Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет.
Задачи:
- Образовательные: продолжать формировать понятия «семейный бюджет», «доход», «расход», «пенсия», «зарплата», «стипендия»; продолжать формировать представления о значении труда как способе зарабатывания денег, умении определять источники доходов и расходов; обогащать словарь детей;
- Развивающие: развивать навыки и умения рационального использования доступных материальных ценностей; развивать экономическое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, интерес к материально - предметному окружению;
- Воспитательные: воспитывать у детей бережливость и уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги; воспитывать чувство меры в своих желаниях, умение экономно и рационально тратить деньги; воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу.
Материал:
- кукла Буратино,
- лепестки цветика-семицветика из цветного картона: желтого, оранжевого, зеленого, красного, голубого, фиолетового, белого;
- звуковые письма на телефон от лисы и кота;
- звуковое письмо от папы Карло;
- дерево с деньгами, напечатанное задание (задачка);
- на лепестках задания;
- указательные полоски в группе с цифрами;
- шоколадные монетки;
- два кошелька с деньгами: монеты номиналом «10» - 7 штук, монеты с номиналом «2» - 5 штук;
- 2 листа бумажных белых, 2 фломастера разного цвета, простые карандаши на группу детей;
- картинки разных предметов (товар), люди разных профессий (услуга);
- мяч;
- стихи для детей.
РППС: Группа оформлена как «Страна - Дураков» На ковре стоит большое дерево, на нем висят деньги. На полу в группе разложены дорожки с цифрами, они указывают направление. Группа разделена по зонам, зона есть в спальне, в приемной комнате.
Дети ищут дорожку с нужной цифрой и идут по направлению.
Ход игры
Дети получают голосовое сообщение на телефон от лисы Алисы и кота Базилио: «Здравствуйте, наши умненькие, наши благоразумненькие детишки. Вас приветствует самая в мире прекрасная лиса Алиса и, самый замечательный кот Базилио. Ваш друг Буратино снова оказался в наших замечательных лапах и попал в страну - дураков, ему никогда оттуда не выбраться, а вам его не спасти, он на всегда останется здесь»
В: Подождите, у меня еще одно голосовое сообщение, это от папы Карло.
«Уважаемые ребята, мой Буратино опять попал в беду, он оказался в стране - дураков, помогите спасти моего Буратино, у меня только на вас вся надежда, а поможет вам попасть в страну - дураков указательный знак.»
В: Ой, ребята, что делать? (дети находят стрелку и попадают в на ковер).
РППС на ковре: большое дерево на нем висят деньги, лежит записка (Буратино пока нет)
«Что бы освободить Буратино, вы должны собрать цветик-семицветик, а когда все лепестки соберутся вместе Буратино будет свободен, но мы постарались и разбросали лепестки по всей стране, но вы никогда не справитесь и не освободите Буратино.»
В: Ну что в путь! Ребята, какую дорожку с цифрой мы должны найти если это первое задание?
(немного в стороне на ковре дорожка с цифрой 1)
Находим первое задание: лежит первый лепесток с заданием:
1 задание (загадка). Жёлтый лепесток
Воспитатель:
Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?
Дети отгадывают: деньги.
В: Как называются бумажные и металлические деньги?
Дети: Купюры и монеты.
Воспитатель: Как называются Российские деньги?
Дети: Рубли.
Воспитатель: Как, одним словом, можно назвать деньги других стран?
Дети: Валюта.
Воспитатель: Здорово, вот у нас уже есть один лепесток. Забираем его с собой.
В: Отправляемся дальше по дорожке с какой цифрой? (2)
Находим второй лепесток с заданием (в спальне мольберт с двумя листами бумаги, фломастеры.
2 задание на втором лепестке Оранжевом
Называется «Семейный бюджет».
Посчитав надо записать нужную цифру на доске.
Папина зарплата 3 рубля, зарплата мамы 2 рубля и пенсия бабушки 1 рубль. Каков бюджет семьи?
Д: записывают.
А вот еще один вариант вопроса:
Папина зарплата 3 рубля, зарплата мамы 2 рубля. Каков семейный бюджет? Напишите соответствующую цифру на другом листе.
Воспитатель: В какой семье семейный бюджет больше? Почему? А в какой семье будет расход больше? Почему?
Дети: Потому что первый бюджет состоит из зарплаты мама, папы и пенсии бабушки. (три дохода). А во втором из зарплаты мама и папы и имеет только два дохода.
А в какой семье будет расход больше? Почему?
В: Ну вот, еще один лепесток у нас. Отправляемся дальше. Дорожку с какой цифрой ищем?
(дорожка с цифрой 3 приводит в группу к столам)
3 задание. Лепесток зеленого цвета
Разложены картинки с заданием на каждого ребенка, простые карандаши.
Решите задачку «Сложите ценники и узнайте, сколько заплатили Катя и Петя в киоске?»
(детям разложены распечатанные картинки с заданием, дети считают и записывают)
В: Ваши ответы.
Д: отвечают, объясняют.
В: Путешествие продолжается. Ищем дорожку с какой цифрой? (4)
(попадаем в приемную)
4 задание лепесток красного цвета
Знаете ли вы что такое доход и расход? Вам будут задавать вопросы, а вы должны будете сказать, если доход «Ура», а если расход «Ох». Объяснить свой выбор.
Воспитатель называет, а дети кричат «ох» или «ура»
- покупка хлеба в магазине (расход,
- оплата коммунальных услуг (расход,
- папа получил отпускные (доход,
- оплата за детский сад (расход,
- покупка игрушки (расход,
- бабушка получила пенсию (доход,
- дедушка выиграл в лотерею (доход,
- поездка на курорт (расход,
- сестра получила стипендию (доход,
- поломался телевизор (расход).
В: Здорово. Еще один лепесток у нас в руках. Отправляемся дальше, ищем дорожку с какой цифрой? (5) и попадаем в группу, где стоят столы.
5 задание лепесток голубого цвета
На столе лежат два кошелька, разделитесь на команды и сосчитайте, сколько денег в каждом кошельке, для этого выберите в команде финансиста, кто будет ответственный за счет денег, а затем узнаем, у кого сколько денег в кошельке
(на столе лежат два кошелька в нем: монеты номиналом «10» - 7 штук, монеты с номиналом «2» - 5 штук, дети считают, сколько денег в кошельках и озвучивают ответ)
В: Ура! справились. Еще один лепесток у нас, отправляемся дальше, ищем дорожку с какой цифрой? (6). Попадаем в спальню.
6 задание лепесток фиолетового цвета
Знаете ли вы, что такое товар или услуга?
Вот приготовлены картинки, рассортируйте их по значению, товар, услуга.
Картинки:
- разные предметы
- люди разных профессий
(пока дети работают, дерево с деньгами переворачивается, около него сидит Буратино, денег на дереве нет)
В: Еще один лепесток у нас, отправляемся дальше. Ищем дорожку с какой цифрой? (7)
(попадаем снова на ковер, видим Буратино, и на дереве нет денег, находим письмо)
«Что думаете, освободили буратино? Обрадовались!! Только дорогу обратно вам покажет 7 лепесток цветика-семицветика, а его задание вы никогда не выполните и не отгадаете».
В: Ну, что ребята будем делать? Последнее задание? (ответы детей)
7 задание лепесток белого цвета: задание такое: «Что нельзя купить за деньги?».
Предлагаю встать в круг, я будут бросать мяч, когда вы поймаете мяч, я задам вопрос, а вы дадите ответ «можно купить или нет»
Вопросы: книга, конфеты, ум, машина, честность, телевизор, вежливость, здоровье, совесть, диван, доброта, дружба, милосердие, квартира, хлеб, смелость, забота, ковер, любовь, справедливость, мирное небо.
В: Да, ребята то, что нельзя купить за деньги - это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.
В: Давайте сложим вместе все лепестки цветика-семицветика. Ура, Буратино спасен!!!
В: Буратино, послушай стихи, которые учат финансовой грамотности.
Дети читают стихи:
1 ребенок:
С экономикою нас
Начали знакомить.
И как деньги получать
И их же экономить.
2 ребенок:
Мы доход своей семьи
Вместе подсчитали,
Знаем цену всем вещам
Что нам покупали!
3 ребенок:
Будем знания получать,
Денежки накопим,
И вам, детские сады,
В будущем построим!
В: Вот Буратино, наши ребята никогда не попадут в страну дураков, потому что они знают, что надо делать. А главное???
Ответы детей:
Ну что пора отправляться домой, а ты, Буратино, отправляйся к папе Карло и все, таки ходи в школу получай знания и ни когда не попадай больше в «Страну дураков».
А нам пора домой.
(дети выходят в приемную их ждет посылка от папы Карло, там письмо «Ребята, большое вам спасибо. Вы справились со всеми заданиями и освободили моего Буратино»)
(шоколадные монетки)