Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники: дети, воспитатели,родители воспитанников.
Особое внимание уделяется интеллектуальному и познавательному развитию маленьких детей, так как это служит базой для дальнейшего развития ребёнка.
Актуальность темы
Ранний возраст является сенситивным для формирования сенсорного опыта детей. Дети начинают подбирать крышки (круглые и квадратные) к коробочкам и шкатулкам соответствующих форм; составлять разрезные картинки из 2-3 частей; собирать дидактические игрушки (матрёшки, пирамидки); упражняются в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки; учатся различать четыре цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный) и по предложению взрослого отбирать предметы определённого цвета.
Для накопления сенсорных представлений, что предусматривает знакомство с формой, величиной и цветом, важно использовать специальные (яркие, красочные, интересные и разные) дидактические пособия, которые позволяют формировать сенсорные представления детей раннего возраста поэтапно, переходя от простого к сложному.
В процессе знакомства детей с сенсорными эталонами я делаю акцент на цветовосприятии, особое внимание уделяя играм и занятиям, позволяющим включать ребёнка в доступные ему виды деятельности. Это позволяет активизировать восприятие, память, мышление для систематизации полученной ребёнком информации. Особое внимание мной уделяется также и дидактическому материалу, который должен соответствовать всем необходимым требованиям.
Цель проекта: Обеспечить накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию первоначальных представлений о цвете, форме и величине при ознакомлении с окружающей действительностью.
Развивающие:
- Создавать условия для развития познавательной активности,коммуникативных навыков, познавательно-исследовательской деятельности детей.
- Способствовать развитию восприятия, внимания,мышления, памяти,воображения.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Пополнять и обогащать словарный запас детей:
- Существительными: круг, квадрат, треугольник, пирамидка, матрёшка, кубик, кирпичик и др.
- Прилагательными: жёлтый, красный, синий, белый, оранжевый, зеленый, голубой, большой, маленький, круглый, квадратный, высокий, низкий.
- Числительными: один, много.
- Наречиями: высоко, низко.
- Пространственными предлогами: в, на, под, с, за.
Воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес, любознательность.
- Содействовать воспитанию эстетических чувств у детей через цветовосприятие.
Интеграция образовательных областей
ОО
|
Мероприятия |
Задачи |
Познавательное
|
Чтение книг и стихов
Беседы
Рассматривание
Дидактические игры
Занятия
*Настольный театр «Колобок» |
* Обогащать сенсорный опыт детей
|
Речевое
|
* Расширять запас понимаемых слов.
|
|
Социально-коммуникативное
|
*Представлять детям возможность играть с разнообразными дидактическими материалами
* Проговаривать цвета каждого животного (рыжая лиса, серый зайчик, коричневый мишка, желтый колобок, серый волк, серая мышка, зеленая лягушка), цвет одежды |
|
Художественно-эстетическое развитие |
Рисование:
|
* Развивать художественное восприятие, воспитывать доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства
|
Физическое |
Пальчиковые игры
|
*Формировать умение сохранять правильную осанку
|
Предполагаемый результат:
Дети - любознательные, наблюдательные, уверенные в себе, активные; умеют различать и называть основные цвета спектра и некоторые их оттенки; сформированы навыки самостоятельной деятельности, активно развиваются творческие способности.
Родители - активные участники (помогают изготавливать игры по сенсорике, приобретать новые дидактические пособия), включаются в воспитательно образовательный процесс.
Педагоги - накопление практического опыта, обогащение и оптимизация предметно развивающей среды для детей раннего возраста.
Этапы работы над проектом
I ЭТАП - Подготовительный
Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС.
Создание условий, необходимых для реализации проекта. Обогащение предметно-развивающей среды, сбор и анализ литературы по данной теме.
1. Дидактические и настольно-печатные игры:
- «Валенки»
- «Радуга»
- «Елочка»
- «Бабочки»
- «Найди шарик»
- «Помоги пчелке»
- «Домики»
- «Парочки»
- «Павлин»
- «Найди по цвету и размеру» (усложнение)
- Игры-застежки (лягушка, ежик, цветок, бабочка, грибочек)
2. Наглядно-дидактические пособия:
- Картотека стихов о цветах.
- Дидактические пособия с пристегиванием предметов.
- Книги с иллюстрациями предметов по цветам.
- Дидактические пособия для ознакомления детей раннего возраста с цветом, формой и величиной.
- Раскраски, цветные иллюстрации.
3. Разработка ОД в интеграции образовательных областей: ознакомление с окружающим и рисование.
- Рисование «Солнышко».
- Рисование «Травка».
II ЭТАП - Основной
Совместная деятельность с детьми:
- Для развития мелкой моторики: предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).
- Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами, мозаикой.
- Дидактические игры,
- Самостоятельные игры малышей.
- Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
- НОД:
- Рисование
- «Солнышко» (красками)
- «Травка»красками
- «Листочки танцуют» красками
- «Иголки у ежика»карандашами
- «Дождик» карандашами
- Лепка
- «Колобок»,
- «Колючий ежик».
- Аппликация
- Коллективная работа «Осенний букет»
- «Рябинка»
Взаимодействие с родителями
1. Консультации:
- «Как научить ребенка различать цвета».
- «Развитие чувства цвета у детей раннего возраста».
- «Игры для малышей своими руками».
- «Развитие сенсорных способностей детей».
- «Цветные фантазии».
2. Папки-передвижки:
- «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
- «Играем вместе с ребенком - игры и упражнения по знакомству с цветом, величиной и формой».
- «Роль цвета в жизни ребенка».
3. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
4. Оформление выставок детских работ.
III ЭТАП - Заключительный
В ходе реализации проекта:
- С детьми были проведены различные дидактические игры по развитию сенсорики и мелкой моторики рук.
- Дети рассматривали много иллюстраций по теме проекта, слушали стихи и книги о цветах
- Активизирован словарный запас детей по теме проекта.
- Полученные новые знания закреплены на продуктивных занятиях - рисование красками, карандашами, аппликация и лепка.
Анализ результатов проекта:
- В ходе проекта обогатилась предметно-пространственная среда группы (изготовлено и приобретено много дидактических игр)
- У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.
- Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.
Презентация проекта:
- Представление опыта работы на муниципальном семинаре «Дидактические игры по ФЭМП» в рамках МО старших воспитателей.
- Публикация проекта в Издательском доме «Первое сентября»
Приложения
- Подборка стихов о цветах.
- Игровая деятельность детей (фото)
- Подборка консультаций для родителей
- Фото новых игр по знакомству с цветом.
Методическая литература
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада / А.К.Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991.
- Гризик Т.И. «Познаю мир» - Москва: Просвещение, 2007.
- Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников». М.: Сфера 2003.
- Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ». М., Сфера 2007.
- Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии. - М.: Карапуз-дидактика, 2008.
- Синкевич В.В. «Физкультура для малышей». М., Детство-пресс. 2002.
- Э.Г.Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет».
- Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». - М.: Просвещение, 1995.
- Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». - М.: Просвещение, 1997.