Цель: закрепить знания о взаимосвязи человека с природой.
Задачи:
- Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
- Развивать внимание, память, обогащать словарный запас.
- Воспитывать эстетическое отношение к природе.
Ход КВН
I. Приветствие
/название команды, «улыбашки» двух команд (ребята улыбаются и приветствуют друг друга)/
Учитель: Ежегодно на нашей планете отмечается два особых календарных праздника: день Земли /22 апреля/ и День Окружающей среды. Это дни - напоминания о проблемах охраны природы. Покорение природы привело к экологическим проблемам: загрязнению воздуха, разрушению почв, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Люди стали понимать, что они не господствуют над природой. А попросту губят ее. Природа - это самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек часть природы.
- Сегодня в Клубе Веселых и Находчивых мы поговорим о природе и ее охране человеком.
- В нашей игре принимают участие команды _______.
Слово командам. (Приветственное слово, название команд)
II. Разминка. Веселая викторина
/по 10 вопросов каждой команде/
Вопросы к викторине
1 команде:
1.Кто строит себе дом под водой из воздуха ? /паук-серебрянка/
2.Детеныш не родился, а уже отдан на воспитание. Кто он ? /кукушонок/
3.Лыко дерет, а лаптей не носит ? /коза/
4.У кого уши на ногах ? /кузнечик/
5.Кто в лесу без топоров строит избу, без углов ? /муравьи/
6.Глаза на рогах, а дом на спине ? /улитка/
7.Что можно использовать в лесу для заварки чая? (Листья земляники, малины, смородины, плоды шиповника.)
8.Из древесины какого дерева делают спички? (Осина.)
9.Почему ночные цветки белые? (Они лучше заметны насекомым-опылителям.)
10. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник.)
2 команде:
1.Какую птицу называют крылатым почтальоном ? /голубь/
2.Какая птица выше всех летает ? / орел/
2.В древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детеныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. /белка/
3.Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинки насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жуков-листоедов . /скворцы/
4.Назовите птицу, ставшую с незапамятных времен символом отваги и удали на Руси . /сокол/
5.Какой пушной зверек стал символом русской державы ?/соболь/
6.Какую птицу наших лесов называют лесным доктором ?/дятла/
7. Цветок с девичьими очами. (Анютины глазки.)
8. Васин цветок. (Василек.)
9.Цветок, название которого выражает не очень уважительное отношение к Алле. (Фиалка.)
10.Цветок, встающий первый после спячки. (Подснежник.)
Дополнительный вопрос:
1. Эти известные животные раньше были военными животными и не раз решали исход сражения. Петр b выставил их под Псковом против шведской конницы, и шведы бросились наутек. Какие животные помогли Петру b одержать победу ? /верблюды/
2. Как называют тропический лес? (Джунгли.)
3. Как называется охота на машинах? (Сафари.)
4. Дикая кошка с блестящей черной шерстью. В книге о Маугли ее зовут Багира. (Пантера.)
III. Конкурс капитанов
Вопросы и задания капитану первой команды:
1. Что такое, по-вашему, Красная книга?
Красный цвет - сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. В эту книгу занесены животные и растения, которых на Земле осталось очень мало, они находятся под угрозой вымирания. Их надо спасать: запретить охоту на них, охранять в заповедниках.
2. О каком цветке идет речь?
Над лугом парашютики
Качаются на прутике. (Одуванчик.)
Вопросы и задания капитану второй команды:
1. Сформулируйте ваше определение науки экологии.
Экология - это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды.
2.
О каком цветке идет речь?
Царицей цветов я зовусь,
На вид я прекрасна, нежна,
Но тронешь меня невзначай,
Почувствуешь, как я сильна. (Роза.)
IV. Конкурс для команд «Собери пословицу»
- Следующий конкурс для самых внимательных на лучшее знание пословиц и поговорок, которые нужно будет соединить между собой. Я раздаю каждой команде первые части пословиц, а вторую нужно будет подобрать по смыслу.
Первой команде:
- Слово не воробей…. вылетит - не поймаешь
- Лучше синица в руках, чем….журавль в небе
- Всякая птица свое …..гнездо любит
Второй команде:
- У каждой пташки свои… замашки
- Всякая птица своим клювом …сыта
- Сорока весть на хвосте …принесла
V. Конкурс для команд "Лесная почта"
- На эту станцию часто приходят письма от животных, растений, которые просят у вас совета. Вам нужно внимательно прочитать их и дать ответ устно на некоторые из них и помочь им.
Письмо №1
На день рождения Кате подарили щенка. Наконец-то сбылась ее мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у нее появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла. А потом ей подарили говорящую куклу, о щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: "Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице".
Правильно ли поступила девочка?
Письмо №2
Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
- Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.
Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.
- А я и не знал об этом.
Что сказала бабушка внуку?
VI. Игра «Пантомимика»
С каждой команды приглашается по 3 участника, выбирают закрытыми глазами листок, где написаны названия животных. Команде нужно отгадать какое животное он изображает мимикой и движениями. (1-лиса, медведь, лось. 2-заяц, волк, белка)
VI. Конкурс плакатов по теме «Планета Земля в опасности - спаси её»
Загадки для зрителей:
1.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода.)
2. Рассыпается горох на семьдесят дорог:
3. Никто не подберет. (Град.)
4.
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравьи.)
5.
Что за чудо - красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать, ни войти! (Радуга.)
6.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце.)
7.
Белый, белый пароход над деревьями плывет.
Если станет синим, разразится ливнем. (Облако.)
8.
Покуда было белым, не падало оно,
А выросло - упало. Не правда ли, смешно? (Яблоко.)
9.
Долгоножка хвалится: я ли не красавица?
А всего-то - косточка, да красненькая кофточка! (Вишня.)
10. Желтое решето темных домиков полно. (Подсолнух.)
11. Чем больше колец, тем старше жилец. (Дерево.)
12.
Словно ребята на пеньках столпились тесной кучкой
И держат зонтики в руках, застигнутые тучкой. (Опята.)
13.
Что за странный колобок? У него колючий бок.
Если кто его коснется - колобок клубком свернется. (Еж.)
14.
Его ни встретить, ни поймать никак не удается.
Но стоит крикнуть иль позвать - охотно отзовется. (Эхо)
VII. Подведение итогов
Учитель:
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы вместе
Навек объединимся,
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся.
Песня о природе: / на мотив «Песенки о медведях»./
Давайте беречь планету,
Она ведь у нас одна.
Красива во всей Вселенной
И очень нам всем нужна.
Реки, моря и горы,
Равнины и леса -
Надо беречь планету,
Нам без нее нельзя.Припев:
Ля, ля, ля, ля, ля…
Любим мы тебя Земля,
Ля, ля, ля, ля, ля…
Будь зеленой ты всегда!
Песня (исполняют команды и зрители)
Учитель: Все в нашем мире многосложном взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия глубокого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. Ведь планета у нас одна. Одна на всех землян. И другой не будет. Поэтому берегите ее.
Песня о природе:
/ на мотив «Песенки о медведях»./
Давайте беречь планету,
Она ведь у нас одна.
Красива во всей Вселенной
И очень нам всем нужна.
Реки, моря и горы,
Равнины и леса -
Надо беречь планету,
Нам без нее нельзя.Припев:
Ля, ля, ля, ля, ля…
Любим мы тебя Земля,
Ля, ля, ля, ля, ля…
Будь зеленой ты всегда!
Песня о природе:
/ на мотив «Песенки о медведях»./
Давайте беречь планету,
Она ведь у нас одна.
Красива во всей Вселенной
И очень нам всем нужна.
Реки, моря и горы,
Равнины и леса -
Надо беречь планету,
Нам без нее нельзя.Припев:
Ля, ля, ля, ля, ля…
Любим мы тебя Земля,
Ля, ля, ля, ля, ля…
Будь зеленой ты всегда!
Песня о природе:
/ на мотив «Песенки о медведях»./
Давайте беречь планету,
Она ведь у нас одна.
Красива во всей Вселенной
И очень нам всем нужна.
Реки, моря и горы,
Равнины и леса -
Надо беречь планету,
Нам без нее нельзя.Припев:
Ля, ля, ля, ля, ля…
Любим мы тебя Земля,
Ля, ля, ля, ля, ля…
Будь зеленой ты всегда!
_____________
- лиса
- медведь
- лось
- заяц
- волк
- белка
- Птицы сильны крыльями, а люди - дружбой.
- Слово не воробей вылетит - не поймаешь.