Обучение с применением дистанционных образовательных технологий предполагает получение образовательных услуг без посещения образовательного учреждения, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации. Дистанционное образование в начальной школе является довольно эффективным и актуальным типом образования и на время введения карантина.
ФГОС НОО предъявляет определенные требования к подготовке учащихся - школа должна предоставить все условия, чтобы учащийся смог легко адаптироваться в постоянно меняющемся обществе, уметь самостоятельно получать знания, обладать целым рядом компетенций, в том числе информационной и коммуникативной. Учебная деятельность в дистанционной форме служит развитию у школьников специфических умений, необходимых ему для решения поставленных учебных задач, с помощью средств коммуникаций и ресурсов в сети Интернет. В целом, одна из задач дистанционного обучения - принимать во внимание возможности и интересы каждого обучающегося ребенка, то есть содействовать построению индивидуальной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное. Вместе с тем, немаловажной задачей является обеспечение культурного развития ребенка, его социализации, развитие творческих способностей и навыков самостоятельной деятельности.
При планировании дистанционного обучения необходимо учитывать технические возможности образовательной организации (пропускная способность канала связи, работоспособность коммуникационного сервера, количество рабочих мест для педагогов) и обязательно сочетать следующие способы организации дистанционного обучения:
- онлайн-уроки (в режиме реального времени), организованные с помощью любого удобного видеосервиса (Skype, видео в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники»);
- онлайн-обучение с помощью ЭОР (образовательные платформы Российская электронная школа (РЭШ), ЯндексУчебник, ЯКласс, ресурсы издательств «Просвещение» и «Российский учебник», видеоколлекции, видео в YouTube).
Всем знакомы современные системы для проведения занятий и трансляций.
С помощью видеосервиса Skype удобно проводить трансляцию занятия. Функции голосовых и видеозвонков группы Skype позволяют одновременно вмещать до 25 человек на занятии. Учитывая популярность Skype, каждая аудитория вероятно уже имеет установленное приложение. Можно показать свой рабочий стол и проводить трансляцию занятия.
Трансляции на YouTube. Можно легко подключить учеников по ссылке, причем ученики легко могут подключиться со своего смартфона (при наличии интернета) и посмотреть урок.
Рекомендуется использовать различные образовательные платформы, доступ к которым открыт для каждого ученика, родителя бесплатно. Министерство просвещения информирует об общедоступных федеральных и иных образовательных онлайн-платформах, а также ведёт диалог с владельцами открытых ресурсов о необходимости предоставления бесплатного доступа к образовательному контенту.
Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 4-й класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа». Это более 120 тысяч
уникальных задач, тематические курсы, видеоуроки, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных концертов. Интерактивные уроки построены на основе авторских разработок, соответствуют ФГОС и примерной основной образовательной программе. Использовать их, помимо учителей и школьников, могут родители для помощи детям в учебе в новых условиях.
Младшие школьники смогут продолжить занятия по русскому языку и математике с помощьюсервиса «Яндекс.Учебник». Он содержит более 45000 уникальных заданий по математике и русскому языку по ФГОС.
Легкий переход на дистанционный формат обучения обеспечит образовательная платформа «Учи.ру». Школьникам предлагаются интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам.
Выгодно создавать проверочную работу на портале ЯКласс. Созданную проверочную работу можно назначить для выполнения как всему классу, так и одному или нескольким ученикам, пропустившим или не решившим данную работу. За ходом выполнения созданной и назначенной работы можно наблюдать в любое удобное время (при создании можно ограничить срок для выполнения заданий). После выполнения учащимися назначенной работы, учитель может посмотреть и распечатать отчёт о проведённой проверочной работе. Оценку за выполненное задание можно перенести в электронный журнал.
Группа компаний «Просвещение» приняла решение предоставить образовательным организациям бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный перечень, на время введения карантина. Доступ распространяется на сам учебник и специальные тренажеры для отработки и закрепления полученных знаний.
Для организации совместной деятельности учеников начальных классов, контроля знаний уже возможно использование возможностей сервисов Google (Google диск, документы, таблицы, формы и т.д.), сервиса Onlinetestpad, сервиса для создания электронных газет и использование ресурсов блога учителя.
При организации дистанционного обучения учитель разрабатывает для каждого класса ежедневное расписание с цветовым отображением способов организации:
- Онлайн занятия - синий цвет.
- Занятия с ЭОР - красный цвет.
- Самостоятельная работа с учебным материалом - зелёный цвет.
В расписании предусмотрены различные способы организации дистанционного обучения; достаточные перерывы на организацию онлайн-подключения класса и принятие пищи ребенком; чередование видов деятельности учеников. Предметное содержание каждого урока определяется учителем самостоятельно.
Продолжительность урока 30 минут:
- 1 урок: 9.00 - 9.30
- 2 урок: 9.40 - 10.10
- 3 урок: 10.20 - 10.50
В расписание внеурочной деятельности классов включаются онлайн-мероприятия по формату мероприятий, проведенных в период каникул. Публикуется расписания всех классов на официальном сайте образовательной организации и в АСУ РСО в определенные сроки.
Расписание дистанционного обучения
Процесс дистанционного обучения в начальной школе построен таким образом, что ученик получает на электронную почту:
- продолжительность занятий
- расписание уроков
- сами видео-уроки
- проверочные работы
- домашние задания и т. д.
В видео-уроке учитель подробно объясняет ученику изучаемую тему. В ходе урока дает задания по теме, комментирует. Предлагаются тренажеры для закрепления пройденного материала. Ребенку предоставляется несколько видео-консультаций по разным предметам с учителем и учениками в реальном времени. Консультации проходят в режиме видео-чата онлайн, то есть все друг друга видят и слышат в реальном времени. Учитель контролирует уровень знаний детей, объясняет непонятные вопросы по изучаемым темам, дает задания ученикам и тут же спрашивает их, если нужно, то корректирует и объясняет непонятные моменты еще раз.
Дается домашнее задание по каждому предмету (кроме первоклассников). Задание может быть в виде тестов или письменное, тогда сделать его надо в обычной тетради, сфотографировать и отослать учителю.
Школой предоставляются все учебники и учебные материалы в электронном виде, которые нужны для учебного процесса.
Предусмотрена обратная связь для консультаций учеников, общения с родителями, быстрой коммуникации с использованием удобных сервисов (мессенджеры, социальные сети, Skype и т.д.). Обратная связь также осуществляется через мессенджеры (Вайбер, Вацап). Учитель будет назначать групповые консультации для контроля прохождения программного материала. Консультации могут проводиться в онлайн режиме (Вайбер, Вацап).
На официальном сайте образовательной организации и в АСУ РСО также опубликована информацию о способах обратной связи и её график (не менее одной консультации классного руководителя в неделю, по необходимости консультации учителей - предметников). Если есть много каких-то вопросов, пожеланий у родителей, то для них организуются больше онлайн консультаций и онлайн родительские собрания. Там, так же, можно задать вопросы и получить ответы, решить актуальные проблемы и понять важные организационные моменты, получить советы и напоминания. Обязательно, на одной из консультаций, акцентируем внимание родителей на том, чтобы они не забывали, что контролировать ребенка и процесс обучения, должны не только учителя, но и законные представители. Особенно, если это ученики начальных классов, которые в силу возраста не всегда самодисциплинированы. Это еще раз подчеркивает учитель, проводя консультацию для родителей. Напоминает, что, когда ребёнок будет более сознателен, то контроль за образованием можно уменьшить, приучая школьника к самостоятельности и ответственности, умению трудиться.
Педагогу необходимо контролировать:
- прохождение программы;
- организацию контроля знаний учеников с занесением оценок в электронный журнал АСУ РСО;
- соблюдение оптимальной нагрузки на школьников, объёма домашнего задания;
- соблюдение СанПиН.
В конце дистанционного обучения будут проведены административные контрольные работы по результатам дистанционного обучения с выставлением оценок в электронный журнал.
Литература
- Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. - М.: Изд. ИНТ, 2004.
- Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение, каким ему быть? [Электронный ㅤресурс] http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm
- Обучение младших школьников в дистанционной форме
https://pedsovet.org/publikatsii/shkolnoe-obrazovanie/obuchenie-mladshih-shkolnikov-v-distantsionnoy-forme