Конспект образовательной деятельности по развитию речи с элементами театрализации для детей старшего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Цель: создание благоприятных условий для развития речи и активизации творческого начала детей.

Задачи:

Образовательные:

  • активизировать речевую активность детей;
  • учить детей обыгрывать знакомую сказку;
  • формировать умение импровизировать;
  • продолжать знакомить с видами театров.

Развивающие:

  • развивать актерские способности;
  • развивать мимическую активность.

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательность;
  • воспитывать любовь к творчеству.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Ход занятия

I. Вводная часть

Воспитатель: - Я на работу утром шла и волшебный сундучок нашла!

Давайте же поскорее откроем и посмотрим, что в этом сундучке.

(Открываю сундучок, в сундуке карточки с загадками.)

- Да это сундучок загадок!

Ребята, давайте попробуем отгадать.

II. Основная часть

(Читаю загадки.)

1)

Всё вокруг грязнючее,
Все вокруг валяется,
Не чистится, не моется
И не убирается.
Не знаете, кто это?
Не женщина - умора
Ленивая-ленивая
Зовут ее…. («Федора»)

2)

Не умытых он ругает,
Полоскаться заставляет,
Трубочиста чисто-чисто,
Чисто-чисто умывает…. (Мойдодыр)

3)

Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)

4)

Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета
Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка)

5)

Зазвонил телефон
Позвонил в квартиру слон
А за ним заговорил
И зубастый…. (Крокодил.)

6)

В Африке разбойник!
В Африке злодей!
В Африке ужасный…. (Бармалей)

- Какие вы все молодцы! А загадки и отгадки на какую тему?

(ответы детей)

Воспитатель: Сказки любят все на свете! Любят взрослые и дети! Любят слушать и смотреть, сказки могут душу греть. Чудеса в них происходят, люди счастье в них находят и конечно, доброту!

- Ребята, а где мы можем встретить сказку? (ответы детей). Ребята, а кто показывает сказки в театре? (ответы детей). А вы бы хотели стать актерами? Сыграть роли?

Ну тогда попробуем перевоплотиться в актеров.

«1, 2, 3 повернись и в актера превратись!»

Ой, ребята, посмотрите, у нас здесь стоит красивая коробочка, посмотрим, что в ней? На коробке надпись: «Чтоб коробка открылась, выполните задания от разных видов театров».

Итак, первое задание от театра язычка: «Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб всем было понятно. Мы будем разговаривать и будем выговаривать!

«Ва-ва-ва, ва-ва-ва-вот высокая трава, (теперь вы)
Вы-вы-вы, вы-вы-вы -даже выше головы.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве- васильки видны в траве
Ву-ву-ву, ву-ву-ву-васильков букет нарву»
Вот и потренировали язычок.

Второе задание от театра эмоций. Ребята, а что же такое эмоции? (ответы детей). А какие вы знаете эмоции? (ответы детей).

Вам предлагают поиграть в игру «Покажи эмоцию по сказке».

  • «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось! Дед и бабка плачут». Какую эмоцию покажите, ребята? (грусть).
  • «Мамонтёнок нашёл маму» (радость).
  • «Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу» (испуг).
  • «Проснулась Баба-Яга, а Аленушки нет - убежала. Рассердилась Баба-Яга» (злость).

Молодцы, ребята, и с этим заданием справились! Открываю коробочку, а здесь маски с эмоциями.

А теперь вам предлагают игру «Угадай эмоцию» (используя маски из коробочки).

Отлично, мы справились и с этим заданием!

Следующее задание от театра пантомимы. Пантомима - это когда показывают чувства героев без слов, выражением лица, движением тела. Приглашаю на игру! Покажи без слов. Покажи, как мама:

  • укачивает ребенка;
  • подметает пол;
  • вытирает пыль;
  • моет посуду;
  • чистит ковер пылесосом;
  • прихорашивается перед зеркалом.

Молодцы, ребята!

Последнее задание от театра теней. Соберите паззл и угадайте, силуэт какого персонажа изображен на картинке.

(Дети выполняют задание).

Все испытания закончены! Давайте немножко отдохнём.

Физминутка «Улыбнитесь"

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали.

Итак, коробка открывается! Что же там интересного? Ребята, здесь афиша. В сад приехал театр со сказкой Муха-Цокотуха. Но так, как в стране пандемия, в сад артистов не пустили.

- А давайте мы с вами сейчас сами попробуем показать инсценировку сказки «Муха-Цокотуха».

Муха: Добрый день, друзья! Я - муха, позолоченное брюхо! Вам поведаю сейчас про друзей своих рассказ.

Я по полю-то пошла и вдруг денежку нашла. Что же мне купить такого, может платье золотое, может юбку может блузку, так подумаю минутку. Полечу я на базар и куплю я самовар.

Муха:

Проходите, тараканы, я вас чаем угощу.
Очень рада вам, букашки.
Вам налью я чаю в чашки с молоком и крендельком.
Ах! Не зря сегодня муха - именинница!

Блошки и бабочка:

Здравствуй, муха,
Я и блошки принесли тебе сапожки,
А сапожки не простые, в них застёжки золотые.

Муха:

Очень рада я сапожкам!
Вы за стол садитесь, блошки!
Вот вам чай, а вот лепёшки.
Бабочка-красавица, кушайте варенье.

Бабочка: очень уж нам нравится ваше угощенье!

Пчела:

Доченька, уважь старушку.
Это бабушка - пчела.
Я тебе на день рожденья мёду принесла.

Муха:

Милости прошу, пчела.
Вас давно к себе ждала.
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.

Муха:

Веселитесь, гости, ешьте и танцуйте до утра.
Нынче Муха-Цокотуха - именинница.

Звук:танец Выход паука.

Паук:

Ха-ха-ха! Развеселились,
А я тоже есть хочу, вашу Муху-Цокотуху в раз сейчас же проглочу.
Я её хочу убить, Цокотуху погубить!

Муха:

Дорогие гости, помогите!
Паука - злодея погубите.
И кормила я вас, и поила я вас,
Не покиньте меня в мой последний час.

Таракан:

Тараканы, под диваны, а
А козявочки под лавочки попрятались.
Остальные под кровать - не желаем воевать.

Муха:

Что ж, друзья-то, вы все испугались,
По углам, по щелям разбежались.
И никто даже с места не сдвинется,
Пропадай, погибай именинница.

Паук: Я ведь муха не шучу, руки - ноги все скручу.

Звук: «Полёт шмеля». Вылет комарика.

Комарик:

Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей.
Сабля острая моя голову срубает,
Беззащитных насекомых от беды спасает.
Я злодея зарубил, я тебя освободил.
И теперь, душа - девица, на тебе хочу жениться!

Все: слава, слава комару - победителю!

Тараканы:

Прибегайте, светлячки, зажигайте огоньки.
То-то станет весело, то-то хорошо!

Бабочка:

Эй, сороконожки, бегите по дорожке,
Зовите музыкантов, будем танцевать.

Блошка:

Тара-ра-тара-ра заплясала мошкара.
Козявочки с червячками, букашечки с мотыльками.
А за ними клоп, клоп.
Сапогами топ, топ!
Все: веселись, народ!
Муха замуж идёт за лихого, удалого, молодого комара.

Поклон.

III. Заключительная часть

Рефлексия

  • Ребята вам понравилась сегодняшняя игра? - А почему?
  • А у вас получилось передать эмоции наших актеров?

Сундучок у нас волшебный он вам дарит книгу со сказками, которая вам поможет сыграть новые спектакли.