Особенности работы с родителями с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

Разделы: Работа с родителями, Коррекционная педагогика

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: ОВЗ, взаимодействие с родителями


ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ определяет создание условий для реализации адаптированной основной общеобразовательной программы, обеспечивающие возможность участия педагогических работников, родителей обучающихся и общественности в поддержке родителей в воспитании обучающихся, охране и укреплении их здоровья, вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность.

В семье ребёнок получает опыт выстраивания отношений с окружающими. Проблемы семейного воспитания в условиях общеобразовательной школы обусловлены тем, что семья играет огромное значение в социализации ребёнка.

Исследуя проблему семейного воспитания детей с ОВЗ, обнаруживается, что родители детей испытывают психологические трудности, которые усложняют эффективно воспитывать своего ребёнка.

Исходя из этого, проблема семейного воспитания детей с ОВЗ является актуальной.

Цель работы: выявить и охарактеризовать особенности семейного воспитания детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы, предложить методические рекомендации, направленные на взаимодействие специалистов образовательной организации и семьи.

Задачи

  • Провести теоретический анализ проблемы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Изучить процесс воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в семье.
  • Разработать методические рекомендации, направленные на взаимодействие специалистов образовательной организации и семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

С целью изучения особенностей семейного воспитания детей с ОВЗ нами было осуществлено экспериментальное исследование, которое проводилось на базе двух образовательных организаций. В исследовании участвовало 24 ребенка, обучающихся начальной школы в классах для детей с интеллектуальными нарушениями (лёгкая умственная отсталость) и их родители (законные представители).

Рассмотрим показатели особенностей семейного воспитания детей с ОВЗ

Методика

Уровни

Показатели
%

Абсолютное число

Учительский опросник выявления сформированности различных компонентов познавательной деятельности

Ниже среднего
Низкий

29
8

7
2

Анкета «Определение воспитательных умений у родителей, детей с отклонениями в развитии».
Эмоциональное принятие-отвержение ребёнка.
Рациональное понимание-непонимание проблем ребёнка.
Адекватные-неадекватные формы взаимодействия.

Низкий


Низкий
Низкий

17
17
50

4
4
12

Определение взаимоотношений ребёнка с близкими в семье и со знакомыми лицами.
Общение с родителями.
Доверительные отношения.

Нижняя ступень
Не указали
Нижняя ступень
Не указали

8
13
17
21

2
3
4
5

Социометрия «Моя семья»

Отсутствие отца на момент рождения ребёнка
Отсутствие отца на сегодняшний день
Ребёнок находится на большой дистанции от родителей

4
29
4

1
7
1

На уровне сформированности ниже среднего - 7 обучающихся.

2 обучающихся на низком уровне сформированности.

По результатам изучения уровня сформированности различных компонентов познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ мы можем сделать вывод, что у большинства обучающихся познавательная деятельность недостаточно сформирована. Можно предположить, что одной из причин низкого уровня может выступать недостаточная поддержка родителей. Неконструктивные формы взаимоотношений с ребёнком.

Из анкеты «Воспитательные умения у родителей» мы выяснили, что

  • 4 родителя не понимают проблемы своего ребёнка.
  • 12 родителей неадекватно взаимодействуют с ним.
  • Из 24 родителей только 2 мамы указали, что читают психолого-педагогическую литературу.

Были вопросы, где родители отвечали и «Да», и «Нет» на один и тот же вопрос.

Например.

  1. Считаете ли вы возможным наказывать ребёнка за провинность физически (ремнём, шлепком).
  2. Проявляете ли вы терпение, если ребёнок капризничает или не послушен?
  3. Повышаете ли вы голос на ребёнка?

Из результатов исследования взаимоотношений с близкими мы видим, что в общении родители находятся гораздо ближе к своему ребёнку.

Причем, Стас К. отказался указывать маму или папу на лесенке, пояснив, что они его не любят.

Рассмотрим результаты изучения трёх этапов жизни семьи: до рождения ребёнка с отклонениями в развитии, сразу после его рождения и в настоящий момент с помощью социограммы «Моя семья». В исследовании участвовали родители. В результате исследования получились следующие качественные показатели:

Результаты исследования показали, что многие семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, нуждаются в психолого-педагогической помощи для нейтрализации проблем, которые возникают из переживаний в связи с нарушенным развитием ребёнка.

Таким образом, проведённое нами исследование позволило нам разработать рекомендации, направленные на взаимодействие специалистов образовательной организации и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

Задачи работы:

  • Формирование у родителей положительного отношения к школе.
  • Просветительская работа.
  • Привлечение родителей к совместной педагогической деятельности.
  • Воспитание у детей привязанности к семье.

При разработке методических рекомендаций учитывались следующие дидактические принципы

  • Принцип целенаправленности педагогического процесса.
  • Принцип целостности и системности.
  • Принцип гуманистической направленности.
  • Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
  • Принцип единства диагностики и коррекции.
  • Деятельностный принцип коррекции.
  • Принцип комплексного использования методов и приёмов коррекционно-педагогической деятельности.

Экспериментальное исследование и беседы с классными руководителями и воспитателями группы продлённого дня, работающими с детьми с ОВЗ, позволили выделить направления работы с родителями.

Направления работы

  • Психолого-педагогическое просвещение (психолого-педагогическое консультирование, родительское собрание, беседы, лекции, посещение уроков родителями)
  • Досуговая деятельность (участие в праздниках, концертах, выставках, прогулках, посещение музеев)
  • Социальная поддержка (организация питания, посещение семьи)
  • Поддержка здоровья детей (путёвки в оздоровительные лагеря, походы, встречи с медицинскими работниками)

Классное родительское собрание проводится 4-5 раз в учебном году. На нём обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за год. С целью оказания положительного влияния на эмоциональную атмосферу в семье организуются собрания родителей совместно с детьми.

Индивидуальные доверительные беседы с родителями желательно проводить не только с теми, дети которых имеют какие-то проблемы в учёбе, но и с родителями успешных учеников. Индивидуальная беседа требует тщательной подготовки.

Приведён вариант индивидуального консультирования родителей психологом по проблеме

Цель: выявить причины проблемы в поведении.

Задачи:

  • Обсудить с родителями проблему
  • Способствовать формированию у родителей положительного отношения к ребёнку.
  • Составить рекомендации для родителя

Инициатива встречи: по запросу родителей.

Описание консультации: в виде беседы совместно с социальным педагогом.

Этапы консультации

  • Выяснение проблемы.
  • Консультирование.
  • Причины возникновения проблемы (внутрисемейные конфликты, взаимоотношения с отцом).
  • Последствия (эмоциональные переживания у ребёнка, ухудшение поведения).
  • Пути решения (беседы с ребёнком, межведомственное взаимодействие).

Рекомендации.

Выстроить взаимоотношения с ребёнком, учитывая возрастные особенности. Быть примером, не угрожать, не оскорблять. Сотрудничать с социально-психологической службой школы.

Привлекая родителей к досуговой деятельности своих детей, позволяет устанавливать партнёрские отношении образовательно-воспитательного процесса. Позволит знать и понимать своего ребёнка, увидеть его возможности. Совместно выполненные рисунки, поделки, костюмы, репетиция роли несут в себе огромное воспитательное значение, позволяет сплотить семью.

Социальная поддержка семей, воспитывающих детей с ОВЗ может выражаться в организации бесплатным питанием, посещении семей «группы риска», состоящих на различных видах учётов, обеспечение новогодними подарками отдельных категорий детей, организация досуга учащихся в каникулярное время, временное трудоустройство детей старше 14 лет.

Обязательным направлением является поддержка здоровья детей. Это может быть организация летнего отдыха детей, бесплатные путёвки в оздоровительные лагеря, встречи с медицинскими работниками. Может стать традиционным общешкольное мероприятие «День здоровья». В начале учебного года вся школа идёт в однодневный поход. Организуются спортивные конкурсы, импровизированный концерт, смотр биваков, экологические акции. Обязательным условием будет привлечение родителей к походу. Кто-то из них примут активное участие в эстафетах, подвижных играх, другие будут обустраивать бивак, подготовят пикник для детей, помогут педагогу в соблюдении дисциплины.

На основе полученных результатов исследования, а также особенности семейного воспитания детей с ОВЗ, нами разработаны рекомендации, направленные на формирование активной педагогической позиции родителей, вооружению родителей педагогическими знаниями и умениями. Считаем целесообразным их написание в виде примерного плана групповой и индивидуальной работы с родителями на учебный год.

План работы с семьями детей с ОВЗ на учебный год

Приложение