Видно, у нее язык без костей.
- Мельница мелит - мука будет, язык мелит - беда будет
Станция «Литературная»
1. «Соедините» названия произведений и их жанр. (7б.)
Название произведения |
Жанр |
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» 7 |
1. Сказ |
П.П.Бажов «Медной горы хозяйка» 1 |
2. Поэма |
И.А.Крылов «Волк на псарне» 6 |
3. Сказка |
«Повесть временных лет» 4 |
4. Летопись |
Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» 2 |
5. Баллада |
В.А.Жуковский «Кубок» 5 |
6. Басня |
Шарль Перро «Спящая красавица» 3 |
7. Рассказ |
2. Узнайте произведение по отрывку
1. «Ей-богу, уже надоело рассказывать! Да вы что думаете? Право. Скучно: рассказывай, да и рассказывай, и отвязаться нельзя! Ну, извольте, я расскажу, только, ей-ей, в последний раз. Да, вот вы говорите насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи… однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит. Ей-богу, обморочит!».
Н.В.Гоголь «Заколдованное место».
2. - Неужели ты никогда не слыхал, что под землею живет народ наш? - отвечал министр. - Правда, не многим удается нас видеть, однако бывали примеры, особливо в старину, что мы выходили на свет и показывались людям. Теперь это случается редко, потому что люди сделались очень нескромны… И потому убедительно прошу тебя быть как можно скромнее. В противном случае ты нас всех сделаешь несчастными, а особливо меня.
А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».
3. Какому событию посвящены строчки М.Ю.Лермонтова
«Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась, как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…»
Бородинскому сражению.
4. Назовите, из какой повести Н.В.Гоголя это чудо?
Тут дед остановился, достал рожок, насыпал на кулак табаку и готовился было поднести к носу, как вдруг над головой его «чихи!» - чихнуло что-то так, что покачнулись деревья и деду забрызгало всё лицо.
«Заколдованное место»
5. Узнайте героиню из произведения И.Тургенева «Муму»
…«женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой - предвещанием несчастной жизни… не могла похвалиться своей участью. С ранней молодости держали её в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала…
Татьяна
6. Из какой басни И.А.Крылова взяты эти строчки, несущие в себе мораль всей басни
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука
«Лебедь, Щука и Рак».
1. Конкурс поэтов
1. Сочинить стихотворение, используя данные слова:
мороз
нос катился свалился
ходит водит морозы розы |
настала стало сугробы чтобы
явленье впечатленье бойко тройка |
свищет ищет грозно морозно
погода свобода луг вокруг |
2. «Допиши две строчки»
В зоопарке бегемот
Проглотил ежа. И вот…
В ручеек смотрелся лось,
Удивлялся он, небось…
Стоит собака у столба
И утирает пот со лба…
Варианты
Закрытие мероприятия: подведение итогов, награждение победителей.