Введение
Свое выступление хотим начать из одной легенды, которая докатилась до нас. Её мы сейчас и поведаем вам.
Сотворяя землю, задумал Всевышний создать райский уголок на ней. Выбрал он край благородный, наделил его покоем, красотой и гармонией и нарек Россией. Населил он сей край народами разноязычными, и благословил их:
«…Ваша сила в любви и дружбе, в уважении друг к другу. Культура одного народа - это капля к капле - будет большая река, которая оросит вашу землю и сделает её цветущей и благодатной…»
Да, Россия многонациональная страна.
Еще когда мы учились во 2-м классе, на уроках литературного чтения мы познакомились со сказками разных народов. И тут мы выяснили, что в нашем классе учатся дети из разных регионов нашей страны. Это чукчи, эскимосы, русские, цахуры, татары, украинцы, корейцы. У каждого своя судьба и своя история, у каждого своя причина жить и учиться на чукотской земле. Нас в классе тогда было всего14 человек.
Нам захотелось узнать больше о культуре, традиции и обычаях народов, представителями каких народностей являются учащиеся нашего класса. Получить ответы на вопросы: что такое нация, национальность, традиция, обычаи и чем народы отличаются друг от друга? Этот факт помог тогда выбрать тему исследования данной работы.
Предмет исследования: культура, традиции и обычаи разных народов.
Объект исследования: учащиеся 4Б класса.
Начиная работу, мы поставили перед собою следующую цель: знакомство с историей, культурой, традициями тех народностей, дети которых учатся в нашем классе.
Поставленная цель определила задачи проекта:
- познакомить с национальной культурой разных народов;
- распространить правила уважения и культуры поведения;
- содействовать формированию толерантного отношения к людям других национальностей.
Актуальность исследования: Проблема воспитания толерантности друг к другу актуальна, так как умение жить в согласии воспитывается исключительно с детства.
Методы:
- наблюдение, изучение теоретического банка данных, литературы, исторических документов, интернет-ресурсов;
- анкетирование, обобщение.
Оборудование: мультимедийная презентация, костюмы, выставка книг, национальных игрушек.
Гипотеза: знание культуры, традиций и обычаев других национальностей будут способствовать толерантному отношению между людьми, а также сохранению мира в нашей стране.
Продолжительность: долгосрочный.
Мы наметили следующие этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап
2 класс (2018-2019 уч. г.)
- Выбор темы
- Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы
- Исторические сведения
- Работа с толковым словарем
- Анкетирование
2. Основной этап. Работа над проектами
2 класс (2018-2019 уч. г.)
- «Моя малая Родина» (сбор информации и защита проекта)
- «Народные сказки, пословицы, поговорки» (чтение и иллюстрирование, экскурсия в центральную детскую библиотеку)
- «Национальные игры» (знакомство, разучивание)
- «Быт и жилище моего народа» (поход в музей «Берингийское наследие», просмотр цикл передач на данную тему)
3 класс (2019-2020 уч. г.)
- «Мастерская народных игрушек» (пошив, аппликация, изготовление из бросового материала)
- «Гастрономическая карта народов России» (национальная кухня)
- «Национальная одежда» (аппликации, показ и защита национальных костюмов)
4 класс (2020-2021уч. г.)
- «Традиции, обычаи и культура моего народа» (защита индивидуальных проектов)
3. Заключительный этап
- «Наш класс - многонациональная семья» (выпуск журнала)
- Презентация проекта
I. Подготовительный этап
1. Исторические сведения
В России живет около 180 народов и народностей, начиная от самых многочисленных и заканчивая совсем уж малочисленными. Чукотский автономный округ богат не только природными ресурсами, но и народами, которые проживают на его территории. Здесь проживают представители более 109 национальностей. Они различаются происхождением, языком, культурой, обычаями, традициями и особенностями быта.
Давайте поработаем со словарем
2. Работа с толковым словарем
Народ (Ожегов) - население государства, жители страны
Нация (Ожегов) - люди, имеющие общий язык, особенности культуры, традиции и национальные интересы.
Национальность - принадлежность к какой-нибудь нации, народности.
Традиция (Ефремова) - то, что сложилось исторически и передается из поколения в поколение.
Обычай (Ожегов) - традиционно установившиеся правила общественного поведения.
3. Анкетирование
Мы провели анкетирование в своем классе, попросили ответить на следующие вопросы: (экран)
1. К какой национальности принадлежит ваша семья (Вы, ваши дети, родители)?
2. Говорите ли вы в семье на родном языке?
3. Соблюдаются ли в вашей семье национальные традиции и обычаи?
4. Какие национальные традиции и обычаи соблюдаются у вас в семье?
5. Как вы относитесь к людям другой национальности?
В итоге пришли к следующим данным:
В нашем классе:
Количество опрошенных:14
Количество по национальностям:
Чукчи-1, Эскимосы-4, Русские-5, Украинцы-1, Цахуры-1, Татары-1, Корейцы-1
Говорят на родном языке: Да-7 Нет-7
Соблюдают традиции, обычаи: Да-10 Нет-2 Частично-2
Хорошо относятся к другим национальностям -14
Судя по опросу можно сделать вывод, что дети доброжелательно относятся к представителям других национальностей.
2. Основная часть
Углубляясь за эти годы в тему богатой палитры национальностей, проживающих в поселке и обучающихся в нашем классе детей, мы познакомились с культурой, традициями, обычаями этих народов.
1. Исторические сведения
Чукчи
Чукчи - народ, что издавна занимает крайний северо-восток Азии. Сегодня их племена делятся на оленных (кочевники) и приморских (охотники и рыболовы). Как предполагают историки, чукчи стали древнейшим населением Чукотки. На сегодняшний день чукчей более 15.908 чел.
Жилище чукчей - яранга, оно переносное. По кругу устанавливались треноги из жердей, к ним привязывались наклонные деревянные шесты, а сверху крепился купол. Все строение накрывалось моржовыми или оленьими шкурами.
Национальная кухня. Чукчи любят опанэ - суп из оленины с кровью, кергипат - недоваренная оленина в собственном соку.
Национальные игры: «Стой, олень!», «Ловля оленей».
Любимые сказки чукотских детей: «Белая медведица», «Эмемкут». Чукотскую куклу зовут Тиркытир. Как и у всех народностей, у чукчей имеется национальный праздник «Киньвэй» (олененок) празднуют весной.
Эскимосы
Считается, что слово «эскимос» произошло от «эскиманцик», то есть «сыроед». Многие сотни лет тому назад эскимосы стали селиться на территориях - от Чукотки до Гренландии. В настоящее время их численность невелика - по всему миру примерно 170 тыс. человек, а в России -более 1739. Этот народ имеет свой язык - эскимосский. Эскимосы издавна занимались китобойным промыслом. Кстати, именно они изобрели поворотный гарпун (унг`ак`).
А жилище эскимосов - иглу. Главная особенность устройства иглу заключалась в том, что вход должен был находиться ниже уровня пола. Это делалось для того, чтобы в жилище попадал кислород.
Возле морей и океанов люди употребляют в пищу рыбу и морепродукты. Среди наиболее популярных блюд: строганина из мяса или рыбы, юкола - сухая несоленая рыба.
Эскимосские народные игры: «Рыбалка», «Морские охотники» и в «Мяч».
А дети любят читать народные сказки: «Ворон и сова», «Нунакский кит».
Детские игрушки для своих детей родители делали из шкуры кита, лахтака…
Празднования у эскимосов практичные, посвящены охоте.
Русские
Ру́сские - самый многочисленный народ России, сформировался из восточнославянских племен. Подавляющее большинство исповедуют православие. Численность более 117 млн человек.
Русская изба традиционно строилась из бревен, с помощью топора.
Традиционная русская кухня: разнообразие горячих супов и каш, грибных блюд и дичи на русском столе.
Знакомы всем русские народные игры: «Салки», «Гуси-лебеди», «Волк и овцы».
Все мы любим читать русские народные сказки: "Гуси-лебеди", "Морозко» и т.д.
Русская народная игрушка отличается образностью, выполнены из натуральных материалов (глина, дерево, керамика, солома)
Христианство подарило этому народу такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество - Масленицу и Ивана Купалу.
Украинцы
Украи́нцы - восточнославянский народ, проживающий в Украине, а также в составе крупных диаспор в России и других государствах. Среди славянских народов является третьим по численности. Украинцев в России более 2млн человек. Быт украинцев испокон веков украшен вышивкой и ткачеством, рисованием, резьбой и гончарством.
Мазанка- это старинное традиционное жилище Украины. Крыша состояла из камыша или соломы.
Традиционная кухня украинского народа связана с украинской культурой. Сало - главная национальная еда в Украине, также любили готовить каши и капусники, борщи.
Украинские дети любят народные игры: «Хлибчик», «Чакля» и читать сказки: «Бородка», «Воробей и былинка» …
Кукла-мотанка. Это куклы без лица, которое заменял вышитый сакральный крест: вертикальная полоса символизировала мужское начало, а горизонтальная - женское.
Традиции украинского народа включают православные и языческие праздники.
Татары
Великий тюркский народ, проживающий на территории центральной части европейской России. В РФ проживает около 5,3 миллиона человек татарской национальности. Национальный язык - татарский.
Традиционным жилищем татар была срубная изба, отгороженная от улицы забором.
Татарская кухня. «Кыстыбый» представляет собой обжаренную пресную лепешку и знаменитый «Чак-чак».
Татарские народные игры: «Продаём горшки» (Чулмакуены), «Серый волк» (Сары буре)
Дети моих родственников с удовольствие читают сказки: «Алпамша и смелая Сандугач», «Башмаки» и обожают играть в куклы, раньше такие куклы изготавливались из дерева, глины.
Татарский народ также имеют свои религиозные праздники, например, рамадан, который длится месяц. В это время они должны работать, молиться и думать о благих делах.
Цахуры
Цаху́ры- один из коренных народов Кавказа, один из титульных народов Дагестана. В мире проживает около 30 000 цахуров, а в России-12.769. Цахуры на протяжении всей своей истории исповедовали религии: ислам. Основными занятиями цахуров издавна было скотоводство и земледелие.
Сакли - традиционное жилище в горной местности образовывали целые террасы.
Одним из лучших и вкуснейших блюд цахурской кухни являются хинкалы.
До сих пор в Дагестане играют в цахурские народные игры: «Надень папаху» (Папахныгий), ««Подними платок» (Явлукънугётер)
Бабушки читают своим внукам народные сказки: «Брат Шахми-Шах-Абасса», «Легенда о старой Джурадж» и дарят им старинные игрушки из тряпки, кожи, овчины, глины.
Корейцы
Корейцы - это нация, проживающая на территории Корейского полуострова. В России проживает 154 тыс. корейцев. В основном они исповедуют православие и буддизм.
Ханок - традиционный дом корейцев. Под полом проложены трубы, по которым горячий воздух из очага шел по всему дому.
Корейская кухня в целом острая, при приготовлении блюд обильно используются пряности, особенно красный перец. Основные блюда - рис, лапша, супы, роллы.
Корейские народные игры: «Ютнори» настольная игра в кости с четырьмя деревянными палками, «Сиреум» (борьба).
Корейские народные сказки: «Зеркало», «Как родилась песня».
Тряпиенсы - корейские текстильные миниатюрные куколки.
Ведь каждый из нас индивидуальность,
И в этом конечно и есть уникальность!
Различиями нашими мы будем восхищаться!
Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!У радуги - нет половинок.
И если волна - то волна,
И нету полуросинок,
Вот так и Россия - одна.
Нам удалось достичь намеченной цели проекта: познакомиться с историей, культурой, традициями, обычаями тех народностей, дети которых учатся в нашем классе. В процессе подготовки проекта мы не только углубили знания о традициях своего народа, но и узнали много нового и интересного из жизни других национальностей.
Скоро мы заканчиваем четвертый класс и переходим в среднее звено. Первое время будет, конечно, трудно привыкать: много учителей, разные кабинеты.
Но мы знаем точно, что мы будем работать сообща и будем выручать друг друга всегда!
Спасибо за внимание!