Правописание удвоенных согласных в корне слова

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык


Предмет: Русский язык, 2 класс, автор М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко

Тип урока: Открытие нового знания (ОНЗ)

Цель: знакомство с правилом написания удвоенных согласных в корне.

Задачи урока:

  • Ознакомить учащихся с произношением и правописанием наиболее часто
  • употребляемых слов с удвоенными согласными.
  • Развивать орфографическую зоркость, мышление учащихся; обогащать словарный запас детей словами с удвоенными согласными.
  • Прививать навыки сотрудничества при работе в группах.

Планируемые результаты:

Регулятивные учебные действия: Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия.

Познавательные учебные действия:

  • Наблюдать над положением двойных согласных в составе слова. Ознакомить с правилом написания двойных согласных в слове.
  • Формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации. Развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать информацию.
  • Тренировать обучающихся в написании слов с двойными согласными, употреблении их в речи.
  • Развивать умения видеть орфограммы.
  • Развивать критическое мышление, самостоятельность обучающихся.

Коммуникативные действия:

  • Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения в паре.

Личностные учебные действия:

  • Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу.
  • Развивать способность к самооценке

Методы: проблемно-диалогический, исследовательский, наглядный, работа в парах.

Формы работы: Фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: учебник «К тайнам нашего языка» 2 класс (авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.); тетрадь-задачник «К тайнам нашего языка» 2 класс (авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.), компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, карточки для работы в группе.

I. Организационно-мотивационный этап

Ребята, мы сегодня продолжаем раскрывать тайны русского языка. Желаю на уроке продуктивно потрудиться и открыть для себя новые знания.

II. Актуализация знаний

Назовите главные опасности письма?

(безударные гласные в корне и парные согласные по звонкости-глухости)

солнце вода сердце травка берёза снег лестница след окно

Прочитайте слова и скажите, по какому признаку можно данные слова разделить на три группы?

(По орфограммам: слова с безударным гласным в корне, с парным согласным по звонкости - глухости, с непроизносимым согласным в корне)

вода

травка

солнце

берёза

снег

сердце

окно

след

лестница

Как обозначить орфограмму? (проверяемую орфограмму подчеркнуть одной чертой, а непроверяемую тремя чёрточками)

ΙΙI. Постановка учебной проблемы

Чистописание.

На доске записаны буквосочетания:

бб пп кк сс нн мм жж лл

Что общего в цепочках букв вы видите?

(Они записаны парами, две одинаковые буквы)

Запишите буквосочетания в тетрадях, соблюдая наклон и соединения. Не забываем о правилах посадки при письме.

Обратите внимание, все буквы, которые мы с вами записали, это буквы каких звуков? (Согласных)

С данными буквосочетаниями мы сегодня ещё встретимся.

Готовы совершить открытия?

Сравните звуки и буквы. Что замечаете?

су [ б ] ота

ра [ б ] ота

суббота

работа

(Слышим один звук, а пишется две буквы)

Значит тема сегодняшнего урока: «Звук один, а буквы две»

Чему должны научиться?

(Когда же пишется рядом две одинаковые буквы согласных звуков)

Предлагаю поиграть в игру «Доскажите словечко».

Где доска и парта есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный …. - класс

Простудился я вчера,
Голова болит с утра.
Я закашлялся, охрип,
У меня наверно … (грипп)

Вдоль дороги по бокам
Липы, клён тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут …. (аллея)

Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычное?

(В них есть двойные, удвоенные согласные)

Можно ли сказать, что написание слов с двумя одинаковыми буквами - это орфограмма? (Да)

Вам важно знать, какие слова пишутся с двумя одинаковыми буквами? (Да. Мы должны уметь грамотно писать слова.)

ΙV. Открытие нового знания

Наблюдение.

Давайте понаблюдаем над словами с двумя одинаковыми буквами.

Будем работать в тетрадях и на доске. Вы уже знаете, что количество звуков и букв в словах не всегда совпадает. Назовите примеры слов, когда букв больше, чем звуков. (день, пальто, семь, пять, школьник …)

Сегодня мы узнаем ещё об одной особенности написания слов, когда количество звуков и букв может не совпадать.

Запишите в транскрипции слово «ванна»

[вана] - ванна

Сколько звуков? (4) Сколько букв? (5)

Значит, у нас появилась проблема: звук один, а буквы две!

Давайте попробуем решить эту проблему.

Проговорите ещё раз слово и уточните, как произносится согласный звук на месте двух одинаковых букв? (Долго.)

А как вы думаете, всегда ли на месте двух букв мы слышим долгий согласный звук? (нет)

Прочитайте слова, которые записаны транскрипцией.

[група]

[каса]

[субота]

Запишите данные слова буквами, используя орфографический словарь.

  • Группа
  • касса
  • суббота

Что заметили? (в них рядом две одинаковые буквы согласных звуков)

Определим, в какой части слова находятся удвоенные согласные. (в корне)

Как узнали? (Подобрали однокоренные слова)

Выделите корень.

Подчеркните в этих словах новую орфограмму.

Сколько букв подчеркнули? (две)

Как по-другому можно назвать тему нашего урока? (Удвоенные согласные)

Проверим наши предположения по учебнику, и выясним, как там формулируется тема урока. Откройте стр.84.

Название темы совпадает с нашим предположением. (да)

Прочитайте правило на стр.84 в розовой рамочке (один ученик читает вслух)

Как называются слова, в которых на месте одного звука пишутся две буквы. (двойные или удвоенные согласные)

Как называется тема этого урока по-другому? (удвоенные согласные)

Можно ли проверить написание таких слов? (нет)

Что надо знать, чтобы правильно писать такие слова? (Их надо запоминать)

Проверяемая или непроверяемая это орфограмма? (непроверяемая орфограмма)

Непроверяемую орфограмму как подчёркиваем? (тремя чёрточками)

Антон задаёт вам вопрос. А почему на месте одного звука бывают две буквы? Чтобы ответить на вопрос вам нужно прочитать текст на стр. 84 внизу про себя.

Попробуйте ответить на вопрос Антона. (На месте одного звука в корне пишутся две буквы чаще всего в словах, пришедших из других языков. В них в слове было два звука или две буквы. Так эти буквы и сохраняются в нашем языке.)

Физкультминутка.

Предлагаю отдохнуть. Я буду называть слова, а вы - если услышите слово с удвоенной согласной хлопните, если услышите слово без удвоенной согласной тихонько топните ногой.

- Ира, Маша, Анна.
- Вода, мыло, ванна.
- Слагаемое, слагаемое, сумма.
- Касса, пассажир, перрон.

V. Применение нового знания - развитие учебно-языковых умений

Предлагаю выполнить упражнение 460 на стр.85.

Класс, ванны, суббота, перрон, группы, аллея.

Работа в парах. Игра «Собери слова»

мас
сум
груп
шос
рас
пер
хок
тен
кей
рон
па
нис
са
ма
се
сказ

Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова.

Проверим, что у вас получилось.

Назовите математические слова. (Масса, сумма)

Назовите спортивные слова. (Хоккей теннис)

Назовите слова, связанные с дорогой. (Шоссе, перрон)

Какие слова не назвали? (Группа, рассказ)

VI. Рефлексия

Какое открытие сделали вы для себя, мы узнаем с помощью предложении. Я попрошу вас закончить предложения, используя ключевые слова урока.

  • Теперь я знаю …
  • Теперь я умею …

VIII. Домашнее задание

Всем знать правило из стр.84.

Стр.85, упр.463. Выпишите из словаря учебника все слова с удвоенными согласными. Отмечайте орфограммы и запоминайте их написание.