Тип проекта: познавательно-творческий, исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный 1 месяц.
Участники проекта: Старшая группа «Капитошка», подготовительная группа «Радуга»
Актуальность проекта:
«Человечество не останется вечно на земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство.»
К.Циолковский
Дети в недостаточной степени имеют представление о космосе. Участие детей в проекте «Бескрайний космос» Позволит максимально обогатить знания и представления о космосе, планетах, космонавтах, космических аппаратов. Узнать историю космоса. Тема проекта приурочена к 60-летию полета первого человека в космос.
Проект носит межпредметный, социально-исследовательский характер. Состоит из разделов таких как ознакомление с окружающим миром, ознакомление с неживой природой, экология, развитие речи, художественно-эстетическое воспитание, игровая деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературой, музыкальное развитие, развлечение, викторины.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса человеком. Познакомить с историей космонавтики советскими и российскими достижениями в космосе.
Задачи:
- Создать педагогические условия, стимулирующие познавательную активность детей.
- Расширять представления детей о космических полетах, профессии космонавта.
- Познакомить детей с российскими учеными, которые стояли у истоков развития космонавтики К.Э.Циолковский, С.П.Королевым.
- Формировать представления о планетах, их разнообразии и размерах, вызвать интерес к космическому пространству.
- Воспитывать у детей интерес и познавательную активность к космонавтике.
- Привлечение родителей к совместной деятельности.
- Создать доступную развивающую среду и благоприятные условия в работе педагогов, детей и родителей.
Ожидаемые результаты: Обогащение знаний детей о космосе, космонавтах и космических аппаратах. Расширение активного и пассивного словарного запаса, обогащение новой лексикой, повышение познавательной и творческой активности.
Организационный этап:
- Организация доступной развивающей среды в целях проектной деятельности.
- Разделение детей на творческие группы для реализации проекта.
- Объедение результатов коллективной деятельности.
- Организация выставки творческих поделок.
- Викторины.
- Организация досуга
Содержание:
Беседы, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
- Земля и космос. Наш дом во вселенной.
- Этот загадочный космос.
- Солнце - источник жизни.
- Космос и люди.
- О первых полетах в космос и о первом космонавте.
- День космонавтики.
Развитие речи, обогащение словарного запаса, чтение художественной литературы.
- «Тайна третьей планеты» К. Булычев.
- «Дорога в космос» Ю. Гагарин.
- «Дорога на космодром» Я. Голованов.
- «О чем рассказал телескоп» П. Клушанцев.
Изобразительная деятельность:
- Рисование: «Планеты солнечной системы», «Спутники, ракеты», «Космические жители», «Наш Гагарин».
- Лепка: «Планеты», «Космонавт», «Плоскостная галактика».
- Оригами: «Ракеты», «Планеты из папье маше».
Творческая работа:
- Коллективная работа по созданию «Солнечной системы» симбиоза лепки, оригами из папье маше.
Игровая деятельность:
- Развивающие игры «Готовим ракету к полету» (конструктор lego).
- «Вселенная, Солнечная система»
- Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Звездное небо», «Собери созвездие».
- Сюжетно-ролевые игры: «Космонавты», «Космические спасатели», «Инопланетяне», «Полет на луну».
Работа с родителями:
- Совместная работа родителей и детей в создании поделок на тему «Бескрайний космос».
- Консультации для родителей на тему «Изучаем астрономию вместе с детьми».
- Список рекомендуемой художественной литературы о космосе.
Музыкальное развитие:
- Разучивание песен и стихов о космосе.
- Прослушивание музыки.
- Просмотр видео-документальной хроники о космосе (Исторические кадры).
- Знакомство с композиторами Э. Артемьев, Ж. М. Жарр, Чарльз Айвз, А. Пахмутова и музыкальными произведениями о космосе.
- «Поведу я звездолет» И. Акбарова, Х. Мухаммадалиева
- «На луну лететь хочу» Т. Потапенко, Е. Авдеенко
- «Мы с космосом - на ты» А. Веселова, И. Смирнова
- «Добрая планета» Т. Евсеева, А. Рыбников.
Исследовательский этап:
- Опыты с воздушным шаром по теории К. Циолковского «Реактивное движение».
- Опыты с водой. Способ очистки воды природными компонентами.
Викторины:
- «Что ты знаешь о космосе», «Тайны звездного космоса».
Итоговое мероприятие. Досуг «Бескрайний космос».
Список использованной литературы к проекту «Космос»
- Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Старшая и подготовительная группы. Москва, ЦГЛ, 2005, стр. 192.
- Виноградова Н.Ф. «Дошкольникам о родной стране». Методическое пособие для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Москва, «Просвещение, 2009, стр. 83.
- Горбатенко О.Ф. «Комплексные занятия по разделу «Социальный мир» с детьми среднего и старшего дошкольного возраста». Волгоград, «Учитель», 2007, стр. 160, 162.
- Горьков В.Л. Авдеев Ю.Ф. «Космическая азбука». Книга о космосе. Издательство «Детская литература»,1984.
- Затулина Г.Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Подготовительная группа. Москва, «Педагогическое общество России», 2007, стр.138.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России». Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. Москва, «Скрипторий 2003», 2008. стр. 45.
- Паникова Е А. Инкина В.В. «Беседы о космосе» Методическое пособие ***
- Реен Н.А. «Система комплексных занятий в подготовительной группе». Волгоград, «Учитель», 2010, стр.276.
- Селихова Л.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» Москва, «Мозаика-Синтез», 2006, стр. 31
- Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» Часть 2 (Большая). «Скрипторий -- 2003», 2006, стр.57.
- Скоролупова О.А. «Покорение космоса». Занятия с детьми старшего возраста. ***
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс». 2010, стр. ***
- Тимофеева Л.Л., Уман А.И. «Комплексные развивающие занятия в подготовительной группе ДОУ». Москва, «Педагогическое общество России», 2006, стр.80, 84.
- Журналы: Дошкольное воспитание №11, 2000.
- Ребёнок в детском саду №3, 2008, 65.