Мастер-класс по художественно-эстетическому развитию (аппликация) «Планета Земля» (обрывная техника)

Разделы: Работа с дошкольниками, Мастер-класс

Класс: д/с

Ключевые слова: аппликация


Методика преподавания изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Цель: знакомство детей с одним из видов аппликации - обрыванием.

Задачи:

Образовательные:

  • Помочь детям освоить технику обрывной аппликации, продолжать учить детей аккуратно наклеивать детали.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию в системе глаза и руки;
  • Развивать у детей волевые качества: терпеливость, усидчивость, целеустремлённость, самостоятельность;
  • Развивать внимание детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к Земле - к своему дому, любовь к природе.

Оборудование: глобус, макет Солнечной системы, полоски бумаги зеленого, желтого, синего, голубого цветов, клей-карандаш, клеенки, салфетки, шаблоны из белого картона планеты Земля, цветной картон черного / фиолетового цветов.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций, книг о космосе;
  • разучивание стихотворений;
  • занятие по лепке «Космическая техника»;
  • беседа о Юрии Гагарине, как о первом космонавте; беседа о нашей планете, какая она?

Прежде чем приступить к работе, необходимо разобрать некоторые аспекты выполнения аппликации в данной технике.

  • Работа над составлением занятия по аппликации всегда начинается с самого ребёнка. Для какого возраста разрабатывается занятие? Насколько наполнена группа?
  • Составление аппликации необходимо начинать с замысла, который определяет композицию. Композиция очень важна при любом творческом труде.
  • Из чего будут изготовлена аппликация? На какую тему мы будем делать аппликацию?

После ответов на эти вопросы можно придумывать и творчески подходить к решению задачи.

Работа над созданием аппликации начинается с изучения аудитории с которой Вы планируете выполнять задание. Какой возраст будет у детей в вашей группе? Для занятия в младшей - средней группе детали для аппликации должны быть более крупными, заранее заготовлены. Задания должны быть менее сложными. Если детали будут мелкими, дети будут тратить много времени на то, чтобы заполнить пустые области в шаблоне. С более крупными деталями гораздо удобнее работать, набирать в руку, выкладывать на шаблоне.

В старшей-подготовительной группе дети можно дать по полоскам бумаги, которые они самостоятельно будут обрывать для аппликации.

[Проблема с которой можно столкнуться: ребенок боится рвать бумагу. Некоторые дети могут начать бояться рвать бумагу на психологическом уровне. (Рвать - значит портить) Как решить данную проблем. Сначала покажите своим примером, что рвать бумагу/ журналы можно, и в этом ничего страшного нет. Мы создаём собственную картину своими руками. Если барьер преодолеть не получается, то можно попробовать использовать детские фигурные ножницы.]

У нас шаблон Земли умещается в середину листа A4. На нем уже заранее подготовлены контуры, куда дети будут клеить полоски бумаг. Чтобы дети не путались, эти области можно заранее закрасить в нужные цвета, так будет проще ориентироваться на бумаге.

[Проблема вторая. Ребенок плохо видит цвет. Выполняя, к примеру, звезды на небе, ребёнок начинает брать зеленый цвет. Решение проблемы - даем ребенку лист с цветом фаворитом, и говорим, чтобы он выбирал только такие цвета.]

Фон для своей работы каждый ребёнок выбирает индивидуально.

Звёзды размещает в произвольном, свободном порядке. Так, как видит это ребёнок. Важно, чтобы ребёнок отличил свою работу от других, сделал что-то своё.

Можно попросить детей в группе помочь в подготовке к занятию: нарвать полоски бумаги, разложить клей, положить клеёнки на столы. После занятия попросить помощь в уборке.

Нужно объяснить детям, что задание должно быть выполнено аккуратно и неспешно, а не торопливо и небрежно. Лучше посвятить этому заданию несколько уроков. Если в группе есть дети, которые не видят смысла и пытаются выполнить задание быстро и не аккуратно, то нужно постараться их вовлечь или найти мотивационный подход.

Мы делаем вариант для средней группы. У нас на столе заранее заготовлены тарелочки с разными цветами бумаги: зеленый, желтый, голубой.

Начинаем выполнять работу с того, что берём в руки шаблон Земли перед собой. Я использовала упаковку от картона, где нарисовала уже контур и в последствии обозначила зоны определенными цветами.

Далее нам понадобится шаблоны, которые помогут детям с выполнением задания. Так как в 3-6 лет у некоторых детей еще слабо развита моторика рук, или просто боятся рисовать, то мы используем достаточно крупные элементы, что бы их проще было выполнять.

И вот мы подготовились к уроку аппликации. Приступаем к выполнению работы. Каждый этап с детьми проговаривается и показывается. Желательно если вы будете делать свой пример параллельно с детьми. Мы аккуратно берём кусочки бумаги и намазываем их клеем и приклеиваем. Можно клеить саму область, которую будет заполнять ребёнок. Отдать предпочтение лучше клею - карандашу хорошей марки. Так, с ними детям проще работать, а работа получается «чище». При выполнении задания мы следим, чтобы дети аккуратно работали с бумагой, клеили нужный цвет на нужном месте.
На работе не должно остаться пробелов и просветов основного фона. Так же в начале урока не забудьте объяснить детям простые меры безопасности работы с клеем и ножницами (если они будут задействованы в работе). А в процессе работы следите, что бы дети ни баловались и не мазали друг друга клеем и не ели его.

Ход занятия

1. Организационный момент - 1 минута. Эмоциональный настрой

Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, матушка - Земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй, я!

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какой сегодня прекрасный день! Давайте присядем на стулья, я хочу вам прочесть небольшое стихотворение о нашей планете Земля, послушайте, пожалуйста!

2. Вступительная беседа

Воспитатель:

Эта планета-любимый дом,
На ней мы с рожденья все вместе живем.
Планета прекрасна: моря, океаны,
Цветы и деревья, и разные страны.
И солнце сияет с зари до заката,
Что за планета, скажите, ребята?

Дети: Это Земля.

Воспитатель: - Правильно! Планета Земля - наш дом. А как ещё её называют?

Дети: - Её называют "голубой планетой".

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что на Земле много воды.

Воспитатель: - Правильно, ребята. Посмотрите, какая она красивая, так выглядит наша планета, если смотреть на неё из космоса. Ребята, а как вы думаете, что это?

Дети: - Это глобус.

Воспитатель: - Молодцы! Глобус - это модель нашей планеты.

Как ведёт себя планета земля в космосе, кто знает? (движется, вращается вокруг себя, вокруг Солнца)

Воспитатель: На нашей планете есть воздух, вода, растения, животные. Кто знает, что же согревает нашу планету и дарит ей свет?

Дети: - Солнце.

Воспитатель: - Как вы думаете, без Солнца была бы жизнь на Земле?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Правильно, ребята, без Солнца не было бы жизни на нашей планете. Солнце освещает и обогревает землю.

  1. Ребята, какой формы наша планета? (круглая).
  2. А почему на глобусе так много голубого цвета? (реки, озера, моря, океаны).
  3. А почему есть зеленый цвет? (это леса и растения).
  4. Почему есть желтый и коричневый? (горы и равнины).
  5. Посмотрите, а еще на глобусе есть какая-то белая земля. Что же это такое? (Это снег и лед, правильно, молодцы!)

Ребята, хотите изобразить свою маленькую планету Земля (хотим).

3. Самостоятельная деятельность

Дети садятся за столы, проверяют своё рабочее место, приступают к выполнению работ.

В процессе работы воспитатель обращает внимание на алгоритм изготовления работы. Оказывает индивидуальную помощь, поощряет, напоминает об аккуратности, уточняет последовательность выполнения работы. Также воспитатель обращает внимание на осанку детей во время работы.

4. Физкультурная минутка

Один, два, три, четыре, пять
В космос мы летим опять
Отрываюсь от земли
Долетаю до луны
На орбите повисим
И опять домой спешим

5. Итог

По окончании работы дети располагают свои композиции на магнитной доске, убирают своё рабочее место и рассказывают о своих космических впечатлениях.

Педагог: Какую работу выполняли? (выполняли аппликацию).

- Что у нас с Вами получилось? (Планета Земля)

- На каком этапе вам было интересно работать?

- Испытывали ли Вы затруднения в процессе работы?

- Какие пути решения вы выбирали для преодоления возникших трудностей?

Ответы детей.

Педагог: Какое практическое применение своей работе вы можете найти?

Дети:Подарить друзьям, родственникам, украсить свою комнату, поместить на выставку.

Фотоприложение к уроку