ООД по познавательному развитию в младшей группе. Тема: «Насекомые»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: младшая группа


Цель: создание условий для формирования элементарных представлений о насекомых.

Программное содержание:

  • Обучающие: уточнить и расширить знания о насекомых, об образе жизни, о пользе приносимой ими в природе.
  • Развивающие:
    • развивать мыслительную активность, умственные операции, любознательность, внимание, память, речь;
    • вызвать интерес к окружающему миру;
    • формировать реалистические представления о природе;
    • расширять кругозор.
  • Воспитывающие: воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к насекомым; желание прийти на помощь.

Материал: картинки «Третий лишний», «Кто спрятался в траве», силуэты насекомых, ширма для теневого театра, фонарик, пазлы «Кто, где живёт?, игрушки насекомых, паутина паука, музыка для релаксации, звуки насекомых. раздаточный: разрезные картинки.

Предварительная работа:

  • беседа о насекомых, наблюдение за пауком, мухой;
  • чтение укр. нар. «Рукавичка». К.И.Чуковский «Муха Цокотуха». В.И.Коваль «Бабочка».
  • загадывание загадок о насекомых; дидактическая игра «Чей домик?»;
  • изготовление мини-макета «Насекомые".

Ход НОД

1. Организационный момент

Воспитатель предлагает детям встать в круг

Солнышко, солнышко
Мы твои лучи,
Быть людьми хорошими,
Ты нас научи!
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.

2. Основная часть

Мотивация

Воспитатель: Ребята, какое время года наступило? (ответы детей)

Правильно, наступила весна. Вся природа проснулась от зимнего сна. А вы хотели бы попутешествовать? А я предлагаю вам отправимся в лес на лесную полянку.

Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки,
Вот как ловко мы шагали,
не споткнулись? не упали?

(Дети подходят к лесной полянке)

Воспитатель: Ах, какие красивые цветы на полянке! А вам не кажется , что кто-то плачет? Да тут в паутину к злому пауку кто-то попал. Кто попал в паутину к пауку?

Дети: бабочка, кузнечик, муравей, жук…

Воспитатель: а как их можно назвать одним словом?

Дети: насекомые.

Воспитатель: они не могут выбраться из паутины и просят вашей помощи. Это злой паук их поймал. Что же делать?

Дети: освободить их.

Воспитатель: А чтобы освободить насекомых, мы должны выполнить задания паука. Вы не боитесь трудностей?

Дети: нет.

Воспитатель: и вот первое задание паука, нужно собрать картинку и назвать насекомое.

Детям предлагается собрать картинки из 3 частей.

Дидактическая игра «Собери картинку»

(дети собирают разрезные картинки)

Воспитатель: какое, насекомое у вас получилось? какого цвета у тебя бабочка? Какую пользу приносит бабочка? Чем питается бабочка? (бабочки опыляют цветы, питаются нектаром) Что умеет делать бабочка?

Дети: Бабочки умеют летать, порхать.

Воспитатель: давайте проследим за порханием бабочки.

Игровой приём «Бабочка»

Дети: следят за порханием бабочки.

Воспитатель: вот, какие молодцы, выполнили задание и спасли бабочку.

Маша, освободи из паутины бабочку и посади её на цветок лесной полянки.

Воспитатель: давайте дальше спасать насекомых, садитесь на стульчики - пенёчки. Стало темно и непонятно кто это?

Дидактическая игра «Узнай по тени»

Дети по силуэтам определяют и называют насекомое.

Воспитатель: кто это? (муравей) какую пользу приносит муравей? Муравей разносит по всему лесу семена растений, рыхлит землю, поедает гусениц. Он хоть и маленький, но очень трудолюбивый.

Чем питается муравей? (муравей питается семенами растений, мякотью плодов, соком растений).

Кто это? (кузнечик) Чем питается кузнечик? (мелкими насекомыми) что умеет делать кузнечик? (прыгать) Давайте попрыгаем как кузнечики

Физминутка

Поднимайте плечики 1,2,1,2,
Прыгайте кузнечики
Прыг - сок, прыг - скок
Сели травушку покушали
Тишину послушали,
Тише, тише высоко
Прыгать на носках легко.

Воспитатель: вот как прыгали кузнечики. Саша, освободи из паутины паука кузнечика, и муравья.

А нашей помощи ждут ещё и другие насекомые. А, что бы им помочь, нам необходимо показать пауку кто, из насекомых, где живёт?

Дидактическая игра «Кто, где живёт?» игра - пазлы

Воспитатель: Где живёт паук? (в паутине), муравей? (муравейнике), гусеница? (в яблочке). Пчела? (в улье)

Вот молодцы! Выполнив это задание, мы с вами спасли пчёлку. Какую пользу приносят пчёлы? (опыляют цветы) чем питаются пчёлы? (Нектаром цветов) А может ли пчела ужалить просто так? (если её не трогать она не ужалит). Артём освободи пчёлку из паутины паука.

Воспитатель: что-то в лесу стало совсем темно. Кто же спрятался в траве? Как увидеть? (ответы детей) А что бы узнать, кто спрятался в траве, мы узнаем, если включим фонарик

Дидактическая игра «Кто спрятался в траве?

Дети определяют, кто спрятался в траве.

Воспитатель: выполнив это задание, мы с вами спасли божью коровку. Марк, освободи божью коровку из паутины и посади на цветок.

Воспитатель: а божья коровка хочет с вами поиграть

Пальчиковая игра «Божья коровка»

По цветку полжёт букашка,
На ней красная рубашка,
Маленькая крошка,
на спине горошки.

Воспитатель: чем же питается божья коровка? (мелкими насекомыми: тлей, клещами…) Почему у божьей коровки такой яркий наряд? (своим ярким нарядом она отпугивает птиц)

Воспитатель: а тут насекомых видимо-невидимо.

Посмотрите внимательно и скажите, какое насекомое здесь лишнее?

Дидактическая игра «Третий лишний?

Бабочка, пчела, кузнечик (кузнечик потому, что он не умеет летать)

Жук, муравей, кузнечик (жук потому, что он умеет летать)

Воспитатель: А что делает жук, когда летит? (жужжит)

Давайте послушаем, как он жужжит (звучание жука)

А кто ещё умеет жужжать? (пчела, оса, шмель)

А это кто так звонко пищит? (звучание комара) - комар

А это кто так стрекочет (звучание стрёкота кузнечика) - кузнечик

Вот молодцы, всё угадали. Выполнив это задание, мы с вами освободили жука из паутины паука. Арина освободи жука и посади его на цветок лесной полянки.

3. Итог

Воспитатель: каких насекомых, мы сегодня спасли из паутины паука?

Пусть они живут и радуются. А мы их не будем обижать. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, прыгают по траве кузнечики, летают бабочки. Пусть мир, в котором мы живём, всегда остается голубым и зелёным. Насекомые благодарят вас за помощь. И дарят вам раскраску, что бы вы их никогда не забывали.

Воспитатель: а наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад.

От лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки,
Вот как ловко мы шагали,
не споткнулись? не упали?

Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (ответы детей). Что мы делали? (ответы детей)

Релаксация

Путешествуя вы очень устали. Я предлагаю вам лечь на коврик, закрыть глаза и отдохнуть под спокойную музыку.

Список использованной литературы

  1. Практическая энциклопедия. «Какие бывают насекомые» Камилла де ла Бедуайер, 2018.
  2. Планета животных, Михеев А.М., 2014.
  3. Вахрушев, Кочемасова: Здравствуй мир! Пособие по ознакомлению с окружающим миром.
  4. Детская энциклопедия «Насекомые».
  5. Интернет-ресурсы.
  6. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».