Виды текстов: повествование, описание, рассуждение

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: текст


Предмет - русский язык;

Тип урока - знакомство с новой темой;

Тема урока - Виды текстов: повествование, описание, рассуждение.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с разными видами текстов - повествованием, описанием, рассуждением.
  • Формировать умения распознавать их; развивать устную и письменную речь.
  • Воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

  • Учебник В.П. Канакиной «Русский язык».
  • Мультимедийный проектор, компьютер.
  • Компьютерная презентация «Виды текстов: повествование, описание, рассуждение».
  • Карточки для определения видов текстов.

Ход урока

1. Организация детей к уроку

Прозвенел у нас звонок!
Мы начнем сейчас урок!

2. Проверка домашнего задания

- Какую тему мы проходили на прошлом уроке?

- Что запомнили? Чему научились?

3. Сообщение темы и цели урока

Обратимся к нашей интерактивной доске (На экране тема урока «Виды текстов»)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с разными видами текстов и будем учиться определять виды текстов.

4. Минута чистописания

- Сегодня мы будем работать над заглавной и строчной буквами

Б,б. Пропишите их, чередуя.

- А сейчас давайте дадим характеристику букве «Б» и её звукам.

- Придумайте слова на букву «Б».

- Запишите 3 слова на эту букву.

5. Словарная работа

На доске.

- Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение.

Р.бята, быстр., вдру., с.бака, т.варищ, р.бочий.

Работа в парах.

6. Работа по теме урока

1.Работа по учебнику на стр. 77-78 упр. №138.

  • Чтение вопроса Почемучки. - Какие бывают тексты?
  • Чтение упр. №138.

- Что общего у этих текстов? (Все они об ослике - заводной игрушке.)

- Найдите текст, в котором говорится о признаках этого предмета, т.е. его описании.

- К этому тексту мы можем поставить вопрос: - Какой предмет?

Такой текст называется текст-описание. Такие тексты создаются для того, чтобы охарактеризовать предмет, сообщить о его признаках. В тексте-описания изображаются предметы, люди, животные, природа.

- Найдите текст, в котором мы можем увидеть причины, доказательства в данном случае любви к ослику.

- К этому тексту мы можем поставить вопрос: Почему?

Такой текст называется текст-рассуждение. Рассуждать - значит доказывать.

- Прочитайте оставшийся текст. - Какой вопрос вы можете к нему поставить? (Что произошло?)

В таких текстах говорится о событиях и действиях. Такие тексты называются текст-повествования или текст-сообщение.

Вывод.

- Какой мы можем сделать вывод? Какие бывают тексты?

Чтение правила на стр.78.

7. Физкультминутка

8. Запись текста-рассуждения

- Сколько в тексте предложений?

- Какие правила надо вспомнить при написании предложения.

9. Закрепление изученного материала

Внимание на экран. Сейчас мы с вами будем определять виды текстов.

1. Читаем текст на экране, или на карточках, которые лежат на столе.

- О чем рассказывается в первом тексте? (В первом тексте рассказывается, как автор был в цирке и видел выступление тигров.)

- Какой вопрос мы можем задать к этому тексту? (Что произошло?)

- Значит этот текст-сообщение (т.е. повествование)

2. Чтение на экране или на карточках текста.

- О чем говорится во втором тексте? (Во втором тексте дается описание тигров.

- Какой вопрос мы можем задать к этому тексту? (Какой?)

- Значит этот текст-описание.

3. Чтение на экране или на карточках текста.

- О чем говорится в третьем тексте? (В третьем тексте очень много содержится вопросов. Автор рассуждает о том, почему тигры слушаются дрессировщика.)

- Значит этот текст-рассуждение.

- Давайте ответим на эти вопросы. Составим предложения.

- Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? (Тигры слушаются дрессировщика, потому что он заботится о них.)

4. Вывод.

- Какие существуют виды текстов?

5. Записываем предложение с доски.

- О чем мы должны помнить при написании предложения?

6. Обратимся к экрану.

- С какой темой мы сегодня познакомились.

7. Вывод.

10. Итог урока

11. Рефлексия

12. Домашнее задание

Составить текст-описание про любимую игрушку (5-6 предложений).