На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью в школах увеличивается, и чтобы отвечать запросам общества, необходимо поддерживать культуру инклюзивного образования, реализовывать инклюзивную практику, в том числе через организацию психолого-педагогического сопровождения в школе. В связи с введением в 2016 года ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, каждый год в школу стали приходить дети-инвалиды с различными заключениями ТПМПК. В зависимости от особенностей развития обучающегося необходима индивидуальная программа сопровождения их образования. Образца, по которому составляется данная программа, нет. Поэтому многим специалистам, сопровождающим детей-инвалидов, требуется методическая поддержка данного направления. В данной статье будет представлен опыт составления индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования обучающихся с инвалидностью, форму данной программы можно будет использовать для разработки собственных программ.
В соответствии с основными федеральными и региональными нормативно-правовыми документами, функции организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов возлагаются на психолого-педагогический консилиум. В рамках работы ППк осуществляется следующее: разрабатывается индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида.
В образовательных организациях сопровождение должны получать все дети-инвалиды. В нашей школе существует следующий порядок сопровождения: до заседания ППк обучающиеся с инвалидностью проходят психолого-педагогическое обследование, на каждого ребенка составляется карта (папка) развития ребенка. Затем специалистами, работающими с детьми с инвалидностью, составляется индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида (ИПППСОРИ), которая утверждается на заседании ППк.
В рамках своей профессиональной деятельности, как педагог-психолог и секретарь школьного ППк, разработала форму индивидуальной программы, которую мы составляем, в соответствии с ИПРА ребенка-инвалида и результатами психолого-педагогической диагностики, для каждого обучающегося с инвалидностью.
Материалы, которые использовались для составления формы индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида, следующие:
- Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Реестр примерных адаптированных основных общеобразовательных программ;
- Документация муниципального уровня: постановление Администрации Алтайского края от 30.01.2013 № 37 «Об утверждении Положения об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в общеобразовательных организациях Алтайского края, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования», постановление Администрации Алтайского края от 03.02.2014 № 43 «О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 30.01.2013 № 37»;
- Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 12.03.2014 № 1527 «О деятельности педагога-психолога в образовательных организациях Алтайского края»;
- Содержание и структура индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (ИПРА), заключения ПМПК.
Содержание данной формы учитывает все основные требования, которые предъявляются нормативными документами, и должны содержать программы сопровождения.
Далее представлена структура индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида:
- Титульный лист, который содержит общие сведения, дату получения инвалидности, срок действия справки, выписки из ИПРА ребенка (перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности, мероприятия психолого-педагогической реабилитации, прогнозируемый результат).
- Пояснительная записка, в которой отражены условия по реализации обучения, цель и задачи программы, ожидаемый результат, создание специальных образовательных условий.
- Индивидуальный план психолого-педагогического сопровождения, в котором описываются виды психолого-педагогической коррекции и (или) направления сопровождения.
- Мониторинг и оценка динамики психолого-педагогического сопровождения.
Данная форма индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида заполняется на учебный год или на период действия инвалидности, кроме последнего листа, и сшивается. Хранится в карте (папке) развития обучающегося.
Скачать форму (образец) индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида можно в приложении 1, а примерные варианты заполнения содержатся в приложении 2 (ИПППСОРИ на обучающегося с ЗПР и инвалидностью), в приложении 3 (ИПППСОРИ на обучающегося с РАС и инвалидностью), в приложении 4 (ИПППСОРИ на обучающегося с инвалидностью).
Этой формой ИПППСОРИ пользуемся на протяжении пяти лет, данный вариант показал свою эффективность при работе с обучающимися, так как содержит цели и результаты программы, направления, сроки, ответственных за выполнение, динамику и мониторинг психолого-педагогического сопровождения.