Игра по финансовой грамотности «Спасем Буратино»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: финансовая грамотность


Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет.

Задачи:

  • Образовательные: продолжать формировать понятия «семейный бюджет», «доход», «расход», «пенсия», «зарплата», «стипендия»; продолжать формировать представления о значении труда как способе зарабатывания денег, умении определять источники доходов и расходов; обогащать словарь детей;
  • Развивающие: развивать навыки и умения рационального использования доступных материальных ценностей; развивать экономическое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, интерес к материально - предметному окружению;
  • Воспитательные: воспитывать у детей бережливость и уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги; воспитывать чувство меры в своих желаниях, умение экономно и рационально тратить деньги; воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу.

Материал:

  • кукла Буратино,
  • лепестки цветика-семицветика из цветного картона: желтого, оранжевого, зеленого, красного, голубого, фиолетового, белого;
  • звуковые письма на телефон от лисы и кота;
  • звуковое письмо от папы Карло;
  • дерево с деньгами, напечатанное задание (задачка);
  • на лепестках задания;
  • указательные полоски в группе с цифрами;
  • шоколадные монетки;
  • два кошелька с деньгами: монеты номиналом «10» - 7 штук, монеты с номиналом «2» - 5 штук;
  • 2 листа бумажных белых, 2 фломастера разного цвета, простые карандаши на группу детей;
  • картинки разных предметов (товар), люди разных профессий (услуга);
  • мяч;
  • стихи для детей.

РППС: Группа оформлена как «Страна - Дураков» На ковре стоит большое дерево, на нем висят деньги. На полу в группе разложены дорожки с цифрами, они указывают направление. Группа разделена по зонам, зона есть в спальне, в приемной комнате.

Дети ищут дорожку с нужной цифрой и идут по направлению.

Ход игры

Дети получают голосовое сообщение на телефон от лисы Алисы и кота Базилио: «Здравствуйте, наши умненькие, наши благоразумненькие детишки. Вас приветствует самая в мире прекрасная лиса Алиса и, самый замечательный кот Базилио. Ваш друг Буратино снова оказался в наших замечательных лапах и попал в страну - дураков, ему никогда оттуда не выбраться, а вам его не спасти, он на всегда останется здесь»

В: Подождите, у меня еще одно голосовое сообщение, это от папы Карло.

«Уважаемые ребята, мой Буратино опять попал в беду, он оказался в стране - дураков, помогите спасти моего Буратино, у меня только на вас вся надежда, а поможет вам попасть в страну - дураков указательный знак.»

В: Ой, ребята, что делать? (дети находят стрелку и попадают в на ковер).

РППС на ковре: большое дерево на нем висят деньги, лежит записка (Буратино пока нет)

«Что бы освободить Буратино, вы должны собрать цветик-семицветик, а когда все лепестки соберутся вместе Буратино будет свободен, но мы постарались и разбросали лепестки по всей стране, но вы никогда не справитесь и не освободите Буратино.»

В: Ну что в путь! Ребята, какую дорожку с цифрой мы должны найти если это первое задание?

(немного в стороне на ковре дорожка с цифрой 1)

Находим первое задание: лежит первый лепесток с заданием:

1 задание (загадка). Жёлтый лепесток

Воспитатель:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?

Дети отгадывают: деньги.

В: Как называются бумажные и металлические деньги?

Дети: Купюры и монеты.

Воспитатель: Как называются Российские деньги?

Дети: Рубли.

Воспитатель: Как, одним словом, можно назвать деньги других стран?

Дети: Валюта.

Воспитатель: Здорово, вот у нас уже есть один лепесток. Забираем его с собой.

В: Отправляемся дальше по дорожке с какой цифрой? (2)

Находим второй лепесток с заданием (в спальне мольберт с двумя листами бумаги, фломастеры.

2 задание на втором лепестке Оранжевом

Называется «Семейный бюджет».

Посчитав надо записать нужную цифру на доске.

Папина зарплата 3 рубля, зарплата мамы 2 рубля и пенсия бабушки 1 рубль. Каков бюджет семьи?

Д: записывают.

А вот еще один вариант вопроса:

Папина зарплата 3 рубля, зарплата мамы 2 рубля. Каков семейный бюджет? Напишите соответствующую цифру на другом листе.

Воспитатель: В какой семье семейный бюджет больше? Почему? А в какой семье будет расход больше? Почему?

Дети: Потому что первый бюджет состоит из зарплаты мама, папы и пенсии бабушки. (три дохода). А во втором из зарплаты мама и папы и имеет только два дохода.

А в какой семье будет расход больше? Почему?

В: Ну вот, еще один лепесток у нас. Отправляемся дальше. Дорожку с какой цифрой ищем?

(дорожка с цифрой 3 приводит в группу к столам)

3 задание. Лепесток зеленого цвета

Разложены картинки с заданием на каждого ребенка, простые карандаши.

Решите задачку «Сложите ценники и узнайте, сколько заплатили Катя и Петя в киоске?»

(детям разложены распечатанные картинки с заданием, дети считают и записывают)

В: Ваши ответы.

Д: отвечают, объясняют.

В: Путешествие продолжается. Ищем дорожку с какой цифрой? (4)

(попадаем в приемную)

4 задание лепесток красного цвета

Знаете ли вы что такое доход и расход? Вам будут задавать вопросы, а вы должны будете сказать, если доход «Ура», а если расход «Ох». Объяснить свой выбор.

Воспитатель называет, а дети кричат «ох» или «ура»

- покупка хлеба в магазине (расход,

- оплата коммунальных услуг (расход,

- папа получил отпускные (доход,

- оплата за детский сад (расход,

- покупка игрушки (расход,

- бабушка получила пенсию (доход,

- дедушка выиграл в лотерею (доход,

- поездка на курорт (расход,

- сестра получила стипендию (доход,

- поломался телевизор (расход).

В: Здорово. Еще один лепесток у нас в руках. Отправляемся дальше, ищем дорожку с какой цифрой? (5) и попадаем в группу, где стоят столы.

5 задание лепесток голубого цвета

На столе лежат два кошелька, разделитесь на команды и сосчитайте, сколько денег в каждом кошельке, для этого выберите в команде финансиста, кто будет ответственный за счет денег, а затем узнаем, у кого сколько денег в кошельке

(на столе лежат два кошелька в нем: монеты номиналом «10» - 7 штук, монеты с номиналом «2» - 5 штук, дети считают, сколько денег в кошельках и озвучивают ответ)

В: Ура! справились. Еще один лепесток у нас, отправляемся дальше, ищем дорожку с какой цифрой? (6). Попадаем в спальню.

6 задание лепесток фиолетового цвета

Знаете ли вы, что такое товар или услуга?

Вот приготовлены картинки, рассортируйте их по значению, товар, услуга.

Картинки:

  • разные предметы
  • люди разных профессий

(пока дети работают, дерево с деньгами переворачивается, около него сидит Буратино, денег на дереве нет)

В: Еще один лепесток у нас, отправляемся дальше. Ищем дорожку с какой цифрой? (7)

(попадаем снова на ковер, видим Буратино, и на дереве нет денег, находим письмо)

«Что думаете, освободили буратино? Обрадовались!! Только дорогу обратно вам покажет 7 лепесток цветика-семицветика, а его задание вы никогда не выполните и не отгадаете».

В: Ну, что ребята будем делать? Последнее задание? (ответы детей)

7 задание лепесток белого цвета: задание такое: «Что нельзя купить за деньги?».

Предлагаю встать в круг, я будут бросать мяч, когда вы поймаете мяч, я задам вопрос, а вы дадите ответ «можно купить или нет»

Вопросы: книга, конфеты, ум, машина, честность, телевизор, вежливость, здоровье, совесть, диван, доброта, дружба, милосердие, квартира, хлеб, смелость, забота, ковер, любовь, справедливость, мирное небо.

В: Да, ребята то, что нельзя купить за деньги - это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.

В: Давайте сложим вместе все лепестки цветика-семицветика. Ура, Буратино спасен!!!

В: Буратино, послушай стихи, которые учат финансовой грамотности.

Дети читают стихи:

1 ребенок:

С экономикою нас
Начали знакомить.
И как деньги получать
И их же экономить.

2 ребенок:

Мы доход своей семьи
Вместе подсчитали,
Знаем цену всем вещам
Что нам покупали!

3 ребенок:

Будем знания получать,
Денежки накопим,
И вам, детские сады,
В будущем построим!

В: Вот Буратино, наши ребята никогда не попадут в страну дураков, потому что они знают, что надо делать. А главное???

Ответы детей:

Ну что пора отправляться домой, а ты, Буратино, отправляйся к папе Карло и все, таки ходи в школу получай знания и ни когда не попадай больше в «Страну дураков».

А нам пора домой.

(дети выходят в приемную их ждет посылка от папы Карло, там письмо «Ребята, большое вам спасибо. Вы справились со всеми заданиями и освободили моего Буратино»)

(шоколадные монетки)