Комплексное сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения как залог успешной коррекции речевой и познавательной деятельности

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Одним из актуальных направлений отечественной коррекционной педагогики является создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченные возможностями здоровья (далее ОВЗ). Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения детей с учетом их особых образовательных потребностей, а также обеспечивает им дифференцированную многопрофильную помощь в получении качественного общего образования. Один из основных механизмов реализации коррекционной работы является - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов различного профиля, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ.

В условиях инклюзивного образования наиболее целесообразен комплексный подход в коррекции. Актуальность создания комплексной программы обусловлена необходимостью выработки единого (учитель-дефектолог-учитель-логопед) подхода к диагностике, коррекционно-развивающему воздействию на детей с ОВЗ. Комплексное бинарное занятие учителя-логопеда и учителя-дефектолога (далее бинарное занятие) позволяет решать общие задачи развития детей, исключить дублирование, обеспечить частую смену деятельности, что способствует уменьшению физических нагрузок и более успешному усвоению материала. С целью повышения эффективности работы по развитию высших психических функций и развитию всех сторон речи обучающихся с ОВЗ, возможна, реализация комплексного сопровождения, включающее в одной программе логопедическое и дефектологическое направление работы, способствующих формированию базовых высших психических функций и развитию речи одновременно. Сочетание лексического материала с заданиями по развитию высших психических функций, создаёт наиболее благоприятные условия для выполнения двойной задачи - накопление словарного запаса и развитие восприятия, словесно-логического мышления, внимания, развитие познавательной активности.

Основная цель комплексного сопровождения в школе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ - создание условий для успешной адаптации, совершенствования коммуникации и развития социализации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения адаптированной образовательной программы и способствующих преодолению нарушений познавательного и речевого развития.

Основные задачи комплексного сопровождения:

  • выявить особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
  • организовать коррекционную работу по оказанию комплексной помощи обучающемуся с ОВЗ в условиях бинарных занятий;
  • способствовать осуществлению индивидуально-ориентированной логопедической и дефектологической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии) и развить устную и письменную речь ребенка, высшие психические функции до такого уровня, на котором он бы смог успешно усваивать адаптированную программу;
  • организовать консультативную помощь педагогам и родителям обучающихся с ОВЗ с целью комплексного сопровождения ребенка.

Основными направлениями комплексной работы является:

1. Формирование знаний сенсорных эталонов - определенных систем и шкал (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.

2. Развитие сенсорной системы - совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.

3. Развитие высших психическихфункций - память, внимание, мышление, речь.

4. Развитие звуковой стороны речи - формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.

5. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

  • уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

6. Формирование связной речи:

  • развитие навыков построения связного высказывания;
  • установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

7. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивости внимания; наблюдательности (особенно к языковым явлениям); способности к запоминанию; способности к переключению; навыков и приемов самоконтроля; познавательной активности;произвольности общения и поведения.

8. Формирование полноценных учебных умений:

  • планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
  • контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
  • применение знаний в новых жизненных ситуациях;

9. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

  • умения внимательно слушать и слышать педагога, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
  • умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
  • умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
  • умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки педагога.

10. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

  • ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
  • ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
  • ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
  • применение инструкции, наглядности (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
  • употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
  • обращение к педагогу или товарищу по группе за разъяснением;
  • подведение итогов занятия;
  • формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
  • соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо» и т.п.);

В структуру каждого занятия входит: мотивационная установка, развитие фонематического слуха, лексико-грамматические упражнения, развитие связной речи, развитие общей и мелкой моторики, высших психических функций.

При обучении используются практические, наглядные, словесные методы: различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; списывание с печатного текста; осложненные задания логического и грамматического характера; слуховой диктант со зрительным самоконтролем; графический диктант.

Комплексное коррекционно-развивающее занятия имеет следующую структуру:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний и умений.
  3. Учебные задания на осмысление информации.
  4. Динамическая пауза.
  5. Контроль и коррекция знаний.
  6. Подведение итогов урока.

Для подготовки занятий учитель-логопед подбирает речевой материал для обучающихся, а учитель-дефектолог регулирует познавательную составляющую.

Такая схема взаимодействия позволяет расставить акценты в работе дефектолога и логопеда в пределах своей компетенции, преследуя одну цель, но достигая её разными средствами.

В таблице 1 представлены основные направления деятельности учителя-дефектолога и учителя - логопеда во время комплексного занятия.

Таблица 1

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Знакомит детей с предметным окружением и формирует элементарные математические представления.

Формирует и совершенствует лексико-грамматический строй языка, развивает связную речь детей, формирует звукопроизношением, корректирует письменную речь

Сенсорное восприятие

- Осуществляет отдельные занятия по сенсомоторному развитию.
- Развивает тактильно-двигательное восприятие (обучающиеся учатся различать предметы на ощупь по различным признакам: форма, материал, текстура).

- Формирует фонематическое восприятие и звукопроизношение
- Развивает мелкую моторику пальцев рук, как с речевым, так и без речевого сопровождения.

Развитие пространственных и временных представлений

- Развивает пространственные и временные представления у обучающихся (учит ориентироваться в сторонах собственного тела, относительно тела другого человека и в пространстве, ориентироваться на листе бумаги; ведет работу по формированию последовательности временных понятий).

- Формирует предложно-падежные конструкции и развивает временные представления при пересказах и составлении рассказов.

Память

- Ведет активную работу по развитию оперативной слуховой и зрительной памяти, используя игры на запоминание слов (обучающийся запоминает несколько картинок, потом, определяет какого предмета не стало, или что-то могло измениться, должен найти недостающую и прочие вариации).

- Развивает вербальную память посредством проговаривания предложений с отстукиванием и без отстукивания ритма (так называемое письмо «без правил» на оживление чувства языка, которое базируется на речитативе).

Внимание

- Коррекция и развитие зрительного и слухового внимания (игры на нахождение отличий между картинками, использует корректурные пробы, задания, где требуется найди рисунок, похожий на образец, прослушивание и запоминание последовательности звуков музыкальных инструментов, а затем верное их воспроизведение и пр.)

- Развитие зрительного и слухового внимания, (занимательные игры на материале изучения букв, например: «Помоги червячку найти правильную букву» или же игра «Собери слово», прослушивание и запоминание последовательности звуков музыкальных инструментов, а затем верное их воспроизведение и пр.)

Развитие мыслительных операций

- Формирование аналитико-синтетической деятельности (например, задания типа «парные аналогии»).
- Развитие умения обобщать предметы, исключать по различным признакам (игры «Что лишнее?»), по функциональному или ситуативному признаку.
- Развитие умения сравнивать предметы, находить в них не только различия, но и выделять общее между ними, таким образом способствуя развитию ассоциативного мышления (пример, найди сходства и различия между предметами по картинкам).
- Процесс формирования классификации (игра «Кому что нужно»: какие инструменты нужны повару для работы?)

- Ведёт работу по обучению звукобуквенному анализу и синтезу, например, в задании на составление слова из букв по первым звукам этого слова.
- Развитие умения обобщать предметы, (игры «4-й лишний») - на материале изучения лексических тем по принципу обобщений - «Назови одним словом».
- Развитие умения сравнивать предметы (игры на использование сравнения при употреблении слов антонимов). Например, обучающиеся учатся определять противоположное эмоциональное состояние человека.
- Процесс формирования классификации (классифицировать звуки по признаку - гласный или согласный, твердый или мягкий, глухой или звонкий).

Развитие речи

- Осуществляет контроль за правильным произношением этих звуков в речи детей (с этой целью логопед консультирует коллегу по поводу того, над какой группой звуков ведется работа в данный момент).
- Развития слухоречевой памяти (например, предлагает запомнить и повторить слова: дом-том-ком-гном)
- Осуществляет контроль за произнесением слов сложной слоговой структуры, предлагая обучающимся задания с предварительно подобранными «сложными» словами, (например, при составлении логических задач, типа: в аквариуме больше рыб или карасей?).
- Использует знание букв при выполнении различных заданий в процессе развития ВПФ (например, корректурные пробы, где основной целью является развитие объема и концентрации внимания).

- Коррекция звукопроизношения и автоматизация звуков в словах
Развитие фонематического слуха (игра «Домики» на определение позиции заданного звука в словах).
- Работа над слоговой структурой слова (например, перестановка в слове слогов местами и получение таким образом нового слово).
- Работа по развитию лексико-грамматических категорий учителем-логопедом ведётся в процессе словоизменения и словообразования, например, в играх «Паровозик» и «Собери семейку слов».
- При обучении грамоте учитель-логопед учит детей, например, дифференцировать понятия «звук-буква».

Формирование элементарных математических представлений

- Обучает детей порядковому и количественному счету в пределах 20-ти.
- Учит детей сравнивать и уравнивать количество предметов (например, обучающийся должен определить: и чего больше на картинке? Или же сделать так, чтобы предметов стало поровну).
- Учит детей решать задачи на сложение и вычитание с опорой на наглядность.

- Упражняет в согласовании числительных с существительными на лексическом материале или на этапе автоматизации и дифференциации звуков
- Обучает сравнению слов по количеству звуков или букв

Таким образом, системно и систематизировано решаются единые задачи по развитию познавательных процессов, развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики, обогащению коммуникативного опыта (общение с социумом в разных направлениях) и в целом коррекции недостатков развития у обучающихся с ОВЗ.

Представленные формы нашего взаимодействия строятся на принципах, имеющих психолого-педагогическое содержание.

  • Принцип взаимодополнения предполагает взаимопроникновение, сочетание, а не дублирование методов, задач и приёмов работы.
  • Принцип целостности и законченности предполагает использование предоставляемого материала в полном объёме в соответствии с требованиями коррекционного блока адаптированной основной образовательной программы.
  • Принцип эффективности реализуется посредством распределения и выполнения поставленных задач между двумя специалистами, когда максимально и всесторонне достигается общая цель в соответствии со спецификой деятельности специалистов.
  • Принцип «сотворчества» и разнообразия предполагает создание творческой атмосферы с использованием развивающих заданий игрового характера, когда дети непосредственно с удовольствием и с интересом получают и усваивают предлагаемый материал.

Реализация комплексной программы сопровождения и проведение бинарных занятий у обучающихся с ОВЗ позволяет:

  • разработать блок диагностических методик;
  • выявить наиболее эффективные формы и методы комплексного взаимодействия;
  • внедрить комплекс интегрированных коррекционно-развивающих методик в работе с обучающимися;
  • отслеживать динамику развития речевых, интеллектуальных особенностей обучающихся с ОВЗ.

Тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога способствует более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа и позволяет: развить познавательную активность ребёнка, обогатить словарь, усвоить лексико-грамматические категории, корригировать психические процессы, развить монологическую и диалогическую речь, корригировать моторные функции, развить творческие способности.